Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга
В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах
Федеральные нормы — ПДД для СИМ, законы, рекомендации Минтранса — задают основу, но не решают всех задач на местах. Поэтому власти и операторы заключают соглашения и дорожные карты — документы, в которых прописаны правила взаимодействия с учётом местных особенностей.
Разбираемся, как они работают, что регулируют и зачем нужны.
Что регулируют соглашения и дорожные карты
У каждого города свои особенности, но основные вопросы схожи:
- правила размещения парковок;
- медленные и запретные зоны;
- обмен данными о поездках;
- совместные инициативы: от школ вождения до социальной рекламы.
В чём разница между соглашением и дорожной картой
- Соглашение фиксирует общие принципы сотрудничества и правила работы сервиса.
- Дорожная карта — это конкретный план действий: кто, что и когда делает. В ней указываются мероприятия, ответственные стороны и сроки.
Часто соглашение с городом и дорожная карта с участием ГИБДД работают в городе одновременно. В некоторых случаях обходятся устными договорённостями.
Чем это полезно городам
- Контроль за порядком и безопасностью
С помощью документов можно определить зоны использования самокатов — например, места, где нужно снизить скорость или ограничить проезд. Это помогает упорядочить использование самокатов.
- В Москве действует более 250 медленных зон.
- В Екатеринбурге после подписания соглашения число ДТП с кикшерингом снизилось на 30% — благодаря новым зонам и контролю со стороны ГИБДД.
- В Воронеже лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
- Быстрая реакция на жалобы
Город получает прямой канал связи с оператором. Если, например, жители жалуются на парковку у подъезда, оператор может проверить, насколько ситуация системна, и принять меры.
- Доступ к данным
Данные о поездках помогают развивать инфраструктуру — проектировать разметку, велодорожки, выбирать места для парковок. В Сириусе, например, данные используют для планирования и оперативного устранения нарушений.
- Совместные мероприятия
Операторы и власти регулярно запускают школы вождения и обучающие кампании. В 2024 году операторы проводили занятия в учебных заведениях городов присутствия.
- Более, чем в 40 городах прошли городские школы вождения.
- Более 2 млн человек прошли обучение офлайн
- Более 100 мероприятий провели операторы кикшеринга
- Более чем в 30 учебных заведениях России проходили занятия
- Адаптивность
Соглашения — это гибкий инструмент, который развивается вместе с городом. По итогам каждого сезона условия могут меняться: власти и операторы пересматривают зоны использования, корректируют количество самокатов, планируют обучающие кампании и внедряют новые меры безопасности.
Чем это важно для операторов
- Легитимность
Соглашения — пусть и не обязательны по закону — формируют официальную рамку, особенно в новых городах, где доверие нужно выстраивать с нуля.
- Быстрая коммуникация
После подписания соглашений создаются рабочие группы, через которые проще и быстрее решать вопросы.
- Возможность для тестов
Соглашения позволяют внедрять новшества до принятия федеральных законов. Например, технологии для замедления самокатов в конкретных зонах начали тестировать в 2022 году в Москве, а сейчас медленные зоны есть во всех городах присутствия сервисов.
Примеры городов, где активно работают соглашения
В Москве
- Работа по соглашениям позволяет тестировать новшества (например, новую разметку), прежде чем закрепить их.
- Еще развивается система виртуальных парковок — зон, обозначенных только в приложении. Они не перегружают улицы и стали частью инфраструктуры благодаря документам — в законодательстве они пока не закреплены.
- Работает верификация через Mos ID
В Сириусе
- Власти получают расширенные данные по поездкам: заряд, статус, треки (без персональных данных)
- Используют данные для планирования парковок, велоинфраструктуры и улучшения маршрутов общественного транспорта
- Работает «самокатная полиция»: сотрудники проводят патруль на брендированных самокатах
В Казани
- Город получает расширенные данные по поездкам от оператора
- В 2024 году нанесено более 80 разметок для парковок — один из образцовых городов по порядку на тротуарах.
- Оператор кикшеринга предоставляет тепловые карты, по которым город строит новые велодорожки в рамках проекта «Велокаркас»
- 96 новых велопарковок появилось в 2024 году
- Приняли первую дорожную карту по развитию кикшеринга — в ней согласовали целый комплекс мероприятий по улучшению системы аренды электросамокатов
- Лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
- В зонах ограничения скорости не зафиксировано ни одно ДТП с участием арендованных самокатов
- Курсы по безопасности и стажировка для студентов ВГТУ
Итог
Для успешной интеграции кикшеринга нужен диалог между городом и операторами. Соглашения и дорожные карты — это гибкие инструменты, которые делают этот диалог конструктивным, а регулирование — эффективным. Федеральные нормы закладывают основу, но нюансы — за регионами. И именно здесь такие документы показывают свою силу.