ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Однако за такими цифрами скрывается не только положительная динамика. Пока операторы кикшеринга вместе с городами внедряют системы контроля, частные мощные СИМ остаются в серой зоне и создают угрозу.

Доля арендных СИМ сократилась на 10%

ДТП между частными и арендными СИМ распределены почти поровну: 46% — личных, 54% — арендных. Процент кикшеринговых СИМ в этом году уменьшился. По данным МВД:

Статистика по частным СИМ не приводится, поскольку они не регулируются и находятся вне учёта.

27,6% ДТП произошло с мощными СИМ

Это значит, что больше, чем в четверти ДТП, участвовали личные СИМ.

Мощными считаются устройства от 0,25 до 4 кВт и выше. В отличие от арендных СИМ, чья мощность ограничена 250 Вт, а скорость — 20 км/ч, частные модели могут быть в разы мощнее: до 10 кВт и более, с максимальной скоростью до 50 км/ч. К ним относятся не только электросамокаты, но и электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и другие аналогичные устройства.

В 39,4% ДТП участвовали несовершеннолетние

Более трети ДТП произошло с подростками от 10 до 17 лет. Чтобы решить эту проблему, сервисы внедряют обязательную верификацию, повышают штрафы и блокируют нарушителей. Кроме того, операторы предложили ввести авторизацию через Госуслуги.

В то же время к частным СИМ есть свободный доступ у пользователей любого возраста, и это не регулируется.

К летальному исходу в ДТП приводят частные СИМ

Из всех ДТП со смертельным исходом только в трёх участвовали арендные СИМ. В остальных 20 ДТП — СИМ, принадлежавшие физическим лицам.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман отмечает, что снижение количества ДТП с кикшеринговыми СИМ доказывает эффективность регулирования отрасли, но личные устройства всё ещё остаются в серой зоне и создают опасность для всех участников дорожного движения.

«В отчете МВД мы наблюдаем снижение доли ДТП с арендными самокатами на 10% по сравнению с частными. Операторы внедрили рекордное количество мер, начиная от штрафов и обязательной верификации, заканчивая технологиями безопасности — результаты уже отражаются в статистике. Это наглядно демонстрирует “управляемость” безопасности в отношении прокатных СИМ.

При этом частные СИМ, на которых приходится почти половина ДТП, все еще остаются в серой зоне регулирования. В отличие от самокатов кикшеринговых операторов, реальная статистика по ним неизвестна — поездки не фиксируются ни в одном приложении, на самокатах не действуют ограничения скорости и штрафы за нарушения, которые вводили операторы. Это создает опасность как для самих владельцев частных СИМ, так и для других участников дорожного движения. 

Поэтому те города, которые будут выбирать стратегию запрета кикшеринга, рискуют столкнуться с еще большей проблемой в виде частников. Дальше — хуже».

Ксения Эрдман


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление