Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

Большинство крупных операторов каршеринга сегодня считают, что нет. Если на запуске они допускали к аренде только после 21 года и двух лет стажа, то позднее отказались от ограничений: в 2020 году пользоваться каршернигом с 18-ти лет разрешил Делимобиль, с июня 2024-го — Ситидрайв, а с февраля 2025-го — Яндекс Драйв.

Разбираемся, действительно ли молодые водители самые опасные на дороге, и как каршеринги минимизируют риски.

Почему возраст — не главное

По данным опроса Росгосстраха и сети автосервисов Вилгуд, 78% россиян считают, что молодые водители — самые рискованные участники движения. В числе основных претензий — излишняя самоуверенность, нехватка опыта и слабое чувство ответственности за имущество.

Однако статистика рисует другую картину.

По-настоящему тяжёлые аварии чаще происходят с участием водителей старшего возраста.

Стаж важнее возраста

Решающее значение для аварийности имеет не возраст, а реальный опыт. По данным МВД, водители со стажем менее двух лет попадают в ДТП чаще остальных — вне зависимости от того, сколько им лет. При этом тяжесть таких аварий, как правило, ниже: у новичков она в среднем на 8% меньше.

Данные аварийности подтверждают эту тенденцию: чем больше стаж, тем ниже риск. Существенное снижение аварийности начинается после пятилетнего опыта за рулём. А самой опасной категорией остаются водители старше 65 лет — их доля в ДТП стабильно превышает показатели других возрастов.

Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года

Каршеринг помогает новичкам получить опыт вождения

Важно учитывать, что формальный стаж — это не всегда показатель опытного водителя. Многие получают права, но садятся за руль только через несколько лет, когда покупают первый автомобиль. За это время теряются навыки, а полученные в автошколе знания забываются. Такой разрыв в практике часто превращает водителя в новичка на дороге.

«После получения прав многие новички откладывают практику, и это одна из самых частых ошибок. Без регулярной езды навыки быстро теряются, появляется неуверенность, страх, замедляется реакция.

Если водитель садится за руль сразу после экзамена, он быстрее набирает опыт и увереннее чувствует себя на дороге. Каршеринг — отличная возможность для новичков начать практиковаться, даже если у них нет личного автомобиля».

Иван Тарасов

С Иваном согласны и многие водители. Проведённый в 2020 году изданием Трушеринг опрос показал, что:

«Все мы были новичками»: можно ли допускать водителей без стажа к автомобилям каршеринга? / Трушеринг

В Делимобиле считают, что строгие возрастные ограничения не сделают дороги безопаснее, но могут создать новые риски. Начинающие водители без собственного автомобиля лишаются возможности накапливать опыт. Это может спровоцировать спрос на самые дешёвые и потенциально небезопасные машины на вторичном рынке. При этом нарушители будут искать способы обхода правил, чтобы арендовать машину.

Как каршеринги минимизируют риски

Доля каршеринга в статистике ДТП остаётся невысокой и продолжает снижаться — несмотря на рост числа поездок и пользователей. Во многом это заслуга рейтинга аккуратности вождения. Он формируется на основе данных датчиков телематики, установленных в каждом автомобиле. Датчики фиксируют резкие ускорения, торможения, нарушения ПДД.

Мониторинг поездок

Если пользователь водит агрессивно — резко ускоряется и тормозит, не соблюдает ПДД, система автоматически повышает тарифы за пользование каршерингом, закрывает доступ к определённым автомобилям вплоть до полной блокировки в сервисе.

Кроме того, сервисы проверяют соответствие личности водителя профилю в приложении, а в ночное время — предлагают пройти тест на реакцию и концентрацию, чтобы исключить поездки в состоянии опьянения.

Данные сервиса Делимобиль

Специальные условия аренды для молодых водителей

Доверяя молодым людям управление автомобилями, каршеринговые компании дополнительно перестраховываются. Например, повышают для них тарифы и поощряют аккуратную езду.

Также все каршеринги ограничивают молодым пользователям доступ к более мощным, а соответственно и более опасным автомобилям.

Дополнительные меры: страхование, обучение, контроль

  • Страхование. Для начинающих водителей каршеринги предлагают специальные условия. В Делимобиле, например, можно подключить «Подстраховку», которая покрывает до 50% стоимости ремонта в случае аварии.
  • Обучение. Некоторые сервисы запускают очные программы. В 2023 году Ситидрайв организовал школу безопасного вождения в Санкт-Петербурге. Потренироваться на каршеринговых машинах могли водители, у которых был долгий перерыв в вождении, или те, кто просто неуверенно чувствовал себя в незнакомой машине.
  • Сотрудничество с властями. В каршерингах подчёркивают, что аварийность молодых водителей — комплексная задача, требующая системной работы: от качества обучения в автошколах до превентивных мер со стороны ГИБДД. Так, Делимобиль совместно с Дептрансом Москвы и НИЦ НАМИ готовится к тестированию системы контроля скорости и дистанции на каршеринговых автомобилях. Внедрение в пилотном режиме запланировано в Москве.

Допуск к управлению каршерингом водителей без стажа действительно связан с определёнными рисками. Однако компании выстраивают и совершенствуют систему контроля, которая позволяет ими управлять. В таких условиях молодые водители могут накапливать реальный опыт управления автомобилем, не повышая нагрузку на систему безопасности.


Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление