Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Федеральные нормы — ПДД для СИМ, законы, рекомендации Минтранса — задают основу, но не решают всех задач на местах. Поэтому власти и операторы заключают соглашения и дорожные карты — документы, в которых прописаны правила взаимодействия с учётом местных особенностей.

Разбираемся, как они работают, что регулируют и зачем нужны.

Что регулируют соглашения и дорожные карты

У каждого города свои особенности, но основные вопросы схожи:

  • правила размещения парковок;
  • медленные и запретные зоны;
  • обмен данными о поездках;
  • совместные инициативы: от школ вождения до социальной рекламы.

В чём разница между соглашением и дорожной картой

  • Соглашение фиксирует общие принципы сотрудничества и правила работы сервиса.
  • Дорожная карта — это конкретный план действий: кто, что и когда делает. В ней указываются мероприятия, ответственные стороны и сроки.

Часто соглашение с городом и дорожная карта с участием ГИБДД работают в городе одновременно. В некоторых случаях обходятся устными договорённостями.

Чем это полезно городам

  1. Контроль за порядком и безопасностью

С помощью документов можно определить зоны использования самокатов — например, места, где нужно снизить скорость или ограничить проезд. Это помогает упорядочить использование самокатов. 

  • В Москве действует более 250 медленных зон.
  • В Екатеринбурге после подписания соглашения число ДТП с кикшерингом снизилось на 30% — благодаря новым зонам и контролю со стороны ГИБДД.
  • В Воронеже лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  1. Быстрая реакция на жалобы

Город получает прямой канал связи с оператором. Если, например, жители жалуются на парковку у подъезда, оператор может проверить, насколько ситуация системна, и принять меры.

  1. Доступ к данным

Данные о поездках помогают развивать инфраструктуру — проектировать разметку, велодорожки, выбирать места для парковок. В Сириусе, например, данные используют для планирования и оперативного устранения нарушений.

  1. Совместные мероприятия

Операторы и власти регулярно запускают школы вождения и обучающие кампании. В 2024 году операторы проводили занятия в учебных заведениях городов присутствия.

  • Более, чем в 40 городах прошли городские школы вождения.
  • Более 2 млн человек прошли обучение офлайн
  • Более 100 мероприятий провели операторы кикшеринга
  • Более чем в 30 учебных заведениях России проходили занятия 
  1. Адаптивность

Соглашения — это гибкий инструмент, который развивается вместе с городом. По итогам каждого сезона условия могут меняться: власти и операторы пересматривают зоны использования, корректируют количество самокатов, планируют обучающие кампании и внедряют новые меры безопасности.

Чем это важно для операторов

  1. Легитимность

Соглашения — пусть и не обязательны по закону — формируют официальную рамку, особенно в новых городах, где доверие нужно выстраивать с нуля.

  1. Быстрая коммуникация

После подписания соглашений создаются рабочие группы, через которые проще и быстрее решать вопросы.

  1. Возможность для тестов

Соглашения позволяют внедрять новшества до принятия федеральных законов. Например, технологии для замедления самокатов в конкретных зонах начали тестировать в 2022 году в Москве, а сейчас медленные зоны есть во всех городах присутствия сервисов. 

Примеры городов, где активно работают соглашения

В Москве 

  • Работа по соглашениям позволяет тестировать новшества (например, новую разметку), прежде чем закрепить их. 
  • Еще развивается система виртуальных парковок — зон, обозначенных только в приложении. Они не перегружают улицы и стали частью инфраструктуры благодаря документам — в законодательстве они пока не закреплены.
  • Работает верификация через Mos ID

В Сириусе

  • Власти получают расширенные данные по поездкам: заряд, статус, треки (без персональных данных)
  • Используют данные для планирования парковок, велоинфраструктуры и улучшения маршрутов общественного транспорта
  • Работает «самокатная полиция»: сотрудники проводят патруль на брендированных самокатах

В Казани

  • Город получает расширенные данные по поездкам от оператора
  • В 2024 году нанесено более 80 разметок для парковок — один из образцовых городов по порядку на тротуарах.

 

В Ижевске

  • Оператор кикшеринга предоставляет тепловые карты, по которым город строит новые велодорожки в рамках проекта «Велокаркас»
  • 96 новых велопарковок появилось в 2024 году

В Воронеже

  • Приняли первую дорожную карту по развитию кикшеринга — в ней согласовали целый комплекс мероприятий по улучшению системы аренды электросамокатов
  • Лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  • В зонах ограничения скорости не зафиксировано ни одно ДТП с участием арендованных самокатов
  • Курсы по безопасности и стажировка для студентов ВГТУ

Итог

Для успешной интеграции кикшеринга нужен диалог между городом и операторами. Соглашения и дорожные карты — это гибкие инструменты, которые делают этот диалог конструктивным, а регулирование — эффективным. Федеральные нормы закладывают основу, но нюансы — за регионами. И именно здесь такие документы показывают свою силу.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Юлия Цай

Что изменилось в кикшеринге за год: страховые случаи за 2024 год

Рынок кикшеринга растёт, а страховые риски — снижаются. Мы запросили статистику у «АльфаСтрахование» и посмотрели, как изменилось поведение пользователей за последние два года

От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

Зачем кикшеринги предлагают ввести авторизацию пользователей через Госуслуги? Мнение чиновников и экспертов

Операторы кикшеринга предложили ввести обязательную авторизацию пользователей через портал Госуслуги. По мнению компаний, это поможет ограничить доступ для несовершеннолетних и снизить число нарушений. Мы поговорили с экспертами в области транспорта и представителями власти о том, как это повлияет на ситуацию

Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление