Самокаты под контролем: как операторы следят за поездками и что передают городам?
Данные о каждой поездке на арендном самокате в режиме реального времени собираются и передаются на сервера компаний. Операторы знают точное расположение устройства, оценивают стиль вождения и запоминают поведение пользователя.
Разбираемся, как устроен мониторинг поездок, что передают операторы властям и какую пользу это может принести городу.
Какие данные собирают операторы
- геолокация,
- маршрут поездки,
- положение самоката,
- скорость вождения,
- манёвры пользователя,
- уровень заряда,
- статус занятости,
- профиль пользователя,
- техническая исправность устройства
На основе такого массива данных оператор может анализировать как общие тенденции — например, точки притяжения пользователей, — так и выделять любую конкретную поездку. Это позволяет восстановить маршрут, время и места значимых действий и, при необходимости, вычислить нарушителей.
Как данные кикшеринга помогают городу
Кикшеринг — это не только удобный транспорт для горожан, но и источник информации для города. Операторы контролируют передвижение самокатов, а власти могут анализировать эти данные, чтобы планировать городскую инфраструктуру и разрешать спорные ситуации на дороге.
📊 Аналитика трафика
Тепловые карты поездок показывают популярные маршруты, помогая городским властям развивать велоинфраструктуру и планировать транспортные узлы на основе реальных данных.
🅿️ Оптимизация парковок
Данные о поездках позволяют корректировать схему парковок. В результате парковки появляются там, где они действительно нужны, а транспортное пространство используется эффективнее.
📍 Контроль размещения
Власти и операторы кикшеринга могут отслеживать, где скапливаются самокаты, и перераспределять их в районы с высоким спросом. Это помогает избежать хаотичного скопления и делает сервис удобнее для пользователей.
💥 Мониторинг инцидентов
Данные о поездках помогают отслеживать нарушения на дорогах и разбирать спорные ситуации. Если самокат попал в ДТП, операторы могут восстановить маршрут, определить время происшествия и передать информацию городским службам. Это повышает безопасность и позволяет оперативно выявлять нарушителей.
Что нового у операторов?
С февраля 2025 года Whoosh и МТС Юрент начали делиться расширенными данными о своих самокатах по протоколу MDS. Теперь власти отдельных городов могут ежедневно получать такую информацию:
- Статус ТС (доступен/в аренде/забронирован/недоступен к аренде),
- Уровень заряда устройств,
- Обезличенные треки поездок.
С новой системой города могут точнее оценивать локации для создания велоинфраструктуры, а также организовывать транспортные хабы в местах притяжения пользователей СИМ и других участников дорожного движения.
Данные по MDS от МТС Юрент уже получают Москва, федеральная территория Сириус (Сочи) и Казань, а от Whoosh — Казань, Сириус и Тула.
Технологии отслеживания
В каждом самокате установлен IoT-модуль, который в режиме реального времени передаёт данные о статусе поездки на сервер оператора.
IoT-модуль — это мозг самоката, который связан с ключевыми узлами устройства: мотором, батареей, контроллером. Он не просто собирает и анализирует данные, но и может управлять работой самоката с помощью команд — ограничивать скорость или останавливать самокат.
На борту IoT-модуля установлено множество компонентов. Например:
- GPS — определяет местоположение самоката
- Акселерометр и гироскоп — анализируют стиль вождения
- GSM-модуль — передаёт данные на сервер и принимает команды
- Система блокировки — может физически заблокировать колесо
Внутри каждого самоката также находится SIM-карта, которая позволяет оператору «связаться» с самокатом по мобильной сети. В зависимости от условий покрытия и качества сигнала, устройство автоматически выбирает оптимальный диапазон (3G, LTE и другие).
Как работает защита от угона и потери сигнала
IoT-модуль — это отдельное устройство, которое работает по мобильной сети, что теоретически делает его уязвимым. Однако разработчики предусмотрели почти все сценарии, чтобы избежать сбоев из-за плохой связи или внешнего вмешательства.
Если связь пропадает
Самокат не отключается и не теряет данные. Информация о поездке сохраняется локально и загружается в систему, как только соединение восстанавливается. Аренда продолжается без перебоев, а оператор получает полный отчёт о передвижении.
Что нового планируют операторы?
В МТС Юрент нам рассказали, что разрабатывают технологии для автономной работы самокатов. Они смогут хранить данные о медленных зонах и статусе прямо в устройстве, что позволит им работать даже при потере связи с сервером.
Самокат сможет сам определить, где можно ездить и с какой скоростью, а также — отслеживать свой статус: доступен или не доступен, в аренде или нет, исправен или требует ремонта, находится ли в сервисном обслуживании.
Для диагностики и сервисного обслуживания самокатов техники смогут подключаться к ним без мобильной сети —
по Bluetooth или Wi-Fi.
Если есть сбои в геолокации
Чтобы определить местоположение самоката максимально точно, сервисы используют несколько методов:
- Улучшенная обработка GPS — анализируется количество доступных спутников, фильтруются ошибки и оценивается качество сигнала.
- Альтернативные источники координат — если GPS нестабилен, используются данные мобильных устройств пользователей, взаимодействующих с самокатом.
- Определение местоположения по LBS — применяется информация с сотовых вышек, Wi-Fi-сетей и Bluetooth-маяков, что особенно важно в условиях плотной городской застройки.
Если самокат попробуют украсть
Операторы кикшеринга получают уведомления от системы, когда с самокатом происходит что-то необычное. Например, если он начинает двигаться без аренды, резко ускоряется или следует странному маршруту. Также анализируются данные акселерометра и других сенсоров IoT-модуля.
Тревожные уведомления автоматически фиксируются, а затем проверяются специалистами по треку устройству и данным IoT-модуля. Если подозрительная ситуация подтверждается, оператор принимает необходимые меры.
Безопасность и удобство
Системы мониторинга помогают самим операторам: они всегда знают, где находятся их самокаты. Городские власти, в свою очередь, получают ценные данные о спросе на инфраструктуру для микромобильности, что помогает грамотно планировать развитие велодорожек и парковок. Так повышается общий уровень комфорта и безопасности для всех участников дорожного движения и пешеходов.