Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Почему россиян раздражают другие водители

Манера вождения других — главный стресс-фактор для россиян за рулём. Это подтверждают опросы последних лет (2022–2025): водителей раздражает, когда на дороге не включают поворотники, подрезают, нарушают правила парковки, ездят по обочине дороги.

По мнению россиян, главная опасность на дороге исходит от водителей, а самый большой источник опасности — это отвлечение на телефон и пассажиров, нетрезвые водители и лихачи. 

В 2025 году по данным Ренессанс Страхование и сервиса «Автокод», 67% российских автомобилистов — чаще всего из Новосибирской области, Татарстана и Нижегородской области — заявили, что сталкиваются с агрессией на дороге регулярно (45%) или очень часто (22%) со стороны водителей автомобилей.

Интересно, что всё, на что жалуются водители, — уже давно запрещено ПДД. Проблема не в том, что правил не хватает, а в том, что их массово игнорируют. Это признают не только сами автомобилисты, но и эксперты, и чиновники — вопрос культуры вождения становится всё громче.

Что показывает статистика аварийности в каршеринге

С каждым годом аварийность в каршеринге снижается. Это подтверждают как власти, так и сервисы. Например, по данным Дептранса Москвы в 2024 году число ДТП с арендованными машинами в столице сократилось на 17%, а в 2025 году Делимобиль отчитался о сокращении аварийности по России на 19%. 

В 1, 8 раз сократилась частота ДТП в каршеринге за первые полгода 2025 года, по данным компании «Ренессанс Страхование».

В 2024 году в целом по стране аварийность в каршеринге возросла, хотя первые девять месяцев года показывала значительное снижение:

Важно понимать, что это произошло на фоне быстрого роста рынка. По оценкам операторов, в 2024 году общий парк каршеринга увеличился на 17%, а количество поездок выросло ещё сильнее. Машин стало больше, пользователи стали ездить чаще и дальше, а значит, и абсолютное число ДТП закономерно выросло.

Возможно, просадка 2024 года связана с тем, что в сервисы пришло много новых водителей. Каршеринги значительно увеличили зоны покрытия, снизили возрастную планку для доступа к автомобилям. Сами операторы указывают, что возросло количество доступных автомобилей и поездок на них. 

Косвенно это подтверждает региональная картина. В Москве, где сервисы работают давно и устойчиво, аварийность продолжила снижаться на 7,8% за год. А вот в регионах с относительно новым рынком — например, в Нижегородской (+64,3%) и Самарской (+40%) областях — наблюдался заметный рост. 

При этом, даже с учётом роста абсолютного числа ДТП, последствия таких аварий зачастую оказываются менее тяжёлыми, чем в среднем по дорогам страны. По данным Научного центра МВД за 2024 год, тяжесть последствий ДТП с участием каршеринга составила 5,3, что ниже, чем показатель для легкового транспорта в целом (7,8). 

Это опровергает миф о том, что «не своё — не жалко». Журнал «Мобилити» приводит ещё один показатель: при сопоставимом числе поездок аварийность в каршеринге на 25% ниже, чем в среднем по легковому транспорту. А по данным «Делимобиля», нарушение скоростного режима фиксируется лишь в 1,5% аренд.

Как операторы добиваются аккуратного вождения

Культура вождения важна для операторов каршеринга прежде всего с экономической точки зрения. Неаккуратный водитель — это риск ДТП, простой автомобиля, расходы на ремонт и потеря репутации. Поэтому компании активно инвестируют в системы, которые помогают снижать аварийность и формировать ответственное поведение пользователей.

Управляют рисками с помощью системы рейтинга

У всех крупных операторов действует система оценки водителей. Она работает на основе телематики — датчиков в автомобилях, которые фиксируют резкие ускорения, торможения, повороты на высокой скорости, нарушения ПДД, неиспользование фар и стабилизации. Эти данные анализируются: на их основе строится рейтинг каждого пользователя. 

После запуска такой системы в 2022 году в «Яндекс Драйве» удалось снизить рискованные манёвры: количество резких ускорений сократилось почти вдвое, на 49%; агрессивных перестроений стало меньше на 31%; поворотов на высокой скорости — на 29%, а резких торможений — на 28%.

В 2024 году Делимобиль сообщал, что четверть их пользователей стала ездить аккуратнее после внедрения новой системы рейтинга, оценивающей каждую поездку отдельно.

Чем выше рейтинг, тем больше привилегий. Аккуратные водители получают доступ к лучшим тарифам, бонусам и более дорогим автомобилям. Те, кто системно нарушает правила, платят больше — а в некоторых случаях получают блокировку.

Важно, что алгоритмы не только наказывают, но и предупреждают. Пользователь может получить уведомление о превышении скорости во время поездки, а после рекомендации, как улучшить вождение. Это снижает вероятность повторных нарушений.

В скором времени телематика может начать предотвращать нарушения ещё до их возникновения. Так, в июле 2024 года Делимобиль заявил, что начал совместно с Дептрансом и НАМИ разрабатывать систему автоматического снижения скорости авто при превышении установленного в данной зоне лимита.

Проверяют пользователей в приложении

Сервисы каршеринга изначально устроены так, чтобы контролировать каждую точку взаимодействия пользователя с автомобилем. Уже на этапе регистрации сервис проверяет пользователя: требует селфи с паспортом, чтобы убедиться в подлинности данных. Перед каждой поездкой приложение может запрашивать повторное фото из салона — без него аренда не начнётся. Это позволяет исключить использование подставных аккаунтов и снизить риски вождения посторонними лицами. Некоторые сервисы также вводят тесты на проверку реакции в ночное время, чтобы отсеивать нетрезвых водителей.

Следят за состоянием машин

Каршеринговые автомобили используются интенсивнее, чем частные, — и требуют другого подхода к обслуживанию. Операторы регулярно обновляют автопарк, делая ставку на современные модели с расширенными системами безопасности.

Каждая машина проходит техническое обслуживание по регламенту. Дополнительно телематика мониторит состояние системы, а пользователи могут оперативно сообщать о неисправностях через приложение. Это позволяет вовремя устранять проблемы и поддерживать надёжность парка — что важно как для безопасности, так и для устойчивой работы сервиса.

Вводят обучающие элементы в приложении

Каршеринги не ограничиваются регистрацией и проверками селфи: сервисы напоминают пользователям правила вождения и пользования арендой. Это особенно важно в условиях, когда автомобили берут как опытные водители, так и новички с минимальной практикой.

Знакомство с приложением начинается с краткой инструкции: как пользоваться сервисом, где парковаться, что считается нарушением. Важные сообщения, например об изменениях в договоре, также появляются сразу при входе в приложение.

Также водитель может освежить правила в памяти или разобраться в неочевидной ситуации в любое время в приложении. Например, в «Делимобиле» советы оформлены в формате сторис, как в соцсетях. Часть карточек сделана в виде тестов, чтобы пользователь мог быстро проверить себя в конкретной ситуации.

У «Яндекс Драйва» советы по вождению и использованию сервиса собраны в разделе «Про Драйв», а также публикуются в виде баннеров на главной странице. Это позволяет напоминать правила регулярно.

Чтобы пользователям было проще понять нюансы договора, Ситидрайв сделал краткую выжимку из него, которую можно почитать на сайте.

Контент в приложении становится важным элементом саморегуляции: он помогает пользователю быстрее ориентироваться в правилах и делает поведение более предсказуемым — как для сервиса, так и для города. 

Сотрудничают с автошколами

Автошколы во многом определяют то, как будущий водитель будет себя вести на дорогах. Каршеринги делают с ними совместные проекты, предлагая пользователям разобраться, как пользоваться каршерингом правильно, и развивать навыки вождения.

Совместные проекты с автошколами помогают повысить осведомлённость пользователей и снизить риски ДТП за счёт более качественной подготовки водителей — особенно начинающих.

Проводят кампании в соцсетях

Каршеринги активно используют соцсети для продвижения безопасного поведения за рулём. Посты и короткие видео объясняют, как правильно парковаться, что влияет на рейтинг, за что начисляются штрафы и какие бонусы получают аккуратные водители. Такой формат помогает регулярно напоминать правила в непринуждённой и понятной форме.

Темы охватывают не только ПДД, но и неочевидные правила. Например, Ситидрайв выложил статью о безопасном взаимодействии с мотоциклистами. А BelkaCar публиковал видеоинструкции о том, как вести себя культурно в арендованном автомобиле — от регулировки климата до уборки за собой.

Используют игровые механики

Дополнительно операторы используют игровые механики. В 2022 году «Ситидрайв» предложил подписчикам Telegram пройти тест по ПДД. В 2024 году BelkaCar и проект «Другое Дело» (часть платформы «Россия — страна возможностей») запустили во «ВКонтакте» серию заданий с баллами и призами за освоение правил аренды и вождения.

Более масштабный формат предложил «Делимобиль»: вместе с агентством Venera-metaverse он разработал образовательную локацию в Roblox для детей. Пользователи осваивали ПДД и правила аренды, а за езду без нарушений получали игровые награды, которые могли передать родителям-каршероводам. Такой формат одновременно выполняет обучающую и профилактическую функцию — ещё до того, как ребёнок стал водителем.

Так, соцсети и игровые форматы помогают доносить правила в понятной форме и формируют у водителей привычку ездить аккуратно.

Кто помогает каршерингам формировать культуру вождения

Культура и безопасность на дорогах зависят не только от операторов. В этом участвуют и государственные структуры, водители и пешеходы. Например, сообщая о нарушениях ПДД другими участниками движения и других помехах движению в ГИБДД. Число таких обращений растёт ежегодно.

В 2024 году люди сообщали о движении транспортных средств и пешеходов, создающих угрозу безопасности (почти 118 тысяч обращений), о плохом состоянии дорог (28,8 тысячи), технически неисправных машинах и других помехах движению (24,3 тысячи). О нарушениях правил перевозки детей сообщили более 5 тысяч раз.

Власти на местах стимулируют граждан жаловаться на плохое поведение водителей с помощью денежных вознаграждений, бонусов, билетов в театр или зоопарк. Подобные меры приняты более чем в десятке субъектов РФ.

Каршеринги тоже подключаются: например, «Делимобиль» запустил акцию «Фотоохота», в рамках которой пользователи получают баллы за фиксацию нарушений с участием автомобилей сервиса.

Вывод: формировать культуру вождения можно только совместно. Операторы создают инструменты и правила, власти поддерживают контроль и стимулируют обратную связь, а пользователи становятся активными участниками процесса, не просто потребителями сервиса.


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление