B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Что такое корпоративный каршеринг

В B2B-каршеринге набор услуг тот же, что и для частных клиентов — разница лишь в том, что оплата идёт не с личной карты, а со счёта компании.

Сервисы развивают бизнеснаправление почти с самого своего появления — с 2016 года. Сегодня услуга есть у всех крупных операторов. Компаниям доступно несколько вариантов аренды:

  • Корпоративный каршеринг — сотрудники пользуются машинами, бронируя их на правах обычных пользователей через приложение и оплачивая поездки с корпоративного счёта;
  • Выделенный автопарк — компании берут автомобили на срок от одного месяца, доступ к ним есть только у сотрудников. 
  • Долгосрочная аренда с выкупом — компании берут автомобили для своих нужд и, выплачивая установленные платежи, становятся их собственниками.

Корпоративный каршеринг у всех операторов устроен по одному принципу — топливо, обслуживание, ОСАГО и мойка включены в тариф (за исключением аренды с выкупом, там — только ОСАГО), управление идёт через личный кабинет. Для пользователя операторы отличаются форматами аренды и географией. 

  • Делимобиль предлагает максимально широкий выбор продуктов: каршеринг, выделенный парк, аренда с выкупом от 12 до 60 месяцев.
  • Ситидрайв кроме каршеринга предлагает долгосрочную аренду с включённым пробегом и расширенной зоной — до 2000 км от городов присутствия.
  • Яндекс Драйв параллельно с каршерингом развивает длительную оплату в виде подписки от месяца с еженедельной оплатой.
  • BelkaCar делает ставку на гибкую аренду от 8 часов.
  • Cars7 работает в 15 городах и подбирает тарифы индивидуально.

В итоге бизнес получает схожий базовый пакет, а выбор зависит от масштаба задач: нужен ли выкуп, расширенная зона, подписка или кастомный тариф.

Кто пользуется корпоративным каршерингом в России

Основные клиенты каршеринга в России — компании в сфере строительства, доставки, логистики, розничных продаж и банковского сектора. Они используют каршеринг для:

  • поездок на деловые встречи и объекты,
  • перевозок оборудования и грузов,
  • доставки посылок,
  • перемещений в/из аэропорта,
  • замены сломанного служебного автомобиля,
  • ежедневных поездок на работу и домой.

Как отмечают в Делимобиле, выделенный парк, чаще всего, используют в двух случаях:

  • чтобы заменить собственный;
  • чтобы пополнить его во время высокого спроса.

Самые популярные модели в сервисе — Kia Rio (для рабочих поездок по городу), Ford Transit и Atlant Sollers (для грузоперевозок), а также кроссоверы Geely Coolray и Haval Jolion.

Зачем такая услуга бизнесу

Востребованность B2B каршеринга в России начала активно расти в последние несколько лет, с заметным ускорением с 2023–2024 годов. За I полугодие 2025 г. число компаний, использующих аренду автомобилей в рабочих целях, выросло на 53%, пишут Известия со ссылкой на данные Делимобиля.

Причины такого роста:

Благодаря корпоративному каршерингу юрлица (для самозанятых услуга недоступна) могут организовать служебные перемещения своих сотрудников или развивать свой бизнес за счёт автопарка оператора. Вот какие выгоды получают компании.

Экономия денег и времени

Если автомобиль нужен не ежедневно, корпоративная аренда оказывается выгоднее лизинга или содержания собственного автопарка. Компания платит только за фактический пробег, без расходов на страховку, налоги, техобслуживание и зарплаты водителям в период простоя. Аренда с выкупом позволяет постепенно формировать собственный автопарк без крупных вложений и сложных процедур по подтверждению платёжеспособности. Дополнительный плюс — включенные в тариф платные парковки. C ними удобно организовывать трансферы до аэропортов и вести дела в центре города.

Для компаний на общей системе налогообложения каршеринг даёт дополнительное преимущество — возможность вернуть до 20% НДС.

Удобное управление транспортом через личный кабинет

Подключение проходит онлайн. Руководитель получает доступ в личный кабинет, где пополняет счёт, добавляет сотрудников и назначает им лимиты. Там же видно, как используется транспорт и соблюдаются ли правила: не ездят ли на нём по личным нуждам (несколько таких случаев, например, произошло в К5 Драйв — корпоративном сервисе, сделанном BelkaCar для КАМАЗа), соблюдают ли ПДД. Вся отчётность формируется автоматически и приходит в электронном виде, что упрощает документооборот.

Компания расширяет социальный пакет

Согласно опросу Ситидрайва и Работы.ру (2023), 38% сотрудников лояльнее относятся к работодателям, компенсирующим транспортные расходы. Ещё 37% прямо ожидают, что компания возьмёт оплату аренды автомобиля на себя. Корпоративный каршеринг позволяет сотрудникам перемещаться выгоднее, поэтому он — дополнительный стимул для найма или удержания ценных кадров.

Оптимизируя перемещения, компания ускоряет рабочий процесс

Корпоративный каршеринг даёт компаниям доступ к разным классам автомобилей и форматам аренды. Машину легко заменить при поломке, что повышает мобильность сотрудников и гибкость бизнеса.

Минусы B2B-каршеринга

Несмотря на очевидные преимущества, у корпоративного каршеринга есть и слабые стороны:

  • География. Операторы есть не во всех городах.
  • Доступность. Машина не всегда может быть поблизости.
  • Качество автопарка. Состояние автомобилей зависит от региона и оператора.
  • Финансовые риски. Штрафы, полученные сотрудниками, оплачивает компания.
  • Ограничения для водителей. Пользоваться сервисом могут только сотрудники с водительскими правами и регистрацией. Для бизнес- и премиум-категорий действуют возрастные и стажевые лимиты (от 21/2 до 26/6 лет). В BelkaCar минимальный порог — 19 лет.
  • Организационные издержки. Если сотрудник забудет документы или груз в машине, вернуть их можно только через сервис или полицию.

Часть этих проблем снимает долгосрочная аренда. В этом случае оператор готов предоставить автомобили вне зоны покрытия, и пользоваться ими будет только компания-арендатор. Но такой вариант невыгоден бизнесу, которому транспорт нужен не каждый день, а периодически.

Что даёт B2B-каршеринг городу

Корпоративный каршеринг постепенно становится частью городской экосистемы. Он разгружает инфраструктуру, повышает эффективность бизнеса и улучшает экологию.

  • Разгружает транспортную инфраструктуру

Обычно один корпоративный автомобиль закреплён за одним сотрудником, поэтому он может весь день занимать парковочное место в центре города. Машины краткосрочной аренды используются несколькими людьми подряд и меньше стоят. В Москве, например, на одной ездят пять-шесть человек в день, по данным Дептранса. Это повышает оборачиваемость парковочных мест и снижает общее количество машин на дорогах.

  • Улучшает экологическую ситуацию

Чем меньше автомобилей в индивидуальном пользовании, тем ниже последующий вред для природы от их утилизации. При этом все машины каршеринга — либо стандарта Евро-5, либо электромобили.

  • Повышает мобильность населения

Каршеринг расширяет возможности для деловых перемещений по городу. Так, по данным Ситидрайва, сервис особенно востребован среди компаний, базирующихся в аэропортах. Сотрудники не зависят от расписания общественного транспорта и загруженности такси.

  • Стимулирует развитие бизнеса

Сокращая транспортные расходы, компании повышают эффективность. Для небольших предприятий это критично. Так, один из клиентов Делимобиля использует фургоны не только для поездок, но и для хранения оборудования, что расширяет его спектр услуг и товаров.

  • Делает жизнь комфортнее

Корпоративный каршеринг помогает бизнесу решать текущие проблемы. Ритейлеры, например, используют его в ноябре–декабре, чтобы доставлять заказы вовремя в высокий сезон.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление