Своя машина или каршеринг? Что выгоднее в 2025 году
Покупать свою машину или пользоваться общественным транспортом, каршерингом и такси — вопрос, который всё чаще встает перед жителями мегаполисов.
В 2025 году с учётом роста цен на автомобили разница особенно заметна: даже при регулярных поездках на работу каршеринг обходится в разы дешевле, если машиной пользуется один человек или небольшая семья.
Вместе с аналитиком Игнатом Аникеевым мы сравнили расходы за пять лет поездок по Москве и получили такие результаты. Как считали и какие сценарии учитывали, рассказываем в исследовании.
Как мы считали рентабельность личного авто и каршеринга
Мы решили сравнить машину в собственности и каршеринг за пять лет поездок в Москве. Это в полтора раза меньше текущего среднего времени пользования машиной в России. Согласно аналитическому агентству Автостат, в 2025 году россияне владеют легковыми машинами в среднем 7,5 лет.
В основу анализа легли наиболее востребованные модели эконом- и комфорт-класса — автомобили, которые одинаково широко представлены в каршеринге, такси и личном владении:
- Solaris HS (Эконом)
- Geely Coolray / Belgee X50 (Комфорт)
- Chery Tiggo 7 Pro (Комфорт+)
- Geely Atlas Pro / Belgee X70 (Комфорт+)
По данным «Авто.ру Бизнес» и агентства «Автостат», большинство россиян покупают авто в кредит — от 62% до 83%. Поэтому мы считали расходы по сценарию с рассрочкой, ориентируясь на ставки официальных дилеров Solaris, Belgee Broker Finance и Chery.
В расчёт за пять лет поездок по Москве вошли:
- 40% первоначальный взнос;
- переплата по кредиту;
- около 10% от стоимости на нулевое ТО, оборудование у дилера и зимнюю резину;
- доход от перепродажи через пять лет;
- топливо, страховка, налоги, парковка, мойка и плановые ТО.
Пять лет поездок в Москве. Что дешевле — машина, каршеринг или такси?
Мы взяли самые распространённые сценарии поездок жителей города: на работу, на дачу и на отдых, от ежедневных коротких до длинных выездов за сотни километров по выходным. Для каждого сценария мы посчитали расходы на личный автомобиль, каршеринг и такси. Расчёты сделаны для одного водителя или небольшой семьи.
В таблицах выделили цветом, какой вариант оказывается дешевле, а какой дороже:
🟢 — самый дешёвый вариант
🟡 — средний по цене
🔴 — самый дорогой вариант
Поездки на работу и дачу
Каршеринг экономит от 400 тысяч до 1 миллиона рублей по сравнению с личным авто
Расходы за пять лет в Москве при поездках на работу в будни (5 км, 30 минут в одну сторону) и на дачу в выходные (50 км с апреля по сентябрь).

Вывод. Если ездить только на работу и по выходным на дачу, каршеринг почти всегда оказывается выгоднее. За пять лет расходы на аренду будут меньше, чем на содержание личной машины, на сумму от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
Поездки на дачу по выходным
Выгоднее на каршеринге в 2,5–3,5 раза, чем на личном авто.
Расходы, если ездить только на дачу по выходным — 50 км в одну сторону с вечера пятницы до вечера воскресенья с апреля по сентябрь.

Вывод. Если ездить только на дачу по выходным, каршеринг оказывается самым выгодным вариантом. За пять лет он обходится в 2,5–3,5 раза дешевле, чем личное авто, и примерно на 200–300 тысяч дешевле такси.
Поездки на работу по будням
Выгоднее на каршеринге в 2-3 раза, чем на личном авто
Мы посчитали расходы, если каждый будний день ездить на работу и обратно: 5 км в одну сторону, 30 минут в пути.

Вывод. В этом сценарии каршеринг выгоднее всего — за пять лет в Москве он обходится в два-три раза дешевле, чем владение машиной. Такси при регулярных поездках выходит заметно дороже аренды, но всё же дешевле личного авто.
Длительные поездки на работу и дачу
Каршеринг и личный автомобиль обходятся примерно одинаково.
Посчитали расходы, если работа и дача находятся далеко от дома — например, 30 км около часа в одну сторону по будням и 50 км туда-обратно по выходным.

Вывод. При больших пробегах разница сглаживается: личный автомобиль и каршеринг в Москве обходятся примерно одинаково. Такси же становится самым дорогим вариантом — в полтора-два раза дороже машины и более чем вдвое дороже аренды.
Эпизодические поездки: работа, выходные, отдых
Выгоднее на каршеринге в 2-3 раза, чем на личном авто.
Посчитали расходы, если пользоваться машиной в Москве нерегулярно:
- на работу — 10 раз в месяц, по 2 часа и 30 км за поездку;
- на выходные — 12 раз в год, по 2 суток и 200 км в одну сторону;
- на отдых — 2 раза в год, по 5 дней и 500 км в одну сторону.

Вывод. В таком сценарии личное авто становится самым дорогим вариантом. Каршеринг обходится дешевле в два-три раза и позволяет сэкономить до 2 миллионов рублей за пять лет. Такси в расчёт не включали — для дальних поездок оно не подходит.
Регулярные длительные поездки: работа, дача, отдых
Свой автомобиль сопоставим с каршерингом в эконом классе, но значительно выгоднее в Комфорте.
Посчитали расходы при больших пробегах:
- на работу в будни — до двух часов в одну сторону, 40 км;
- на дачу в выходные с апреля по сентябрь — 100 км в одну сторону;
- на отдых — три раза в год на пять дней, 900 км в одну сторону.

Вывод. При больших пробегах личная машина становится выгоднее, но значимое различие есть только в Комфорте и Комфорте+. Если в Экономе разница за пять лет — всего около 40 тысяч рублей, то в более высоких она составит уже 1,2–1,26 миллиона рублей. Такси также не учтено в этом сценарии, так как для длительных поездок не подходит.
Если положить деньги в банк
Мы посчитали и другой сценарий: что будет, если положить первый взнос на депозит под 12% вместо покупки автомобиля.

Подробная методика подсчёта
Здесь приводим подробные подсчёты: стоимость покупки и содержания машины, амортизацию, расходы на топливо, страховку, парковку и ТО, а также расчёты по тарифам каршеринга и такси. Полностью все данные представлены в этой таблице. Вы можете сделать её копию и пересчитать результаты, подставив свои данные.
Чем отличаются траты на личное авто от каршеринга
Категории трат у автовладельца и пользователя каршеринга похожи — топливо, обслуживание, страховка, парковка. Но платёж устроен по-разному: владелец платит сам за каждую услугу, а у каршеровода всё это уже включено в тариф.

Сколько стоит покупка и содержание машины
В расчёт вошёл первоначальный взнос в 40% от цены и переплата за пять лет эксплуатации. Дополнительно заложили около 10% от стоимости на обязательные расходы — ТО-0, установку оборудования от дилера, зимний комплект шин и другие неизбежные траты. Здесь же сразу приведём доход от перепродажи машин через пять лет с учётом амортизации.

Исходя из шести сценариев использования, высчитали пробег по городу и по трассе, а из него — расходы на топливо и ТО, добавив траты на мойку, страховку, налоги и парковку за пять лет. При вычислении стоимости владения учитывали следующие расходы:

Выводы
Наши расчёты не претендуют на абсолютную точность. Слишком много переменных: машину можно продать дороже или дешевле, тарифы меняются, форс-мажоры вроде штрафов и аварий предсказать невозможно. Даже инфляция и ставка ЦБ могут за пять лет всё переписать. Но общая картина видна.

Своя машина
Собственный автомобиль в Москве выгоден только при очень больших пробегах. При редких поездках личная машина оказывается дороже, чем такси. Но у неё есть главное преимущество — можно всё настроить под себя, хранить вещи и ни от кого не зависеть.
Интересный факт: чем дешевле личная машина, тем дороже её содержать на фоне каршеринга и такси категории «эконом». Так, у Solaris HS расходы выше из-за фиксированных платежей — кредита, страховки, налогов и амортизации. В «экономе» это даёт почти миллион переплаты по сравнению с каршерингом. А вот Geely Coolray / Belgee X50 и у других машин разрыв меньше: тарифы аренды в «комфорте» сами по себе дороже, поэтому при больших пробегах владение сравнивается с арендой или становится дешевле её.
Каршеринг
Каршеринг выигрывает во всех предусмотренных нами сценариях, за исключением больших пробегов (от 30 тыс.км). Выгоднее всего, когда водитель совершает поездки только на работу (в 2,9 раза) и только на дачу (в 3,6 раза). Если же вложить первый взнос от автокредита в депозит, разрыв становится ещё больше: за пять лет депозит под 12% принес бы от 680 до 912 тысяч рублей дохода в зависимости от модели. Правда, при больших пробегах и использовании авто повышенного класса вклад не покрывает расходы на аренду.
Каршеринг берёт на себя все расходы по содержанию машины, даёт возможность пробовать разные модели, а бонусом ещё и позволяет бесплатно парковаться в некоторых городах, что для жителей мегаполисов — весомый плюс.
Такси
Такси всегда дороже каршеринга, но при поездках исключительно на дачу и работу дешевле личного авто, а в случае с эконом-тарифом в сценарии работа + дача. В сочетании с вкладом такси также выгоднее собственной машины для поездок работа + дача и в более высоком классе авто.
Такси можно вызвать прямо к дому, однако цена и время ожидания сильно колеблются от времени и спроса, и для далёких поездок этот вид транспорта не подойдёт. В нём можно ездить без прав и по пути заниматься своими делами, но приходится делить автомобиль с незнакомым человеком.
Вывод
В современном городе личный автомобиль перестаёт быть необходимостью. Если развит общественный транспорт, есть каршеринг и такси, ежедневные потребности людей можно закрыть без своей машины. Личный автомобиль имеет смысл только при поездках на очень большие дистанции, в остальных случаях выгоднее выбрать каршеринг или такси.