Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Федеральные нормы — ПДД для СИМ, законы, рекомендации Минтранса — задают основу, но не решают всех задач на местах. Поэтому власти и операторы заключают соглашения и дорожные карты — документы, в которых прописаны правила взаимодействия с учётом местных особенностей.

Разбираемся, как они работают, что регулируют и зачем нужны.

Что регулируют соглашения и дорожные карты

У каждого города свои особенности, но основные вопросы схожи:

  • правила размещения парковок;
  • медленные и запретные зоны;
  • обмен данными о поездках;
  • совместные инициативы: от школ вождения до социальной рекламы.

В чём разница между соглашением и дорожной картой

  • Соглашение фиксирует общие принципы сотрудничества и правила работы сервиса.
  • Дорожная карта — это конкретный план действий: кто, что и когда делает. В ней указываются мероприятия, ответственные стороны и сроки.

Часто соглашение с городом и дорожная карта с участием ГИБДД работают в городе одновременно. В некоторых случаях обходятся устными договорённостями.

Чем это полезно городам

  1. Контроль за порядком и безопасностью

С помощью документов можно определить зоны использования самокатов — например, места, где нужно снизить скорость или ограничить проезд. Это помогает упорядочить использование самокатов. 

  • В Москве действует более 250 медленных зон.
  • В Екатеринбурге после подписания соглашения число ДТП с кикшерингом снизилось на 30% — благодаря новым зонам и контролю со стороны ГИБДД.
  • В Воронеже лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  1. Быстрая реакция на жалобы

Город получает прямой канал связи с оператором. Если, например, жители жалуются на парковку у подъезда, оператор может проверить, насколько ситуация системна, и принять меры.

  1. Доступ к данным

Данные о поездках помогают развивать инфраструктуру — проектировать разметку, велодорожки, выбирать места для парковок. В Сириусе, например, данные используют для планирования и оперативного устранения нарушений.

  1. Совместные мероприятия

Операторы и власти регулярно запускают школы вождения и обучающие кампании. В 2024 году операторы проводили занятия в учебных заведениях городов присутствия.

  • Более, чем в 40 городах прошли городские школы вождения.
  • Более 2 млн человек прошли обучение офлайн
  • Более 100 мероприятий провели операторы кикшеринга
  • Более чем в 30 учебных заведениях России проходили занятия 
  1. Адаптивность

Соглашения — это гибкий инструмент, который развивается вместе с городом. По итогам каждого сезона условия могут меняться: власти и операторы пересматривают зоны использования, корректируют количество самокатов, планируют обучающие кампании и внедряют новые меры безопасности.

Чем это важно для операторов

  1. Легитимность

Соглашения — пусть и не обязательны по закону — формируют официальную рамку, особенно в новых городах, где доверие нужно выстраивать с нуля.

  1. Быстрая коммуникация

После подписания соглашений создаются рабочие группы, через которые проще и быстрее решать вопросы.

  1. Возможность для тестов

Соглашения позволяют внедрять новшества до принятия федеральных законов. Например, технологии для замедления самокатов в конкретных зонах начали тестировать в 2022 году в Москве, а сейчас медленные зоны есть во всех городах присутствия сервисов. 

Примеры городов, где активно работают соглашения

В Москве 

  • Работа по соглашениям позволяет тестировать новшества (например, новую разметку), прежде чем закрепить их. 
  • Еще развивается система виртуальных парковок — зон, обозначенных только в приложении. Они не перегружают улицы и стали частью инфраструктуры благодаря документам — в законодательстве они пока не закреплены.
  • Работает верификация через Mos ID

В Сириусе

  • Власти получают расширенные данные по поездкам: заряд, статус, треки (без персональных данных)
  • Используют данные для планирования парковок, велоинфраструктуры и улучшения маршрутов общественного транспорта
  • Работает «самокатная полиция»: сотрудники проводят патруль на брендированных самокатах

В Казани

  • Город получает расширенные данные по поездкам от оператора
  • В 2024 году нанесено более 80 разметок для парковок — один из образцовых городов по порядку на тротуарах.

 

В Ижевске

  • Оператор кикшеринга предоставляет тепловые карты, по которым город строит новые велодорожки в рамках проекта «Велокаркас»
  • 96 новых велопарковок появилось в 2024 году

В Воронеже

  • Приняли первую дорожную карту по развитию кикшеринга — в ней согласовали целый комплекс мероприятий по улучшению системы аренды электросамокатов
  • Лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
  • В зонах ограничения скорости не зафиксировано ни одно ДТП с участием арендованных самокатов
  • Курсы по безопасности и стажировка для студентов ВГТУ

Итог

Для успешной интеграции кикшеринга нужен диалог между городом и операторами. Соглашения и дорожные карты — это гибкие инструменты, которые делают этот диалог конструктивным, а регулирование — эффективным. Федеральные нормы закладывают основу, но нюансы — за регионами. И именно здесь такие документы показывают свою силу.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Каршеринг и туризм: как аренда авто перезапускает внутренние поездки по России

Автотуризм в России переживает бум. В 2024 году число поездок по стране выросло на 10% и достигло рекордных 92 млн. Всё больше туристов арендуют автомобиль для своих путешествий. Так каршеринг становится не только сервисом для повседневных поездок, но и удобным инструментом для развития туризма — особенно в регионах, где важна транспортная доступность

Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

В каких городах каршеринг полезен городу и удобен жителям

Есть мнение, что каршеринг актуален только в городах с многомиллионным населением, вроде Москвы или Санкт-Петербурга. На самом деле, каршеринг со всеми его преимуществами может развиваться и приносить пользу и в гораздо меньших городах

Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Как города решают, где и какие парковки для СИМ устанавливать

Для пользователей арендный самокат хорош тем, что его можно взять в одном месте, а оставить в другом. Чтобы сохранить порядок и сделать микромобильность комфортной для всех, города выделяют специальные парковочные места для самокатов

Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 22 по 29 апреля

BelkaCar запустил междугородние поездки, Делимобиль вышел в Ярославль, а Велобайк устроил распродажу старых велосипедов. Whoosh начисляет баллы за спокойную езду, каршеринги снижают возрастной порог, а штрафы за катание детей на самокатах выросли. В Москве на деньги от платных парковок благоустроят дворы, а кикшеринги ужесточают контроль за правилами

Юлия Цай

От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление