Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Что стало поводом для обсуждения запрета

1 мая на улице Щорса произошла трагедия: водитель арендного самоката выехал на проезжую часть и погиб в результате столкновения с автомобилем. Инцидент стал первым таким случаем в этом сезоне.

В качестве аргумента в пользу ограничений заместитель начальник Госавтоинспекции Екатеринбурга Павел Крылов добавил, что «ночью основной поток граждан, осуществляющих движение, очень мал. В 3:00 мало людей, у которых есть желание поехать куда-то на самокате».

По мнению экспертов, единичный случай не может быть поводом для запрета, а низкая транспортная активность — лучшее время для поездок на СИМ. 

«Ночью почти нет пешеходов. Это как раз самое безопасное время для СИМ. В темноте люди не толпятся на тротуарах, движения меньше, а значит — меньше рисков».

Виталий Гаевский

Почему запрет на поездки ударит по горожанам: мнение экспертов

По мнению урбанистов, вместо развития транспортной системы, которая уже не справляется с масштабами города, власти Екатеринбурга вводят новые ограничения — при этом не предлагая доступных альтернатив.

«С доступностью общественного транспорта ночью дела обстоят примерно никак. Позднее всего заканчивает работу метро, но оно далеко не везде. Наземным транспортом после 20-21 часа воспользоваться уже проблематично. Более того, есть места и направления, которые и в дневное время трудно достижимы на общественном транспорте. Поэтому иначе как контрпродуктивной инициативу ГАИ назвать не могу.

Вместо того, чтобы заниматься безопасностью, они пытаются навязать людям, каким видом транспорта им пользоваться. С самокатами есть проблемы, но нельзя не отметить, что они значительно расширили возможности горожан по части передвижения».

Владимир Злоказов

Даже если город решится на запуск ночных автобусных маршрутов, это не решит проблему. Самокаты уже стали частью городской системы и остаются востребованными там, где такси стоит дорого, а транспорт не ходит.

«Ночью, когда нет общественного транспорта, самокаты могут быть особенно полезны. Городу стоит организовать ночные автобусные маршруты по основным направлениям, однако и тогда все потребности закрыть не получится и арендные самокаты будут востребованной альтернативой такси и личному автомобилю».

Алексей Кофман

Вместо того чтобы полностью запрещать самокаты ночью, власти могли бы использовать возможности самих сервисов. Уже сейчас операторы тестируют системы, которые помогают отсеивать нетрезвых пользователей.

«Идея запрета передвижения на электросамокатах в ночное время вызывает вопросы. Возможно, ограничения рассматриваются из-за случаев передвижения лиц в нетрезвом состоянии. Однако и эту проблему можно решать технологически: многие операторы уже внедрили системы оценки состояния пользователя перед началом поездки — особенно в зонах с высокой концентрацией баров и клубов. Такие меры могут быть адаптированы и усовершенствованы при участии операторов. Они, безусловно, готовы к диалогу и к возможным доработкам в работе сервисов в ночное время. Однако полный запрет эксплуатации самокатов ночью представляется избыточной и нецелесообразной мерой».

Алексей Смирнов

Индивидуальный транспорт по ночам часто используют женщины. Такие поездки безопаснее, чем одиночная прогулка или поездка на такси. Этот тренд подтверждают и зарубежные исследования. Например, согласно опросу Dott, крупного оператора шеринга электросамокатов и электровелосипедов, 33% женщин-пользователей арендуют СИМ, чтобы доехать до дома ночью без страха. 

Об актуальности ночных поездок на СИМ говорят и российские эксперты. Здесь добавляется и контекст отечественных улиц: во многих городах России безопасный транспорт не всегда доступен даже в вечернее время.

«В 22 часа и позже многие женщины, особенно молодые, всё ещё находятся вне дома — и это нормально. Как им передвигаться по городу? Автобусы уже почти не ходят, такси небезопасно — нередко водители ведут себя агрессивно или позволяют себе лишнее. Пешком — далеко и тем более рискованно.

 

Самокат двигается быстро и маневренность у него высокая. На нём можно издалека заметить опасность — человека или группу — и объехать их безопасным маршрутом. Даже если кто-то и заметит — догнать не сможет.

 

Очевидно, что такой запрет ставит женщин — как более уязвимую к насилию часть жителей города — в опасное положение и увеличивает риски для их жизни, здоровья и благополучия. И эти риски гораздо выше, чем те, которые может создать женщина на самокате.

 

Если в городе нет женского такси или оно малодоступно, важно оставить для женщин возможность пользоваться арендными самокатами в любое время суток — в том числе ночью».

Марина Авраменко

Кто ездит по ночам на самокате: истории жителей

Ночные поездки на самокате для многих жителей не развлечение, а необходимость. Иногда это единственный удобный способ добраться до дома. Мы спросили горожан, как они используют СИМ ночью и относятся к инициативе по запрету на аренду с 23:00 до 06:00.

Для Ильи самокат — отличный транспорт, чтобы доехать от работы до дома. По его мнению, вопрос безопасности решит не ограничение, а грамотная инфраструктура и умный контроль.

«Когда ночью мне приходится выбирать между самокатом и такси, я всегда выбираю самокат, если позволяет одежда, погода и дорога. Утром и вечером, когда на улице нет народа, — самокат идеален.

 

Я считаю, что нельзя просто взять и запретить ночные поездки на самокате — это плевок в сторону горожан. Да, есть несознательные люди, которые ночью нарушают. Но запретами на транспорт проблему не решить. Проблема — в людях, а не в средствах передвижения. Причём тут самокат, если кто-то пьяный?

 

Проблема должна решаться комплексно. Нужно готовить инфраструктуру: сейчас на дорогах кататься нельзя, на тротуарах тесно. А для безопасности знаю, что планируется введение камер для фиксации нарушений — вот нужно думать в эту сторону. Пусть камеры всё фиксируют. Да, это бюджет, организация, аналитика, нейросети — и, наверное, не в этом году, но это будет работать лучше, чем просто полный запрет».

Илья Овчинников

Павел работает по ночам и рано утром — когда общественный транспорт не ходит. Самокат для него — единственное доступное средство, чтобы добраться до работы и дома.

«Так как у меня нет водительского удостоверения, самокаты я использую как основной вид транспорта. В позднее время — это единственное доступное и недорогое средство передвижения, поскольку такси стоит дорого, а общественный транспорт прекращает работу.

 

Я работаю в круглосуточной организации, где смена заканчивается после 00:00. Иногда приходится выходить на смену с 5 утра. В эти часы общественный транспорт не ходит, и я пользуюсь самокатом, чтобы добраться до работы. Для меня самокат — это не развлечение, а полноценный вид транспорта, который делает мою жизнь проще и мобильнее».

Павел Орлов

У Алексея есть машина, но после работы для коротких поездок в центр вечером он предпочитает самокат. Алексей считает, что запреты только усугубляют проблему.

«Я беру самокат, чтобы поехать в центр поесть после работы вечером — это мой самый частый сценарий поездок с весны до осени. 10 минут туда, 10 обратно — удобно. 

 

Вечером и ночью ездить приятнее, потому что в городе все плохо с велодорожками, и днем на тротуаре неминуем конфликт с пешеходами. Как пользователю самоката мне нет никакого интереса ездить по тротуарам и прыгать по бордюрам — если бы была велодорожка, я бы предпочел её. 

 

У меня есть машина, и я давно уже в вечернее время не пользуюсь автобусами. Но насколько знаю, после 9 вечера куда-то из центра на периферию уехать сложно — общественный транспорт у нас не очень хорошо работает. В этом плане многих выручают самокаты.

 

К запрету ночных поездок отношусь негативно. У нас любая инициатива от властей по поводу СИМ — это только запреты. Никакой реальной инфраструктуры не делают. Вместо того чтобы проектировать велополосы и нормальные маршруты, они вводят ограничения — снижают скорость, урезают доступность».

Алексей Куликов

Что говорит статистика

Статистика Госавтоинспекции не подтверждает необходимость ночного запрета на аренду самокатов, утверждает Илья Абросимов, генеральный директор «Исследовательского центра городских технологий» и техлид проекта «Мобилитика».

«Мобилитика» — это набор цифровых инструментов для аналитики городской мобильности: микромобильности, велосипедного трафика, общественного транспорта и анализа аварийности. Проект разработан «Исследовательским центром городских технологий и урбанистики» и используется чиновниками и транспортными организациями.

Если рассматривать запрет как способ снизить аварийность с СИМ, то тут нужно анализировать два аспекта: ДТП вида «Автомобиль-СИМ» на пешеходных переходах и «СИМ-пешеход» на тротуарах и пешеходных переходах.

«Данные говорят, что проблема с СИМ есть, но связывать её со временем суток или освещённостью не стоит. Если же рассматривать запрет как способ бороться с пьяным вождением, то может это и имеет смысл — 54% всех ДТП с пострадавшими при участии водителей в состоянии алкогольного опьянения произошли в сумерки или ночью».

Илья Абросимов

Важно уточнить, что к этим двум ночным ДТП на СИМ относятся наезд на пешехода на ул. Бебеля и одно падение самокатчика на ул. Фурманова.

«Если запретить аренду СИМ и днем, и ночью, нельзя будет даже статистически доказать, что это снижает аварийность. Доля пьяных водителей СИМ в ДТП с пострадавшими слишком мала. 

 

В виде эксперимента по борьбе с пьяным вождением было бы интересно посмотреть на запрет вождения личного и арендного транспорта в ночное время, но только, если запрещено ездить вообще всем видам транспортных средств кроме автобусов и такси. Однако, на такой эксперимент вряд ли решатся даже в самых «пьющих регионах», не то что в Свердловской области».

Илья Абросимов


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление