Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Общий фон

  • 50% сообщений — позитивные,
  • 31% — негативные,
  • 19% — нейтральные.

Критика в основном направлена на сервисы и техническое состояние, а не на саму идею использования.

Что нравится пользователям

  • Удовольствие от поездки — 46%. Пользователи подчеркивают положительные эмоции от процесса.
  • Удобство и мобильность — 34%. Возможность доехать «от двери до двери», избежать пробок и не зависеть от расписания транспорта делает электросамокат идеальным средством передвижения в динамичном городе.
  • Экономия — 14%. На коротких дистанциях самокат дешевле такси и быстрее автобуса.
  • Сравнение с другими видами транспорта — 13%. Для поездок между точками в перегруженной транспортной системе электросамокат часто оказывается быстрее и выгоднее, чем такси или каршеринг.
  • Дополнительно: качество техники (3%), доступность на улицах (2%), удобные приложения (1%), экологичность (1%).

«Электросамокат сегодня — это не просто средство передвижения, а часть личного стиля жизни городского жителя. 

Мы проанализировали десятки тысяч сообщений в соцсетях — и вот что узнали: каждый второй пишет про удовольствие, скорость и ветер в лицо. Люди ценят мобильность “от двери до двери”. На коротких дистанциях самокат дешевле такси и быстрее автобуса. Да, есть жалобы. Но самокатам это не мешает: для большинства это уже привычный городской транспорт».

Никита Прохоров

Что вызывает недовольство

  • Технические сбои — 19%. Проблемы с завершением поездки, ошибки геолокации и задержки при активации самокатов.
  • Травматизм и безопасность — 16%. Пользователи упоминают травмы, которые получили сами, или описывают происшествия, свидетелями которых были.
  • Парковка — 12%. Жалобы связаны с беспорядочной парковкой, нехваткой официальных зон и сложностями с навигацией по допустимым местам, которые возникают из-за сбоев GPS или нестабильного мобильного интернета. Многие пользователи испытывают фрустрацию, когда не могут завершить поездку из-за «невидимой» или удалённой парковки.
  • Сравнение не в пользу СИМ — 11%. Самокатам противопоставляют личные авто, метро, такси и даже пешие прогулки. Критикуют малую приспособленность к плохой погоде и нестабильность поездки.
  • Стоимость аренды — 10%. Среди комментариев встречаются жалобы на повышенные тарифы, платную паузу и непредсказуемую итоговую сумму поездки.
  • Дополнительно: слабый клиентский сервис — 7%, ошибочные списания — 6%.

Вывод

Несмотря на риски и технические трудности, кикшеринговые сервисы воспринимаются в целом позитивно. Их ценят за эмоции, скорость и удобство. Для городов это сигнал: развивать безопасную инфраструктуру и решать проблему парковок.


Рекомендации

Как продаются машины после каршеринга? Анализируем данные автоаукциона

Вокруг каршеринга ходит стереотип о том, что пользователи относятся к машинам небрежно. Но на вторичном рынке машины из каршеринга покупают охотно, и это не похоже на спрос на «убитый» транспорт. Мы изучили данные B2B-аукциона Fleet2Click, чтобы понять, что они говорят о состоянии автомобилей из каршеринга.

«Правовой вакуум в сфере частных СИМ стоит жизни многим людям». Анна Гурарий о регулировании микромобильности в России

Екатеринбург считается одним из самых молодежных городов России. Четверть населения — это граждане от 14 до 35 лет. Это напрямую отражается на городской жизни: совершеннолетние молодые люди быстрее всего привыкают к новым услугам — от доставки еды до способов передвижения по городу. В результате растёт спрос на гибкий персональный транспорт, и активно развиваются сервисы аренды самокатов.

Правовое регулирование СИМ и новая мобильность: главные идеи доклада Алёны Досаевой

Итоги секции «Правовой режим новых видов средств городской мобильности» (27 ноября 2025)

Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Кто и как ездит на самокатах? Исследование пользователей СИМ | 2025

Электросамокаты прочно вошли в городскую среду и стали одним из символов современной мобильности.

В этом исследовании мы изучили:

  • кто и как ими пользуется,
  • почему одни выбирают самокат как транспорт, а другие — нет,
  • и как сделать микромобильный транспорт более удобным 
и доступным.

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление