Юлия Цай

В шаговой доступности. Треть маршрутов на автомобиле и городском транспорте россиян в навигаторе — меньше 3 км

Выбор транспорта для коротких поездок зависит от транспортной системы города и целей поездки

По данным журнала Мобилити и геосервиса 2ГИС, россияне часто прокладывают в навигаторе короткие маршруты до 3 км для автомобилей и наземного городского транспорта.

В городах-миллионниках такая дистанция составляет около 30% от всех маршрутов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Пользователи этих городов строят короткие маршруты для общественного транспорта гораздо чаще — 62% и 47% соответственно.

Как считали

Для исследования использовались данные навигатора 2ГИС за первую половину 2025 года. Аналитики экспертного издания «Мобилити» проанализировали обезличенные данные о маршрутах, которые пользователи прокладывали для автомобилей и наземного городского транспорта: автобусов, трамваев, троллейбусов и маршрутного такси. Затем рассчитали долю коротких маршрутов до трёх километров. Метро в анализ не включалось, даже если оно присутствует в городе — исследование охватывает только наземный транспорт.

В каких городах больше всего коротких маршрутов на машине?

Треть (29%) всех маршрутов, проложенных в навигаторе в городах-миллионниках на автомобиле составляют менее 3 км. В Омске доля коротких маршрутов максимальная — 34%. В Перми, Уфе, Волгограде и Челябинске — 32-33%.

В Москве доля таких маршрутов меньше всех остальных — всего 21%. Это связано с тем, что столица активно работает над уменьшением количества личных автомобилей — например, в центре Москвы везде организованы платные парковки. Власти работают над уменьшением количества личных автомобилей: развивают городской транспорт, создают условия для сервисов каршеринга, арендных электросамокатов и велосипедов. При этом само количество коротких маршрутов на машине в столице больше, чем в других городах. 

«Доля коротких поездок на машине в Москве меньше, чем в других городах, по понятной причине — очень дорогие парковки.

Они охватывают весь город, но даже их не хватает. При коротких поездках непонятно, где припарковаться, а потом — сможешь ли вернуться на своё место. Например, я живу в зоне платной и недешёвой парковки. Если я отъеду днём в рабочий день со своего места, то через час я, возможно, не вернусь, потому что все места будут заняты —  хотя парковка стоит 380 рублей в час. 

Поэтому на своём автомобиле в Москве чаще совершаются долгие поездки. Ещё в последнее время обозначился особый тип москвичей — владельцев автомобилей, которые не готовы отказаться от личного транспорта, потому что есть дача. И выезд на дачу в пятницу, субботу, воскресенье — это основная поездка. А в остальные дни люди выбирают общественный транспорт, идут пешком или едут на самокате.Думаю, доля москвичей, которые всё меньше пользуются личным автомобилем, будет только увеличиваться». 

Игорь Моржаретто

Города-лидеры по коротким маршрутам на общественном транспорте

Около 30% всех маршрутов на наземном городском транспорте в городах-миллионниках — короче 3 км. Это дистанция, которую оптимально пройти пешком в хорошую погоду, проехать на самокате или велосипеде. Особенно учитывая, что средняя скорость двухколесного транспорта и наземного городского транспорта сопоставимы — 10-25 км/ч в зависимости от вида транспорта и ситуации на дорогах.

Самая высокая доля коротких маршрутов на наземном городском транспорте — в Москве (62%), Санкт-Петербурге (47%) и Новосибирске (34%). 

«Высокая доля коротких поездок в крупных городах обусловлена спецификой работы наземного транспорта, который зачастую выполняет подвозящую функцию к магистральным видам — метро и железной дороге. 

Это видно и в исследовании: в городах с развитой сетью метрополитена и пригородного сообщения доля маршрутов протяженностью менее 3 км выше. 

При снижении плотности магистрального транспорта доля коротких поездок уменьшается. Таким образом, чем более развита и доступна сеть высокоскоростного транспорта, тем выше доля коротких маршрутов, обеспечивающих к нему доступ».

Сергей Кириллов

На чем короткие поездки быстрее?

В большом городе важно, чтобы можно было выбирать, как добираться из точки А в точку Б. При этом часто пассажиры используют не один вид транспорта, а комбинируют их. Короткие поездки — это важная часть мультимодальных маршрутов: именно они соединяют разные виды транспорта — от дома до остановки, от станции до работы.

«Современный город — это экосистема, где все виды транспорта должны работать вместе, зрелая транспортная система невозможна без мультимодальных поездок. У жителей должен быть выбор: сегодня поехать на работу на машине, завтра — на автобусе и метро, а послезавтра — взять самокат или велосипед, чтобы доехать прямо до подъезда.

Мы видим, что значительная часть городского трафика формируется короткими маршрутами. Задача города — сделать так, чтобы у людей была удобная альтернатива личному автомобилю. Это не только снижает нагрузку на дороги и освобождает парковки, но и делает жизнь в городе более комфортной, доступной и гибкой».

Полина Волкова

Так, например, по данным опроса Департамента транспорта Москвы, во время последней поездки на СИМ респонденты выбрали электросамокат вместо другого транспорта, потому что добираться на нем было быстрее.

«Горожане всё чаще выбирают арендованные электросамокаты для коротких поездок (2–5 км), ведь это быстрее, экологичнее и удобнее. Раньше такие маршруты часто проезжали на личных автомобилях, создавая заторы. Теперь, благодаря прокату, ежедневно 32 тысячи машин остаются на стоянках, что заметно разгружает дороги и улучшает экологию Москвы».

Полина Стасюк

Краткие выводы:

1. Короткие поездки — важная часть мультимодальных маршрутов. В городе с развитой транспортной системой у людей есть возможность выбирать подходящий вид транспорта в зависимости от ситуации.

2. В городах-миллионниках почти треть маршрутов для автомобилей и наземного городского транспорта, которые прокладывают пользователи геосервиса 2ГИС, короче 3 км — их доля от 20 до 40%.

3. Треть перемещений совершается до точек, которые находятся в пешей доступности от пользователя карты.

  • Наибольшая доля коротких автомобильных маршрутов в Омске до 3 км — 34%, Перми, Волгограде и Челябинске 32–33%. Наименьшая доля в Москве — 21%.
  • Наибольшая доля маршрутов на наземном городском транспорте до 3 км — в Новосибирске и Санкт-Петербурге — 28%, а также в Москве — 25%.

4. По данным Департамента транспорта Москвы, для последней поездки на СИМ респонденты выбрали электросамокат вместо того, чтобы идти пешком (66%), либо ехать на автомобиле (63%) или наземном городском транспорте (68%) — потому что на самокате добираться было быстрее.

5. На автомобиле (без учета времени на парковку), электросамокате и велосипеде поездки на расстояние от 0 до 3 км будут быстрее (5—12 мин.), чем на наземном городском транспорте (10—20 мин.)


Рекомендации

Как продаются машины после каршеринга? Анализируем данные автоаукциона

Вокруг каршеринга ходит стереотип о том, что пользователи относятся к машинам небрежно. Но на вторичном рынке машины из каршеринга покупают охотно, и это не похоже на спрос на «убитый» транспорт. Мы изучили данные B2B-аукциона Fleet2Click, чтобы понять, что они говорят о состоянии автомобилей из каршеринга.

«Правовой вакуум в сфере частных СИМ стоит жизни многим людям». Анна Гурарий о регулировании микромобильности в России

Екатеринбург считается одним из самых молодежных городов России. Четверть населения — это граждане от 14 до 35 лет. Это напрямую отражается на городской жизни: совершеннолетние молодые люди быстрее всего привыкают к новым услугам — от доставки еды до способов передвижения по городу. В результате растёт спрос на гибкий персональный транспорт, и активно развиваются сервисы аренды самокатов.

Правовое регулирование СИМ и новая мобильность: главные идеи доклада Алёны Досаевой

Итоги секции «Правовой режим новых видов средств городской мобильности» (27 ноября 2025)

Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Кто и как ездит на самокатах? Исследование пользователей СИМ | 2025

Электросамокаты прочно вошли в городскую среду и стали одним из символов современной мобильности.

В этом исследовании мы изучили:

  • кто и как ими пользуется,
  • почему одни выбирают самокат как транспорт, а другие — нет,
  • и как сделать микромобильный транспорт более удобным 
и доступным.

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление