Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

Большинство крупных операторов каршеринга сегодня считают, что нет. Если на запуске они допускали к аренде только после 21 года и двух лет стажа, то позднее отказались от ограничений: в 2020 году пользоваться каршернигом с 18-ти лет разрешил Делимобиль, с июня 2024-го — Ситидрайв, а с февраля 2025-го — Яндекс Драйв.

Разбираемся, действительно ли молодые водители самые опасные на дороге, и как каршеринги минимизируют риски.

Почему возраст — не главное

По данным опроса Росгосстраха и сети автосервисов Вилгуд, 78% россиян считают, что молодые водители — самые рискованные участники движения. В числе основных претензий — излишняя самоуверенность, нехватка опыта и слабое чувство ответственности за имущество.

Однако статистика рисует другую картину.

По-настоящему тяжёлые аварии чаще происходят с участием водителей старшего возраста.

Стаж важнее возраста

Решающее значение для аварийности имеет не возраст, а реальный опыт. По данным МВД, водители со стажем менее двух лет попадают в ДТП чаще остальных — вне зависимости от того, сколько им лет. При этом тяжесть таких аварий, как правило, ниже: у новичков она в среднем на 8% меньше.

Данные аварийности подтверждают эту тенденцию: чем больше стаж, тем ниже риск. Существенное снижение аварийности начинается после пятилетнего опыта за рулём. А самой опасной категорией остаются водители старше 65 лет — их доля в ДТП стабильно превышает показатели других возрастов.

Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года

Каршеринг помогает новичкам получить опыт вождения

Важно учитывать, что формальный стаж — это не всегда показатель опытного водителя. Многие получают права, но садятся за руль только через несколько лет, когда покупают первый автомобиль. За это время теряются навыки, а полученные в автошколе знания забываются. Такой разрыв в практике часто превращает водителя в новичка на дороге.

«После получения прав многие новички откладывают практику, и это одна из самых частых ошибок. Без регулярной езды навыки быстро теряются, появляется неуверенность, страх, замедляется реакция.

Если водитель садится за руль сразу после экзамена, он быстрее набирает опыт и увереннее чувствует себя на дороге. Каршеринг — отличная возможность для новичков начать практиковаться, даже если у них нет личного автомобиля».

Иван Тарасов

С Иваном согласны и многие водители. Проведённый в 2020 году изданием Трушеринг опрос показал, что:

«Все мы были новичками»: можно ли допускать водителей без стажа к автомобилям каршеринга? / Трушеринг

В Делимобиле считают, что строгие возрастные ограничения не сделают дороги безопаснее, но могут создать новые риски. Начинающие водители без собственного автомобиля лишаются возможности накапливать опыт. Это может спровоцировать спрос на самые дешёвые и потенциально небезопасные машины на вторичном рынке. При этом нарушители будут искать способы обхода правил, чтобы арендовать машину.

Как каршеринги минимизируют риски

Доля каршеринга в статистике ДТП остаётся невысокой и продолжает снижаться — несмотря на рост числа поездок и пользователей. Во многом это заслуга рейтинга аккуратности вождения. Он формируется на основе данных датчиков телематики, установленных в каждом автомобиле. Датчики фиксируют резкие ускорения, торможения, нарушения ПДД.

Мониторинг поездок

Если пользователь водит агрессивно — резко ускоряется и тормозит, не соблюдает ПДД, система автоматически повышает тарифы за пользование каршерингом, закрывает доступ к определённым автомобилям вплоть до полной блокировки в сервисе.

Кроме того, сервисы проверяют соответствие личности водителя профилю в приложении, а в ночное время — предлагают пройти тест на реакцию и концентрацию, чтобы исключить поездки в состоянии опьянения.

Данные сервиса Делимобиль

Специальные условия аренды для молодых водителей

Доверяя молодым людям управление автомобилями, каршеринговые компании дополнительно перестраховываются. Например, повышают для них тарифы и поощряют аккуратную езду.

Также все каршеринги ограничивают молодым пользователям доступ к более мощным, а соответственно и более опасным автомобилям.

Дополнительные меры: страхование, обучение, контроль

  • Страхование. Для начинающих водителей каршеринги предлагают специальные условия. В Делимобиле, например, можно подключить «Подстраховку», которая покрывает до 50% стоимости ремонта в случае аварии.
  • Обучение. Некоторые сервисы запускают очные программы. В 2023 году Ситидрайв организовал школу безопасного вождения в Санкт-Петербурге. Потренироваться на каршеринговых машинах могли водители, у которых был долгий перерыв в вождении, или те, кто просто неуверенно чувствовал себя в незнакомой машине.
  • Сотрудничество с властями. В каршерингах подчёркивают, что аварийность молодых водителей — комплексная задача, требующая системной работы: от качества обучения в автошколах до превентивных мер со стороны ГИБДД. Так, Делимобиль совместно с Дептрансом Москвы и НИЦ НАМИ готовится к тестированию системы контроля скорости и дистанции на каршеринговых автомобилях. Внедрение в пилотном режиме запланировано в Москве.

Допуск к управлению каршерингом водителей без стажа действительно связан с определёнными рисками. Однако компании выстраивают и совершенствуют систему контроля, которая позволяет ими управлять. В таких условиях молодые водители могут накапливать реальный опыт управления автомобилем, не повышая нагрузку на систему безопасности.


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление