В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Одновременно в городе появился первый в России дорожный знак, обозначающий парковку для самокатов. Все инициативы реализуются по согласованию с Департаментом Транспорта и Дорожного хозяйства Сочи и Госавтоинспекцией.

Источник: пресс-служба МТС Юрент

«Это [парковочные карманы для СИМ. — Прим. ред.] первое подобное решение в России, которое позволит решить один из самых актуальных вопросов для горожан и гостей города Сочи и грамотно интегрировать СИМ в уже существующую городскую инфраструктуру.

Цель нововведения — убрать парковки с узких тротуаров с высоким трафиком, на которых невозможно оставить самокаты, не причиняя неудобств пешеходам».

Егор Сергеевич Савченко

По мнению компаний, такое решение разгрузит улицы и может быть масштабировано на другие города присутствия кикшерингов.

Новые парковочные зоны появились на улицах Воровского, Роз, Кооперативной, Конституции СССР и Несебрской. Они отделены от дороги делиниаторами и консусами, оборудованы удобным съездом на тротуары и отмечены специальным знаком. Оставить самокаты вне этих зон не получится — приложения сервисов не дадут завершить поездку. Всего нанесено около десятка таких пилотных парковок с учётом безопасности, удобства и спроса горожан. 

Источник: пресс-служба администрации Сочи

Мы обратились к экспертам с вопросом, как они оценивают инициативу в Сочи — и попросили рассказать, какие ещё виды парковок для СИМ применяются в городах.

Какие парковки для самокатов бывают

До недавнего времени в России использовалось несколько типов парковок для самокатов: виртуальная, стационарная и гибридная.

Виртуальная парковка — зона, отмеченная в приложении оператора. Иногда её дополнительно обозначают разметкой на асфальте и знаком. Чаще всего такие парковки располагаются на тротуарах.
Стационарная конструкция — это металлическая стойка или секция, к которой можно пристегнуть средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Гибридный формат — это стационарная конструкция с отметкой в приложении оператора кикшеринга.

Парковочный карман — новый формат

Сочи станет первым городом в России, где для самокатов выделят места в автомобильных парковочных карманах. Пока это пилотный проект, инициированный операторами, но в перспективе такие зоны могут оснастить стационарными конструкциями. Гибридный формат в перспективе позволит размещать на одной площадке не только кикшеринговые самокаты, но и частные велосипеды и СИМ.

Что думают эксперты

Урбанисты и эксперты положительно оценивают инициативу: перенос парковок для СИМ с тротуаров на проезжую часть позволяет целесообразнее использовать пространство и снизить нагрузку на пешеходные зоны — такой подход уже зарекомендовал себя в ряде европейских городов.

Эксперт по транспортным системам Алексей Смирнов считает размещение СИМ в парковочных карманах рациональной мерой. Это поможет снизить нагрузку на тротуары и эффективнее использовать существующую инфраструктуру.

«Размещение парковок для велосипедов и средств индивидуальной мобильности в парковочных карманах — это эффективный способ использования городского пространства. В условиях плотной городской застройки особенно важно не перегружать тротуары и не ущемлять интересы пешеходов. Многие парковочные зоны, включая платные стоянки, используются не в полной мере. Их частичная адаптация под микромобильность позволит рационально использовать пространство, не лишая его пешеходов. Это разумный и сбалансированный подход к развитию городской транспортной инфраструктуры».

Алексей Смирнов

По мнению специалиста по городскому планированию Алексей Радченко, парковочные карманы — это верный признак, что город поддерживает экологичные средства перемещения, однако ко всем изменениям нужно подходить комплексно.

«Размещение велосипедов и самокатов на проезжей части стратегически правильное решение, которое должно быть частью общего подхода с перераспределением пространства в пользу экологичных и безопасных средств перемещения. Велоинфраструктура и поездки на самокатах вместо машин, без ухудшения условий для пешеходов, которым в целом в России и так отдаётся пространство по остаточному принципу. 

Но важно помнить, что размещение парковок, как и движение по проезжей части, возможно только в рамках комплексного подхода, в частности, снижения скорости автомобильного трафика».

Алексей Радченко

Урбанист Аркадий Гершман подчёркивает: в международной практике парковки для велосипедов и самокатов давно размещают на проезжей части, чтобы не занимать место на тротуарах. Это оптимальное решение для центральных улиц, где пространство сильно ограничено.

«В случае с великами так и должно быть по правилам, ведь велосипед — это транспортное средство. С самокатами ситуация иная, но если мы представляем, что есть велополоса, по которой должны двигаться люди на СИМах, то где-то там же должна быть парковка. И это полностью решает вопрос с запаркованными тротуарами, которые чаще всего очень узкие. 

Если мы посмотрим международную практику, мы увидим, что так делают в Берлине, Париже, Португалии. А у нас считается, что велопарковка — это элемент благоустройства, поэтому она должна быть на тротуаре. 

Не надо рубить с плеча и убирать все велопарковки с тротуаров, но решение по умолчанию, особенно для центральных улиц, на проезжей части — в карманах. Там, где раньше стояла всего одна машина, может вмещаться 10 великов или ещё больше самокатов».

Аркадий Гершман

Доцент кафедры коммуникационного дизайна НГУАДИ и член союза архитекторов России Дарья Бердоносова отмечает, что такое решение повышает качество городской среды, особенно в туристических городах.

«Решение объединить парковки для СИМ с автомобильными — выглядит логичным и, главное, полезным шагом. Когда пространство организовано — это всегда плюс для всех участников города: пешеходов, водителей, пользователей самокатов. Снижается хаос, становится меньше конфликтов и визуального шума. Особенно в городах с активным туристическим потоком, как Сочи, такие простые и понятные решения работают на безопасность и общее качество городской среды. Думаю, такой подход вполне может стать хорошим ориентиром для других городов».

Дарья Бердоносова

Урбанист и продюсер социальных проектов Антон Агарков считает, что нововведение говорит о готовности города учитывать современные условия при развитии инфраструктуры.

«С точки зрения развития городских отношений это однозначно звучит как положительное решение — администрация реагирует на реальные изменения городского уклада, отношения пользователей дорожно-транспортной сети к выбору транспорта. 

Это говорит о том, что есть возможность делать подвижки в законодательной базе, в изменении городской среды, во внедрении новых подходов. Мне бы хотелось, чтобы эта тенденция развивалась».

Антон Агарков

Парковочные карманы для самокатов — оптимальное решение, которое позволяет перенести парковку СИМ с узких тротуаров, учитывая безопасность, удобство и реальные потребности горожан. Так, активный диалог между властями, урбанистами и операторами помогает лучше интегрировать микромобильность в городскую среду


Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление