ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Однако за такими цифрами скрывается не только положительная динамика. Пока операторы кикшеринга вместе с городами внедряют системы контроля, частные мощные СИМ остаются в серой зоне и создают угрозу.

Доля арендных СИМ сократилась на 10%

ДТП между частными и арендными СИМ распределены почти поровну: 46% — личных, 54% — арендных. Процент кикшеринговых СИМ в этом году уменьшился. По данным МВД:

Статистика по частным СИМ не приводится, поскольку они не регулируются и находятся вне учёта.

27,6% ДТП произошло с мощными СИМ

Это значит, что больше, чем в четверти ДТП, участвовали личные СИМ.

Мощными считаются устройства от 0,25 до 4 кВт и выше. В отличие от арендных СИМ, чья мощность ограничена 250 Вт, а скорость — 20 км/ч, частные модели могут быть в разы мощнее: до 10 кВт и более, с максимальной скоростью до 50 км/ч. К ним относятся не только электросамокаты, но и электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и другие аналогичные устройства.

В 39,4% ДТП участвовали несовершеннолетние

Более трети ДТП произошло с подростками от 10 до 17 лет. Чтобы решить эту проблему, сервисы внедряют обязательную верификацию, повышают штрафы и блокируют нарушителей. Кроме того, операторы предложили ввести авторизацию через Госуслуги.

В то же время к частным СИМ есть свободный доступ у пользователей любого возраста, и это не регулируется.

К летальному исходу в ДТП приводят частные СИМ

Из всех ДТП со смертельным исходом только в трёх участвовали арендные СИМ. В остальных 20 ДТП — СИМ, принадлежавшие физическим лицам.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман отмечает, что снижение количества ДТП с кикшеринговыми СИМ доказывает эффективность регулирования отрасли, но личные устройства всё ещё остаются в серой зоне и создают опасность для всех участников дорожного движения.

«В отчете МВД мы наблюдаем снижение доли ДТП с арендными самокатами на 10% по сравнению с частными. Операторы внедрили рекордное количество мер, начиная от штрафов и обязательной верификации, заканчивая технологиями безопасности — результаты уже отражаются в статистике. Это наглядно демонстрирует “управляемость” безопасности в отношении прокатных СИМ.

При этом частные СИМ, на которых приходится почти половина ДТП, все еще остаются в серой зоне регулирования. В отличие от самокатов кикшеринговых операторов, реальная статистика по ним неизвестна — поездки не фиксируются ни в одном приложении, на самокатах не действуют ограничения скорости и штрафы за нарушения, которые вводили операторы. Это создает опасность как для самих владельцев частных СИМ, так и для других участников дорожного движения. 

Поэтому те города, которые будут выбирать стратегию запрета кикшеринга, рискуют столкнуться с еще большей проблемой в виде частников. Дальше — хуже».

Ксения Эрдман


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление