Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Россияне всё чаще путешествуют на автомобиле

Майские праздники — один из ярких примеров растущего интереса к автотуризму. Согласно исследованию сервиса OneTwoTrip, больше половины россиян заявили, что в майские выходные предпочитают путешествовать по России. При этом более 28% таких поездок они совершают на автомобилях — как личных, так и арендованных.

В длинные выходные 2025 года, по опросу Ситидрайва и Самоката, 60% автолюбителей из крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сочи, Краснодар и Ростов-на-Дону) выбирались в автопутешествия. Для сравнения: в мае 2023-го таких было 49% (данные Российского союза туриндустрии).

На этом фоне растёт интерес к каршерингу как к альтернативе личному транспорту: количество пользователей и поездок, время аренды увеличиваются в разных городах присутствия операторов.  

До 80% может вырастать спрос на каршеринг в майские праздники на разных тарифах у разных операторов

Источник данных: ТАСС, Трушеринг

Почему всё больше людей выбирают каршеринг для путешествий

Из-за удобства и финансовой выгоды. Росту каршеринга в туристическом секторе способствуют:

  • увеличение расходов на покупку и содержание личного автомобиля;
  • подорожание стоимости услуг такси;
  • расширение доступных зон для поездок на каршеринге и количества автомобилей;
  • возможность ехать на каршеринге может быть дешевле и комфортнее, чем на автобусе, поезде или самолете. 

Влияние каршеринга на внутренний туризм подчеркивает Сергей Лобарев, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга, член экспертного совета Госдумы по туризму:

«Автотуризм предоставляет свободу передвижения и возможность самостоятельно планировать маршруты — без расписаний и ограничений. 

Каршеринг решает проблему отсутствия личного автомобиля, позволяя арендовать машину без необходимости заботиться о её заправке, обслуживании и страховке. Это делает путешествия более доступными и экономичными. 

Кроме того, каршеринг предлагает гибкие тарифы и удобные условия для дальних поездок, что особенно актуально в условиях растущего спроса на внутренний туризм. В результате всё больше людей выбирает автотуризм как способ открыть для себя Россию, наслаждаясь комфортом независимо от наличия собственного автомобиля».

Сергей Лобарев

Как каршеринги стимулируют пользователей путешествовать

Каршеринговые сервисы активно поддерживают интерес к туристическим поездкам. Они запускают специальные тарифы, предлагают готовые маршруты, отмечают на картах достопримечательности и интересные события, сотрудничают с туриндустрией и расширяют зоны завершения аренды — особенно накануне длинных выходных.

Так, в 2025 году:

  • Делимобиль запустил тариф «Межгород», по которому машину можно взять в одном городе, а оставить — в другом. Также оператор открыл новые зоны завершения аренды в Подмосковье и Ленобласти и начал приём заявок от пользователей на дальнейшее расширение.
  • Ситидрайв добавил несколько десятков зелёных зон в ближнем Подмосковье, включая районы у станций МЦД.
  • Яндекс Драйв в июне открыл 20 новых точек завершения аренды в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи.

BelkaCar расширяет зону поездок на время длинных выходных.

Куда ездят отдыхать на каршеринге — и на чём

В среднем для путешествий автомобиль каршеринга берут на 3–5 дней — и не только приезжие туристы, но и местные жители, которые хотят исследовать родной регион. 

Междугородние маршруты

О предпочтениях пользователей можно судить по данным за майские праздники. Согласно данным операторов, в 2025 году по-прежнему популярны классические маршруты:

  • Москва — Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербург — Москва
  • Москва — Сочи

Но всё заметнее становятся поездки и в другие крупные города:

  • Казань
  • Самара
  • Нижний Новгород
  • Екатеринбург

В том числе это связано с расширением географии: например, в 2024 году у Ситидрайва нельзя было завершить аренду в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Краснодаре. А теперь сервис запустился в этих регионах.

Короткие поездки

В коротких поездках тоже заметны устойчивые направления.

Из Москвы:

  • Подмосковье
  • Тверь
  • Города Золотого кольца

Из Санкт-Петербурга:

  • Ленинградская область: Выборг, Сортавала
  • Великий Новгород

Мультимодальные поездки

Особой популярностью у россиян пользуются маршруты от и до транспортных хабов, в первую очередь аэропортов. Каршеринг удобен тем, что позволяет не подстраиваться под расписание аэроэкспресса и ехать напрямую, без пересадок — особенно если ехать большой компанией или с багажом.

На 45% выросло число поездок в Делимобиле в Шереметьево и Внуково в майские праздники по сравнению с прошлым годом.

Какие машины берут на отдых

Среди путешествующих каршероводов заметно выше спрос на вместительные и универсальные модели. В лидерах — кроссоверы и компактные внедорожники, подходящие как для междугородних поездок, так и для маршрутов выходного дня.

Самые востребованные модели в 2025 году:

  • JETTA VS5
  • KIA Rio X-Line
  • Haval Jolion
  • Geely Coolray
  • Chery Tiggo 4
  • Chery Tiggo 7
  • Geely Emgrand 7
  • Geely Monjaro
  • Changan UNI-V
  • GAC GS3
  • Jaecoo J7

Как каршеринг влияет на развитие туриндустрии

Каршеринг уже стал элементом транспортной инфраструктуры. Особенно важен сервис для крупных городов и популярных туристических направлений. Он делает поездки по стране проще, доступнее и привлекательнее для путешественников.

«Доступность каршеринга может способствовать увеличению туристического потока, так как путешественники чувствуют себя более уверенно, зная, что могут легко перемещаться по региону».

Сергей Лобарев

Рост автотуризма стимулирует развитие малого бизнеса в туристических точках — кафе, гостиниц, сервисных точек. Но чтобы этот эффект сработал, нужна поддержка на уровне инфраструктуры.

А именно нужны:

  • парковки (особенно вблизи аэропортов и вокзалов),
  • продуманные маршруты для поездок на арендованных машинах,
  • удобные пересадки на другие виды транспорта,
  • качественный придорожный сервис.

По словам Лобарева, запрос на развитие каршеринга уже формируется в Тверской области, Алтайском крае и Новосибирске.

Государственная поддержка тоже есть: в 2023 году утверждена «Концепция развития автотуризма в России до 2035 года». В рамках стратегии уже создаются маршруты для автопутешественников и планируется улучшение транспортной инфраструктуры.

Всё вместе это, как считает, Сергей Лобарев делает будущее автопутешествий в России многообещающим. Туристы смогут легко комбинировать различные виды транспорта, а каршеринг станет важным инструментом для исследования регионов, что ещё более подстегнёт интерес к внутреннему туризму.


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление