Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

Большинство крупных операторов каршеринга сегодня считают, что нет. Если на запуске они допускали к аренде только после 21 года и двух лет стажа, то позднее отказались от ограничений: в 2020 году пользоваться каршернигом с 18-ти лет разрешил Делимобиль, с июня 2024-го — Ситидрайв, а с февраля 2025-го — Яндекс Драйв.

Разбираемся, действительно ли молодые водители самые опасные на дороге, и как каршеринги минимизируют риски.

Почему возраст — не главное

По данным опроса Росгосстраха и сети автосервисов Вилгуд, 78% россиян считают, что молодые водители — самые рискованные участники движения. В числе основных претензий — излишняя самоуверенность, нехватка опыта и слабое чувство ответственности за имущество.

Однако статистика рисует другую картину.

По-настоящему тяжёлые аварии чаще происходят с участием водителей старшего возраста.

Стаж важнее возраста

Решающее значение для аварийности имеет не возраст, а реальный опыт. По данным МВД, водители со стажем менее двух лет попадают в ДТП чаще остальных — вне зависимости от того, сколько им лет. При этом тяжесть таких аварий, как правило, ниже: у новичков она в среднем на 8% меньше.

Данные аварийности подтверждают эту тенденцию: чем больше стаж, тем ниже риск. Существенное снижение аварийности начинается после пятилетнего опыта за рулём. А самой опасной категорией остаются водители старше 65 лет — их доля в ДТП стабильно превышает показатели других возрастов.

Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года

Каршеринг помогает новичкам получить опыт вождения

Важно учитывать, что формальный стаж — это не всегда показатель опытного водителя. Многие получают права, но садятся за руль только через несколько лет, когда покупают первый автомобиль. За это время теряются навыки, а полученные в автошколе знания забываются. Такой разрыв в практике часто превращает водителя в новичка на дороге.

«После получения прав многие новички откладывают практику, и это одна из самых частых ошибок. Без регулярной езды навыки быстро теряются, появляется неуверенность, страх, замедляется реакция.

Если водитель садится за руль сразу после экзамена, он быстрее набирает опыт и увереннее чувствует себя на дороге. Каршеринг — отличная возможность для новичков начать практиковаться, даже если у них нет личного автомобиля».

Иван Тарасов

С Иваном согласны и многие водители. Проведённый в 2020 году изданием Трушеринг опрос показал, что:

«Все мы были новичками»: можно ли допускать водителей без стажа к автомобилям каршеринга? / Трушеринг

В Делимобиле считают, что строгие возрастные ограничения не сделают дороги безопаснее, но могут создать новые риски. Начинающие водители без собственного автомобиля лишаются возможности накапливать опыт. Это может спровоцировать спрос на самые дешёвые и потенциально небезопасные машины на вторичном рынке. При этом нарушители будут искать способы обхода правил, чтобы арендовать машину.

Как каршеринги минимизируют риски

Доля каршеринга в статистике ДТП остаётся невысокой и продолжает снижаться — несмотря на рост числа поездок и пользователей. Во многом это заслуга рейтинга аккуратности вождения. Он формируется на основе данных датчиков телематики, установленных в каждом автомобиле. Датчики фиксируют резкие ускорения, торможения, нарушения ПДД.

Мониторинг поездок

Если пользователь водит агрессивно — резко ускоряется и тормозит, не соблюдает ПДД, система автоматически повышает тарифы за пользование каршерингом, закрывает доступ к определённым автомобилям вплоть до полной блокировки в сервисе.

Кроме того, сервисы проверяют соответствие личности водителя профилю в приложении, а в ночное время — предлагают пройти тест на реакцию и концентрацию, чтобы исключить поездки в состоянии опьянения.

Данные сервиса Делимобиль

Специальные условия аренды для молодых водителей

Доверяя молодым людям управление автомобилями, каршеринговые компании дополнительно перестраховываются. Например, повышают для них тарифы и поощряют аккуратную езду.

Также все каршеринги ограничивают молодым пользователям доступ к более мощным, а соответственно и более опасным автомобилям.

Дополнительные меры: страхование, обучение, контроль

  • Страхование. Для начинающих водителей каршеринги предлагают специальные условия. В Делимобиле, например, можно подключить «Подстраховку», которая покрывает до 50% стоимости ремонта в случае аварии.
  • Обучение. Некоторые сервисы запускают очные программы. В 2023 году Ситидрайв организовал школу безопасного вождения в Санкт-Петербурге. Потренироваться на каршеринговых машинах могли водители, у которых был долгий перерыв в вождении, или те, кто просто неуверенно чувствовал себя в незнакомой машине.
  • Сотрудничество с властями. В каршерингах подчёркивают, что аварийность молодых водителей — комплексная задача, требующая системной работы: от качества обучения в автошколах до превентивных мер со стороны ГИБДД. Так, Делимобиль совместно с Дептрансом Москвы и НИЦ НАМИ готовится к тестированию системы контроля скорости и дистанции на каршеринговых автомобилях. Внедрение в пилотном режиме запланировано в Москве.

Допуск к управлению каршерингом водителей без стажа действительно связан с определёнными рисками. Однако компании выстраивают и совершенствуют систему контроля, которая позволяет ими управлять. В таких условиях молодые водители могут накапливать реальный опыт управления автомобилем, не повышая нагрузку на систему безопасности.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Юлия Цай

Что изменилось в кикшеринге за год: страховые случаи за 2024 год

Рынок кикшеринга растёт, а страховые риски — снижаются. Мы запросили статистику у «АльфаСтрахование» и посмотрели, как изменилось поведение пользователей за последние два года

От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

Зачем кикшеринги предлагают ввести авторизацию пользователей через Госуслуги? Мнение чиновников и экспертов

Операторы кикшеринга предложили ввести обязательную авторизацию пользователей через портал Госуслуги. По мнению компаний, это поможет ограничить доступ для несовершеннолетних и снизить число нарушений. Мы поговорили с экспертами в области транспорта и представителями власти о том, как это повлияет на ситуацию

Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление