Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Федеральные нормы — ПДД для СИМ, законы, рекомендации Минтранса — задают основу, но не решают всех задач на местах. Поэтому власти и операторы заключают соглашения и дорожные карты — документы, в которых прописаны правила взаимодействия с учётом местных особенностей.

Разбираемся, как они работают, что регулируют и зачем нужны.

Что регулируют соглашения и дорожные карты

У каждого города свои особенности, но основные вопросы схожи:

  • правила размещения парковок;
  • медленные и запретные зоны;
  • обмен данными о поездках;
  • совместные инициативы: от школ вождения до социальной рекламы.

В чём разница между соглашением и дорожной картой

  • Соглашение фиксирует общие принципы сотрудничества и правила работы сервиса.
  • Дорожная карта — это конкретный план действий: кто, что и когда делает. В ней указываются мероприятия, ответственные стороны и сроки.

Часто соглашение с городом и дорожная карта с участием ГИБДД работают в городе одновременно. В некоторых случаях обходятся устными договорённостями.

Чем это полезно городам

  1. Контроль за порядком и безопасностью

С помощью документов можно определить зоны использования самокатов — например, места, где нужно снизить скорость или ограничить проезд. Это помогает упорядочить использование самокатов. 

  • В Москве действует более 250 медленных зон.
  • В Екатеринбурге после подписания соглашения число ДТП с кикшерингом снизилось на 30% — благодаря новым зонам и контролю со стороны ГИБДД.
  • В Воронеже лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  1. Быстрая реакция на жалобы

Город получает прямой канал связи с оператором. Если, например, жители жалуются на парковку у подъезда, оператор может проверить, насколько ситуация системна, и принять меры.

  1. Доступ к данным

Данные о поездках помогают развивать инфраструктуру — проектировать разметку, велодорожки, выбирать места для парковок. В Сириусе, например, данные используют для планирования и оперативного устранения нарушений.

  1. Совместные мероприятия

Операторы и власти регулярно запускают школы вождения и обучающие кампании. В 2024 году операторы проводили занятия в учебных заведениях городов присутствия.

  • Более, чем в 40 городах прошли городские школы вождения.
  • Более 2 млн человек прошли обучение офлайн
  • Более 100 мероприятий провели операторы кикшеринга
  • Более чем в 30 учебных заведениях России проходили занятия 
  1. Адаптивность

Соглашения — это гибкий инструмент, который развивается вместе с городом. По итогам каждого сезона условия могут меняться: власти и операторы пересматривают зоны использования, корректируют количество самокатов, планируют обучающие кампании и внедряют новые меры безопасности.

Чем это важно для операторов

  1. Легитимность

Соглашения — пусть и не обязательны по закону — формируют официальную рамку, особенно в новых городах, где доверие нужно выстраивать с нуля.

  1. Быстрая коммуникация

После подписания соглашений создаются рабочие группы, через которые проще и быстрее решать вопросы.

  1. Возможность для тестов

Соглашения позволяют внедрять новшества до принятия федеральных законов. Например, технологии для замедления самокатов в конкретных зонах начали тестировать в 2022 году в Москве, а сейчас медленные зоны есть во всех городах присутствия сервисов. 

Примеры городов, где активно работают соглашения

В Москве 

  • Работа по соглашениям позволяет тестировать новшества (например, новую разметку), прежде чем закрепить их. 
  • Еще развивается система виртуальных парковок — зон, обозначенных только в приложении. Они не перегружают улицы и стали частью инфраструктуры благодаря документам — в законодательстве они пока не закреплены.
  • Работает верификация через Mos ID

В Сириусе

  • Власти получают расширенные данные по поездкам: заряд, статус, треки (без персональных данных)
  • Используют данные для планирования парковок, велоинфраструктуры и улучшения маршрутов общественного транспорта
  • Работает «самокатная полиция»: сотрудники проводят патруль на брендированных самокатах

В Казани

  • Город получает расширенные данные по поездкам от оператора
  • В 2024 году нанесено более 80 разметок для парковок — один из образцовых городов по порядку на тротуарах.

 

В Ижевске

  • Оператор кикшеринга предоставляет тепловые карты, по которым город строит новые велодорожки в рамках проекта «Велокаркас»
  • 96 новых велопарковок появилось в 2024 году

В Воронеже

  • Приняли первую дорожную карту по развитию кикшеринга — в ней согласовали целый комплекс мероприятий по улучшению системы аренды электросамокатов
  • Лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  • В зонах ограничения скорости не зафиксировано ни одно ДТП с участием арендованных самокатов
  • Курсы по безопасности и стажировка для студентов ВГТУ

Итог

Для успешной интеграции кикшеринга нужен диалог между городом и операторами. Соглашения и дорожные карты — это гибкие инструменты, которые делают этот диалог конструктивным, а регулирование — эффективным. Федеральные нормы закладывают основу, но нюансы — за регионами. И именно здесь такие документы показывают свою силу.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление