Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Кейсы

  • Велопрокат в Европе набирает обороты, и не последнюю роль здесь играет развитие тарифных опций. Транспортное управление Лондона совместно с сервисом Santander понизило цену на аренду велосипедов: теперь за 3,5 фунта стерлингов в день можно совершить неограниченное количество часовых поездок (ранее были доступны только получасовые за 3 фунта). При этом разовая получасовая поездка теперь стоит 3 фунта вместо 3,3 ранее. Такие изменения провели на фоне расширения флота оператора: он вырос с 600 до 2 тысяч велосипедов
  • Понижение цен работает не только между пользователями и сервисами аренды. Власти Стокгольма согласились снизить ежегодную плату за каждый велосипед проката с 1,4 тысячи до 600 шведских крон, чтобы повысить микромобильность в столице. За счёт этого Voi и Bolt смогли расширить свой флот сразу на 2 тысячу велосипедов. Здесь мы в очередной раз видим, как важен баланс — сервисы аренды готовы вносить свой вклад, но чрезмерное давление на них может навредить самому городу

Безопасность

  • Рубрика «к счастью, не у нас»: в Лондоне участились кражи батарей с электровелосипедов Lime. Два года назад от аналогичных действий злоумышленников пострадал оператор Voi в Ливерпуле — группу преступников как раз задержали на прошлой неделе. Детали об их поимке не раскрываются, но в Voi упомянули о своих «передовых технологиях для отслеживания краж». Российские сервисы также используют технологически сложную телематику, которая делает бесполезной любые попытки своровать самокат или его части — даже если снять что-то физически, уйти незамеченным не выйдет

Исследования

  • Южная Европа (в особенности Испания и Италия) стала главной движущей силой в развитии стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в регионе вырос сразу на 18%. В Восточной Европе прирост составил 14%. Во всём ЕС теперь можно взять в аренду более 254 тысяч велосипедов (+9%). Общий пассажиропоток (ridership) стационарного проката в Европе в 2024 году составил 227 млн человек

Рекомендации

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление