В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки
В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами
Одновременно в городе появился первый в России дорожный знак, обозначающий парковку для самокатов. Все инициативы реализуются по согласованию с Департаментом Транспорта и Дорожного хозяйства Сочи и Госавтоинспекцией.

«Это [парковочные карманы для СИМ. — Прим. ред.] первое подобное решение в России, которое позволит решить один из самых актуальных вопросов для горожан и гостей города Сочи и грамотно интегрировать СИМ в уже существующую городскую инфраструктуру.
Цель нововведения — убрать парковки с узких тротуаров с высоким трафиком, на которых невозможно оставить самокаты, не причиняя неудобств пешеходам».

Егор Сергеевич Савченко
Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
По мнению компаний, такое решение разгрузит улицы и может быть масштабировано на другие города присутствия кикшерингов.
Новые парковочные зоны появились на улицах Воровского, Роз, Кооперативной, Конституции СССР и Несебрской. Они отделены от дороги делиниаторами и консусами, оборудованы удобным съездом на тротуары и отмечены специальным знаком. Оставить самокаты вне этих зон не получится — приложения сервисов не дадут завершить поездку. Всего нанесено около десятка таких пилотных парковок с учётом безопасности, удобства и спроса горожан.

Мы обратились к экспертам с вопросом, как они оценивают инициативу в Сочи — и попросили рассказать, какие ещё виды парковок для СИМ применяются в городах.
Какие парковки для самокатов бывают
До недавнего времени в России использовалось несколько типов парковок для самокатов: виртуальная, стационарная и гибридная.


Гибридный формат — это стационарная конструкция с отметкой в приложении оператора кикшеринга.
Парковочный карман — новый формат
Сочи станет первым городом в России, где для самокатов выделят места в автомобильных парковочных карманах. Пока это пилотный проект, инициированный операторами, но в перспективе такие зоны могут оснастить стационарными конструкциями. Гибридный формат в перспективе позволит размещать на одной площадке не только кикшеринговые самокаты, но и частные велосипеды и СИМ.

Что думают эксперты
Урбанисты и эксперты положительно оценивают инициативу: перенос парковок для СИМ с тротуаров на проезжую часть позволяет целесообразнее использовать пространство и снизить нагрузку на пешеходные зоны — такой подход уже зарекомендовал себя в ряде европейских городов.
Эксперт по транспортным системам Алексей Смирнов считает размещение СИМ в парковочных карманах рациональной мерой. Это поможет снизить нагрузку на тротуары и эффективнее использовать существующую инфраструктуру.
«Размещение парковок для велосипедов и средств индивидуальной мобильности в парковочных карманах — это эффективный способ использования городского пространства. В условиях плотной городской застройки особенно важно не перегружать тротуары и не ущемлять интересы пешеходов. Многие парковочные зоны, включая платные стоянки, используются не в полной мере. Их частичная адаптация под микромобильность позволит рационально использовать пространство, не лишая его пешеходов. Это разумный и сбалансированный подход к развитию городской транспортной инфраструктуры».

Алексей Смирнов
Эксперт в вопросах развития транспортных систем. Основатель компании InnovaTransport
По мнению специалиста по городскому планированию Алексей Радченко, парковочные карманы — это верный признак, что город поддерживает экологичные средства перемещения, однако ко всем изменениям нужно подходить комплексно.
«Размещение велосипедов и самокатов на проезжей части стратегически правильное решение, которое должно быть частью общего подхода с перераспределением пространства в пользу экологичных и безопасных средств перемещения. Велоинфраструктура и поездки на самокатах вместо машин, без ухудшения условий для пешеходов, которым в целом в России и так отдаётся пространство по остаточному принципу.
Но важно помнить, что размещение парковок, как и движение по проезжей части, возможно только в рамках комплексного подхода, в частности, снижения скорости автомобильного трафика».

Алексей Радченко
Специалист по городскому и транспортному планированию
Урбанист Аркадий Гершман подчёркивает: в международной практике парковки для велосипедов и самокатов давно размещают на проезжей части, чтобы не занимать место на тротуарах. Это оптимальное решение для центральных улиц, где пространство сильно ограничено.
«В случае с великами так и должно быть по правилам, ведь велосипед — это транспортное средство. С самокатами ситуация иная, но если мы представляем, что есть велополоса, по которой должны двигаться люди на СИМах, то где-то там же должна быть парковка. И это полностью решает вопрос с запаркованными тротуарами, которые чаще всего очень узкие.
Если мы посмотрим международную практику, мы увидим, что так делают в Берлине, Париже, Португалии. А у нас считается, что велопарковка — это элемент благоустройства, поэтому она должна быть на тротуаре.
Не надо рубить с плеча и убирать все велопарковки с тротуаров, но решение по умолчанию, особенно для центральных улиц, на проезжей части — в карманах. Там, где раньше стояла всего одна машина, может вмещаться 10 великов или ещё больше самокатов».

Аркадий Гершман
Урбанист, автор «Города для людей»
Доцент кафедры коммуникационного дизайна НГУАДИ и член союза архитекторов России Дарья Бердоносова отмечает, что такое решение повышает качество городской среды, особенно в туристических городах.
«Решение объединить парковки для СИМ с автомобильными — выглядит логичным и, главное, полезным шагом. Когда пространство организовано — это всегда плюс для всех участников города: пешеходов, водителей, пользователей самокатов. Снижается хаос, становится меньше конфликтов и визуального шума. Особенно в городах с активным туристическим потоком, как Сочи, такие простые и понятные решения работают на безопасность и общее качество городской среды. Думаю, такой подход вполне может стать хорошим ориентиром для других городов».

Дарья Бердоносова
Доцент кафедры коммуникационного дизайна НГУАДИ, член союза архитекторов России
Урбанист и продюсер социальных проектов Антон Агарков считает, что нововведение говорит о готовности города учитывать современные условия при развитии инфраструктуры.
«С точки зрения развития городских отношений это однозначно звучит как положительное решение — администрация реагирует на реальные изменения городского уклада, отношения пользователей дорожно-транспортной сети к выбору транспорта.
Это говорит о том, что есть возможность делать подвижки в законодательной базе, в изменении городской среды, во внедрении новых подходов. Мне бы хотелось, чтобы эта тенденция развивалась».

Антон Агарков
Урбанист, продюсер социальных проектов
Парковочные карманы для самокатов — оптимальное решение, которое позволяет перенести парковку СИМ с узких тротуаров, учитывая безопасность, удобство и реальные потребности горожан. Так, активный диалог между властями, урбанистами и операторами помогает лучше интегрировать микромобильность в городскую среду