Самокаты под контролем: как операторы следят за поездками и что передают городам?

Данные о каждой поездке на арендном самокате в режиме реального времени собираются и передаются на сервера компаний. Операторы знают точное расположение устройства, оценивают стиль вождения 
и запоминают поведение пользователя.

Разбираемся, как устроен мониторинг поездок, что передают операторы властям и какую пользу это может принести городу.

Какие данные собирают операторы

  • геолокация,
  • маршрут поездки,
  • положение самоката,
  • скорость вождения,
  • манёвры пользователя,
  • уровень заряда,
  • статус занятости,
  • профиль пользователя,
  • техническая исправность устройства

На основе такого массива данных оператор может анализировать 
как общие тенденции — например, точки притяжения пользователей, 
— так и выделять любую конкретную поездку. Это позволяет восстановить маршрут, время и места значимых действий и, 
при необходимости, вычислить нарушителей.

Как данные кикшеринга помогают городу

Кикшеринг — это не только удобный транспорт для горожан, 
но и источник информации для города. Операторы контролируют передвижение самокатов, а власти могут анализировать эти данные, чтобы планировать городскую инфраструктуру и разрешать спорные ситуации на дороге.

📊 Аналитика трафика

Тепловые карты поездок показывают популярные маршруты, помогая городским властям развивать велоинфраструктуру и планировать транспортные узлы 
на основе реальных данных.

🅿️ Оптимизация парковок

Данные о поездках позволяют корректировать схему парковок. В результате парковки появляются там, где 
они действительно нужны, а транспортное пространство используется эффективнее.

📍 Контроль размещения

Власти и операторы кикшеринга могут отслеживать, 
где скапливаются самокаты, и перераспределять 
их в районы с высоким спросом. Это помогает избежать хаотичного скопления и делает сервис удобнее 
для пользователей.

💥 Мониторинг инцидентов

Данные о поездках помогают отслеживать нарушения 
на дорогах и разбирать спорные ситуации. Если самокат попал в ДТП, операторы могут восстановить маршрут, определить время происшествия и передать информацию городским службам. Это повышает безопасность 
и позволяет оперативно выявлять нарушителей.

Что нового у операторов?

С февраля 2025 года Whoosh и МТС Юрент начали делиться расширенными данными о своих самокатах по протоколу MDS. Теперь власти отдельных городов могут ежедневно получать такую информацию:

  • Статус ТС (доступен/в аренде/забронирован/недоступен 
к аренде),
  • Уровень заряда устройств,
  • Обезличенные треки поездок.

С новой системой города могут точнее оценивать локации 
для создания велоинфраструктуры, а также организовывать транспортные хабы в местах притяжения пользователей СИМ 
и других участников дорожного движения.

Данные по MDS от МТС Юрент уже получают Москва, федеральная территория Сириус (Сочи) и Казань, 
а от Whoosh — Казань, Сириус и Тула.

Технологии отслеживания

В каждом самокате установлен IoT-модуль, который в режиме реального времени передаёт данные о статусе поездки на сервер оператора.

IoT-модуль — это мозг самоката, который связан с ключевыми узлами устройства: мотором, батареей, контроллером. Он не просто собирает 
и анализирует данные, но и может управлять работой самоката 
с помощью команд — ограничивать скорость или останавливать самокат.

На борту IoT-модуля установлено множество компонентов. Например:

  • GPS — определяет местоположение самоката
  • Акселерометр и гироскоп — анализируют стиль вождения
  • GSM-модуль — передаёт данные на сервер и принимает команды
  • Система блокировки — может физически заблокировать колесо

Внутри каждого самоката также находится SIM-карта, которая позволяет оператору «связаться» с самокатом по мобильной сети. В зависимости 
от условий покрытия и качества сигнала, устройство автоматически выбирает оптимальный диапазон (3G, LTE и другие).

Как работает защита от угона и потери сигнала

IoT-модуль — это отдельное устройство, которое работает по мобильной сети, что теоретически делает его уязвимым. Однако разработчики предусмотрели почти все сценарии, чтобы избежать сбоев из-за плохой связи или внешнего вмешательства.

Если связь пропадает

Самокат не отключается и не теряет данные. Информация о поездке сохраняется локально и загружается в систему, как только соединение восстанавливается. Аренда продолжается без перебоев, а оператор получает полный отчёт о передвижении.

Что нового планируют операторы?

В МТС Юрент нам рассказали, что разрабатывают технологии для автономной работы самокатов. Они смогут хранить данные о медленных зонах и статусе прямо в устройстве, что позволит им работать даже при потере связи с сервером.

Самокат сможет сам определить, где можно ездить и с какой скоростью, а также — отслеживать свой статус: доступен или 
не доступен, в аренде или нет, исправен или требует ремонта, находится ли в сервисном обслуживании.

Для диагностики и сервисного обслуживания самокатов техники смогут подключаться к ним без мобильной сети —
по Bluetooth или Wi-Fi.

Если есть сбои в геолокации

Чтобы определить местоположение самоката максимально точно, сервисы используют несколько методов:

  • Улучшенная обработка GPS — анализируется количество доступных спутников, фильтруются ошибки и оценивается качество сигнала.
  • Альтернативные источники координат — если GPS нестабилен, используются данные мобильных устройств пользователей, взаимодействующих с самокатом.
  • Определение местоположения по LBS — применяется информация 
с сотовых вышек, Wi-Fi-сетей и Bluetooth-маяков, что особенно важно в условиях плотной городской застройки.

Если самокат попробуют украсть

Операторы кикшеринга получают уведомления от системы, когда с самокатом происходит что-то необычное. Например, если он начинает двигаться без аренды, резко ускоряется или следует странному маршруту. Также анализируются данные акселерометра и других сенсоров IoT-модуля.

Тревожные уведомления автоматически фиксируются, а затем проверяются специалистами по треку устройству и данным IoT-модуля. Если подозрительная ситуация подтверждается, оператор принимает необходимые меры.

Безопасность и удобство

Системы мониторинга помогают самим операторам: они всегда знают, где находятся их самокаты. Городские власти, в свою очередь, получают ценные данные о спросе на инфраструктуру для микромобильности, 
что помогает грамотно планировать развитие велодорожек и парковок. Так повышается общий уровень комфорта и безопасности для всех участников дорожного движения и пешеходов.


Рекомендации

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Почему частные самокаты без регулирования опасны

В России снова обсуждают полный запрет аренды самокатов. Сначала запрет предложил депутат Сергей Миронов, теперь — мэр Краснодара Евгений Наумов: «Руками и ногами поддерживаю полный запрет этих СИМов».

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление