Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Особый блок в отчете посвящен безопасности. 
Мы описали, какие какие инструменты операторы использовали, чтобы регулировать поведение пользователей. Также провели ретроспективный анализ и определили, какие меры действительно привели 
к снижению аварийности в 2025 году.

 

— Прочитать отчёт в PDF можно по ссылке —

 

Главные тезисы

Кикшеринг становится массовым городским транспортом

  • За девять месяцев 2025 года пользователи совершили 242,8 млн поездок.
  • Сервисы аренды электросамокатов работают уже в 254 городах.
  • Аудитория пользователей кикшеринга достигла 25 млн человек — треть экономически активного населения страны.
  • По итогам 2025 года сервисами кикшеринга хотя бы раз пользовались 40% жителей миллионников — почти каждый второй горожанин.

Аварийность с участием СИМ снизилась

  • Российский кикшеринг на данный момент фиксирует 0,18 травм на 100 000 поездок. 
Это высокий уровень безопасности для отрасли. В качестве международного ориентира последний отчет Micro-Mobility for Europe 
за 2024 год — 0,71 случая на 100 000 поездок.
  • По данным МВД, в 2025 году число происшествий с СИМ уменьшилось на 20%.
  • Операторы фиксируют еще более заметную динамику — количество ДТП на 100 000 поездок снизилось на 35%, а абсолютное число аварий 
с участием СИМ сократилось на 46%.
  • 98% пользователей ездят без нарушений.
  • После первого штрафа 98,4% пользователей больше не нарушают правила.
  • Показатель аварийности в российском кикшеринге в 2025 году — менее 
1 происшествия на 100 000 поездок. При этом 82% происшествий проходят без травм.

Горожане используют самокат как городской транспорт

  • 90% поездок проходят по транспортному сценарию.
  • Чем чаще человек ездит на самокате, тем сильнее он воспринимает его как транспорт — как автобус или трамвай. Так, 30% москвичей стали реже пользоваться автомобилями летом благодаря арендным самокатам, 
по данным Дептранса Москвы.

Операторы кикшеринга активно сотрудничают с городами

Сервисы выстраивают системное взаимодействие с администрациями, чтобы интегрировать самокаты в городскую транспортную среду и повысить безопасность.

  • совместно с городами создают и обозначают парковочные зоны;
  • вводят медленные зоны, ограничивают скорость;
  • поддерживают волонтерские инициативы — например, предоставляют самокаты для поиска пропавших людей проекту «ЛизаАлерт»,
  • предоставляют самокаты городу — например, полиции на ФТ «Сириус», коммунальным службам в Тюмени,
  • передают данные о поездках и тепловые карты для транспортного планирования.

Сервисы массово обучают россиян правилам езды на СИМ

По своей инициативе кикшеринг стал крупнейшей образовательной платформой: обучение проходит в мобильных приложениях сервисов, проводятся офлайн-школы в крупных городах, а также размещается социальная реклама по ПДД и правилам операторов.

  • 100% новых пользователей проходят 
перед первой поездкой обязательный курс 
с правилами движения, парковки 
и ответственности.
  • Более 2 млн человек прошли офлайн-школы.
  • Запущено более 100 образовательных проектов в 2025 году.

В отчёте выделены меры, позитивно повлиявшие на снижение аварийности:

  • развитие велоинфраструктуры 
и раздельных потоков;
  • возрастной порог 16+;
  • обучение пользователей и социальные кампании по ПДД;
  • блокировки аккаунтов нарушителей, ограничения скорости, введение медленных зон на оживленных улицах.

Ретроспективная аналитика показала, какие меры не влияют на снижение аварийности. К ним относятся:

  • запреты ночных поездок;
  • снижение скорости ниже 20 км/ч;
  • медленные зоны на всех перекрёстках.

Российский кикшеринг — 2025

В 2025 году кикшеринг в России закрепил и подтвердил статус полноценного городского транспорта. 85% поездок — это поездки от точки А до точки Б, чтобы сократить пеший маршрут и добраться до работы, учебы или домой. При этом спрос формирует предложение: сервисы краткосрочной аренды самокатов стабильно растут, 
активно расширяя аудиторию и города присутствия.

Кто и зачем пользуется кикшерингом

Вопреки стереотипам, самокаты арендуют работающие люди (63,5%) среднего возраста, которые используют СИМ взамен или в дополнение личному и общественному транспорту. Самокаты заменяют короткие поездки на транспорте и длинные пешие перегоны. Это особенно актуально для городов с небольшим населением (до 0,5 млн),
где СИМ могут заменить автомобиль или автобус.

Что нравится в кикшеринге

  • Удобно
  • Можно проехать там, где не ходит другой транспорт, добраться прямо до места
  • Позволяет избежать часа пик в метро 
или наземном транспорте
  • Не нужно подстраиваться 
под расписание транспорта
  • Выгодно
  • Просто нравится ездить

Стабильное
снижение аварийности

В сфере безопасности регулярно фиксируется положительная динамика.
Так, по данным МВД, в 2025 году число происшествий с СИМ 
уменьшилось на 20%. По данным операторов, количество ДТП 
на 100 000 поездок снизилось на 35%, а абсолютное число 
аварий с участием арендных электросамокатов сократилось на 46%.

При этом доля ДТП с участием частных СИМ заметно выросла. 
Если в 2024 году на самокаты, принадлежащие физическим лицам, приходилось 34,2% всех происшествий, то за 9 месяцев 2025 года — уже 44,2%. Это рост на 10 процентных пунктов, или примерно 29% относительно уровня прошлого года.

Как обеспечивается безопасность поездок в кикшеринге

За последние годы операторы сами ввели десятки мер, чтобы сделать поездки безопаснее и удобнее. Большая часть изменений — их собственная инициатива. Внутренние правила кикшеринга дополняют и расширяют ПДД: операторы ограничивают скорость, усиливают контроль и внедряют решения, которые делают поездки предсказуемее и безопаснее.

Все арендные самокаты ограничены по максимальной скорости

Чем выше скорость средства индивидуальной мобильности (СИМ), тем тяжелее последствия при столкновении. Поэтому все арендные устройства имеют ограничение по скорости до 20-25 км/ч — 
в пределах, установленных ПДД.

Операторы вводят дополнительные скоростные ограничения

Чтобы снизить риски для пользователей и пешеходов, в людных местах самокаты автоматически снижают скорость — система делает это сама, когда устройство въезжает в специальную зону, определенную совместно с городом. Также сервисы ограничивают скорость для тех, кто ездит агрессивно или нарушает правила.

Кикшеринги ограничивают доступ к сервисам для несовершеннолетних

По ПДД ездить на маломощном электросамокате без сопровождения родителей можно с 14 лет. Однако правила кикшерингов строже, аренда самоката доступна только с 16-18 лет.

По наблюдениям операторов, подростки до 15 лет чаще нарушают правила, что нередко приводит к происшествиям. С 16 лет человек уже способен оценивать обстановку и принять верное решение — например, не выезжать на проезжую часть и не ехать вдвоем.

Среди ДТП с участием несовершеннолетних большинство аварий происходит, когда аккаунт оформлен на взрослого, чаще всего 
на родителя. Поэтому важно усилить информирование родителей 
о последствиях передачи доступа к аккаунту детям.

Нарушителей отслеживают, штрафуют
или блокируют

По данным операторов, 98% пользователей совершают поездки 
без нарушений. Тем 2%, кто выходит за пределы правил, сервисы ограничивают скорость, назначают штраф или блокируют аккаунт. 
Как показывает статистика, 98,4% пользователей после первого штрафа больше не нарушают ПДД и правила сервиса.

Поездки 
на кикшеринге 
всегда застрахованы

Если происходит ДТП, пострадавшие могут получить компенсацию от страховой компании, с которой сотрудничает сервис.

Операторы 
продолжают тестиро-вать дополнительные меры безопасности

Сервисы не ограничиваются базовыми требованиями. Они пробуют разные технологии и подходы — от систем идентификации и рейтингов водителей до динамических ограничений скорости и временных зон.

Некоторые решения уже доказали эффективность, другие оказались менее результативными. В таблице ниже показано, какие меры реально помогли снизить аварийность, а какие почти не влияют на безопасность.

Сервисы регулярно обновляют парк

Кикшеринги регулярно проверяют техническое состояние своей техники 
и ремонтируют ее в случае необходимости. Они сотрудничают 
с производителями и разрабатывают собственные модели самокатов, 
адаптированные под интенсивную аренду и более надежные в эксплуатации.

Так, самокаты кикшерингов оснащают прочными рамами, увеличенным дорожным просветом и устойчивой подвеской. Для лучшей управляемости используют рули с большим радиусом захвата, шины с повышенным сцеплением и амортизаторы для безопасной езды по неровным поверхностям.

Операторы формируют культуру вождения СИМ

Главная причина аварий — нарушение правил одним из участников движения. Чтобы снизить риски и сформировать культуру вождения, операторы обучают пользователей безопасной езде, совершенствуют технологии и контролируют соблюдение правил. Все пользователи проходят онбординг и осознают ответственность за свое поведение на дороге.

Контроль аварийности

Контроль аварийности СИМ в России опирается на уникальный, накопленный годами опыт технологических, образовательных и регуляторных решений 
и работы с пользователями. Основная причина аварий в кикшерингах — несоблюдение правил перехода проезжей части, что сближает их 
с ДТП с пешеходами. Теперь дальнейшее снижение зависит от развития инфраструктуры и культуры вождения среди пользователей.

Что делает частные самокаты опасными

Со своей стороны кикшеринги достигли предела по эффективному регулированию поездок. Дальше безопасность может обеспечить только развитие специальной инфраструктуры, популяризация правил дорожного движения и регуляция частных самокатов, которые сейчас фактически никак не контролируются.

Аварийность частных самокатов растет каждый год

Статистика МВД за период 2023–2025 показывает, что аварийность 
частных СИМ ежегодно растёт. На графике категория «физические лица» 
— это владельцы частных самокатов, а «хозяйствующие субъекты» — сервисы аренды и другие юридические лица. До 2024 года 
к «хозяйствующим субъектам» также относились курьеры.

Что влияет на аварийность

В большинстве ДТП страдает сам пользователь самоката. Тяжелые аварии чаще всего происходят при столкновении с автомобилем 
там, где инфраструктура не разделяет транспортные потоки. Это тротуары и пешеходные переходы, где водители машин не ожидают увидеть самокат. По правилам, СИМ должны ехать по велодорожкам, 
а если их нет — по тротуарам. Лишь при отсутствии и тротуара, 
и велоинфраструктуры допускается движение по краю проезжей части.

Что действительно влияет на снижение аварийности

Инфраструктура и безопасность

  • Там, где развита сеть велополос и велодорожек, аварий меньше. Инфраструктура разделяет потоки пешеходов, СИМ и автомобилей, а значит, напрямую влияет на безопасность и всех остальных участников движения — от курьеров до владельцев частных самокатов.

Скорость и ее реальное влияние

  • Безопасная скорость для арендных самокатов — 20–25 км/ч. Она влияет на тяжесть травм, но не на вероятность аварии. Чаще всего происшествия связаны с нарушением ПДД. Сравнение городов с разными скоростными лимитами показало, что чрезмерное снижение скорости или постоянные «медленные зоны» не дают дополнительного эффекта и порой создают новые риски.

Возраст и дисциплина

  • Возраст водителя напрямую связан с уровнем риска. С 16 лет подростки уже способны адекватно оценивать обстановку, 
а у пользователей младше 15 лет большинство нарушений происходит из-за несоблюдения правил и поездок на арендованных аккаунтах родителей. Сервисы усиливают информирование родителей о последствиях передачи доступа детям и блокируют такие аккаунты.

Что не влияет на аварийность

Снижение скорости ниже 25 км/ч

  • Падение лимита не снижает число ДТП. В городах с разными ограничениями динамика одинакова. Аварийность уменьшается по тем же категориям, что и в других регионах. Эффективнее индивидуально ограничивать скорость 
для пользователей, склонных к нарушениям.

Ночные запреты

  • Аварийность не зависит от времени суток. 
Ночные ограничения мешают тем, 
кто возвращается с работы и использует самокат, когда другой городской транспорт уже не ходит.

Крупные номера без интеграции 
с системами фиксации

  • Сами по себе номера не влияют 
на дисциплину, если они не подключены 
к городским камерам и службам мониторинга.

Медленные зоны на перекрестках

  • Резкие изменения скорости вызывают больше опасных ситуаций, чем движение по ПДД с постоянным темпом.

Технологические эксперименты

  • Не все инновации дают эффект: часть решений оказывается избыточной или сама технология требует развития. Тем не менее, операторы продолжают тестировать новое и инвестировать в технологии безопасности.

Почему важно 
избегать чрезмерного регулирования

Когда регулирование становится чрезмерным, ломается транспортный сценарий, в котором самокат работает как альтернатива автобусу, метро 
и другому общественному транспорту. Так произошло в Екатеринбурге, когда обсуждался запрет на ночные поездки с 22:00 до 07:00.

«Так как у меня нет водительского удостоверения, 
самокаты я использую как основной вид транспорта. 
В позднее время — это единственное доступное и недорогое средство передвижения, поскольку такси стоит дорого, 
а общественный транспорт прекращает работу», 
— рассказал житель Екатеринбурга Павел Орлов.

Самокаты уже стали привычным и удобным транспортом, и спрос на них не исчезнет. Регулирование в кикшеринге доказало свою эффективность, статистика подтверждает устойчивое снижение аварийности.

Но все эти меры касаются только арендных самокатов и не распространяются на частные устройства. По данным опроса «Мобилити» за 2025 год, 53,8% респондентов отметили, что купили личный СИМ, потому что у него нет ограничений, как на арендном самокате.

Личный самокат не ограничен по скорости, зонам для поездок и времени, когда 
им можно пользоваться. У него нет уникального номера, поэтому в случае нарушения водителя отследить сложнее

  • 53,8% купили личный самокат, чтобы 
не сталкиваться с ограничениями 
в кикшеринге

Эксперт Дмитрий Кудинов, руководитель объединения «Урбанистический форум» и координатор ассоциации «Пошли-поехали», отмечает, что рост числа частных устройств может 
стать проблемой для города.

«Проблема в том, что ограничения применяются только 
к кикшерингу, у которого есть техническая возможность “тормозить по GPS”. Остальные участники движения — частные велосипеды, моноколеса, механические самокаты, доставщики и т.п. — не ограничиваются ничем. Они могут ехать как угодно быстро и где угодно».

В результате городу сложнее контролировать безопасность, 
а экологический и социальный эффект микромобильности снижается.

Как города и кикшеринги работают вместе над безопасностью 
и удобством поездок

Сервисы активно взаимодействуют с городскими властями. 
Это позволяет быстрее решать возникающие проблемы, эффективнее отслеживать нарушителей, совместно развивать велоинфраструктуру.

Что делают власти

  • 2019 год — Москва подписала регулярно обновляемую оферту с кикшерингами, 
где проговорены обязательные параметры безопасности, общие для всех сервисов. Подобные документы затем приняли почти все города-миллионники и десятки более малых
  • 2021 — утверждена транспортная стратегия РФ, СИМ — важный элемент городской инфраструктуры
  • 2023 — вступили в силу ПДД для СИМ, принята дорожная карта Правительства РФ по регулированию СИМ
  • 2024 — реализация дорожной карты: уточнение правил, установление административной ответственности за нарушения; Минтранс 
обязал регионы учитывать СИМ при организации дорожного движения и инфраструктуры, образовательных мероприятий

Местные власти в сотрудничестве с операторами принимают совместные дорожные карты 
по развитию сервисов и инфраструктуры.

Чрезмерное регулирование мешает мобильности миллионов горожан, снижая комфорт передвижения, способствует распространению никак не регулируемых частных СИМ.

Что делают сервисы

  • Передают городам обезличенные маршруты поездок и тепловые карты спроса, данные 
о статусе и уровне заряда самокатов. Это помогает планировать велоинфраструктуру 
и парковки, перераспределять технику, разбирать ДТП и принимать решения на основе реального поведения пользователей
  • Делятся своей статистикой относительно эффективности принимаемых мер
  • Инвестируют в инфраструктуру, например, создали в этом году разметки парковок 
в Челябинске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, 
а также первую выделенную парковку для СИМ 
в Сочи, также участвуют в прокладывании велополос и велодорожек
  • Заключают соглашения между собой о взаимном создании парковок и их обслуживании
  • Интегрируются с городскими транспортными сервисами — можно построить маршрут, в том числе мультимодальный, начать и завершить поездку по транспортной карте, пользоваться программами лояльности

Социальный вклад кикшерингов

Операторы проводят школы безопасного вождения и развивают проекты, которые помогают городу, волонтерам и студентам:

  • МТС Юрент и Whoosh передают данные 
о поездках пропавших людей проекту ЛизаАлерт, предоставляют самокаты для волонтеров;
  • В Тюмени на самокатах МТС Юрент и Whoosh 
коммунальные службы следят за уборкой улиц 
и контролируют работу подрядчиков;
  • На федеральной 
территории«Сириус» 
полиция на самокатах 
МТС Юрент проводит 
патрулирование;
  • В Омске на самокатах МТС Юрент 
студенты-дружинники патрулируют улицы 
во время массовых мероприятий.
  • МТС Юрент, DonorSearch 
предоставляет скидки 
донорам в рамках акции 
#10процентовдляжизни;
  • Whoosh проводит лекции и занятия по ПДД 
в школах и вузах;
  • Whoosh передал электросамокаты 
и электровелосипеды в фонд Музея транспорта Москвы — теперь они входят в коллекцию исторических транспортных артефактов;
  • Whoosh разработал экскурсионный маршрут 
по Екатеринбургу Street art line с навигацией 
и дорожными знаками для самокатов, 
напоминающими о правилах дорожного движения;
  • Whoosh предоставляет промокоды университетам, чтобы поддержать использование микромобильного транспорта студентами 
— в частности, для перемещений между 
кампусами и т.д.

Самокаты — 
экологичный транспорт

Электросамокаты — экологически более чистый вид транспорта, 
чем автомобили. Поэтому использование кикшеринга позволяет снизить ущерб природе от деятельности человека.

Кроме того сервисы предпринимают дополнительные меры по повышению экологичности бизнеса:

  • Продлевают срок службы самокатов
  • Локализуют производства
  • Увеличивают емкость батарей
  • Используют электротранспорт в логистике
  • Самостоятельно обслуживают самокаты
  • Перерабатывают пластик на новые детали
  • Правильно утилизируют технику
Над исследованием работали
  • Полина Волкова, главный редактор Мобилити
  • Юрий Николаев, издатель 
  • Юлия Цай, редактор
  • Андрей Вдовенко, автор
  • Игнат Аникеев, аналитик
  • Карина Ибрагимова, аналитик
  • Анастасия Подлесных, корректор
  • Александра Бодина, менеджер
  • Вадим Ильин, дизайнер

 


Рекомендации

Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Кто и как ездит на самокатах? Исследование пользователей СИМ | 2025

Электросамокаты прочно вошли в городскую среду и стали одним из символов современной мобильности.

В этом исследовании мы изучили:

  • кто и как ими пользуется,
  • почему одни выбирают самокат как транспорт, а другие — нет,
  • и как сделать микромобильный транспорт более удобным 
и доступным.

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление