Каршеринг и туризм: как аренда авто перезапускает внутренние поездки по России

Автотуризм в России переживает бум. В 2024 году число поездок по стране выросло на 10% и достигло рекордных 92 млн. Всё больше туристов арендуют автомобиль для своих путешествий. Так каршеринг становится не только сервисом для повседневных поездок, но и удобным инструментом для развития туризма — особенно в регионах, где важна транспортная доступность

Почему регионы делают ставку на каршеринг

По оценке Аналитического центра при Правительстве РФ, автотуризм — самый перспективный сегмент внутреннего туризма. По словам зампреда Правительства России Дмитрия Чернышенко:

Но чтобы этот сценарий стал реальностью, регионам нужны инструменты. Один из них — каршеринг. Благодаря каршерингу власти на местах рассчитывают увеличить туристический поток, в том числе в труднодоступных с точки зрения логистики местах.

  • Ещё в 2021 году Ростуризм и Ситидрайв подписали соглашение о сотрудничестве для популяризации внутреннего туризма в России. Тогда они вместе составили маршруты для автомобильных путешествий из Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Сегодня в рамках проекта работает 78 маршрутов в 55 регионах, часть из которых рассчитана на поездки на каршеринге. 
  • В 2024 году Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга и компания «Ситидрайв» подписали соглашение о сотрудничестве. Предполагается, что путешественники после авиаперелета или поездки на поезде смогут пересесть на каршеринговый автомобиль и продолжить путь.

«Россия огромна, и автопутешествия — отличный способ увидеть страну. Сегодня в стране 47 млн владельцев авто, 2,3 млн мотоциклистов, 35 тыс. владельцев автодомов — и все они потенциальные автотуристы, включая людей с инвалидностью.

Один из ключевых векторов развития автотуризма — интермодальные поездки: когда человек прилетает в регион или приезжает поездом, а дальше пересаживается на арендованный автомобиль и продолжает путешествие. Это особенно важно, если речь идёт о направлениях вроде в сторону Байкала, Алтая или Дальнего Востока, куда ехать на собственном авто — долго и дорого. Именно здесь каршеринг становится инструментом развития туризма.

Но чтобы такая система действительно заработала, необходима инфраструктура. Регионы должны выделять места под парковки у вокзалов, аэропортов и станций РЖД. Это не вопрос удобства, а базовое условие для запуска интермодального туризма и реализации принятой Правительством Концепции развития автотуризма в России до 2035 года. Сегодня турист, прилетев в Иркутск или Горно-Алтайск, должен быть уверен, что он сможет взять автомобиль и спокойно продолжить свой маршрут до точек притяжения, таких как сплавы, горные тропы, горнолыжные курорты и музеи».

Сергей Лобарев

  • В 2025 году каршеринг BelkaCar и платформа «Своё За городом» разработали совместные автомаршруты по сёлам: ездить с ними удобно по Московской, Ленинградской, Калининградской, Краснодарской и Тульской областям. 

Почему туристы выбирают каршеринг

Для многих россиян автотуризм — это по-прежнему поездка на собственном автомобиле. Но личная машина становится всё менее доступной из-за высоких издержек, платных парковок и перегруженного трафика в городах. Всё больше людей смотрят на каршеринг как на полноценную альтернативу.

Автотуризм в России: возможности и проблемы / ВЦИОМ
В России вырос спрос на долгосрочную аренду автомобилей / Коммерсантъ

​​По данным исследования Делимобиля и НАФИ, 56% пользователей каршеринга готовы отказаться от личного авто ради экономии и экологичности. А спрос на долгосрочную аренду стабильно растёт. В 2024 году:

Особенно растёт спрос на дальние поездки в каршеринге летом — в разгар туристического сезона. Россияне арендуют машины для поездок за город, на море, в другие регионы. География спроса включает Москву, Сочи, Петербург, Казань и Нижний Новгород.

Есть несколько причин, по которым россияне выбирают именно каршеринг для путешествий.

Причина №1. Нет личного автомобиля

Главным препятствием для автопутешествий сами россияне называют отсутствие автомобиля.

Автотуризм в России: возможности и проблемы / ВЦИОМ

Каршеринг решает эту задачу: не нужно покупать авто, платить за обслуживание и страховку. При этом поездка на арендованной машине гораздо удобнее, чем на общественном транспорте.

Причина №2. Свобода передвижения

Опросы ВЦИОМ показывают, что россияне ценят автотуризм за возможность строить маршрут самостоятельно, менять планы на ходу и добираться туда, куда не дотягивается общественный транспорт. Например, не ограничиваться только экскурсиями по городу или выездом на природу, а побывать во всех местах сразу. Каршеринг даёт те же преимущества, что и личный автомобиль — особенно с учётом расширенных зон вождения.

Идеальное автопутешествие / ВЦИОМ

Причина №3. Удобство и экономия

Автомобиль позволяет путешествовать всей семьёй, взять с собой питомца и больше вещей. Это особенно важно для жителей мегаполисов — именно они составляют ядро автотуристов. 

Дополнительный плюс — топливо часто включено в тариф, а парковки в городах могут быть бесплатными. Каршеринг также даёт выбор: от простого седана до просторного минивэна или автомобиля комфорт-класса. Это не только выгоднее, но и удобнее, чем поезд или самолёт — особенно на коротких и средних дистанциях.

Причина №4. Недоступность других видов транспорта

Из-за закрытых аэропортов на юге страны и высоких цен на билеты, добраться до моря становится всё труднее. Перелет в сезон может стоить до 100 тысяч рублей на одного человека, а билеты на поезда раскупают в первые часы после открытия продаж. 

Поэтому поездка на машине — зачастую единственный доступный вариант, особенно в сезон. Крупные каршеринговые сервисы уже работают в Краснодарском крае и предлагают удобные тарифы для поездок по региону.

Причина №5. Удобство на месте

Каршеринг помогает не только доехать до места отдыха, но и перемещаться на месте — между отелем, вокзалом, достопримечательностями. Это дешевле такси и удобнее общественного транспорта. В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи число поездок на каршеринге в аэропорты с февраля по июль 2024 года выросло в 1,6 раза. Похожий рост Делимобиль зафиксировал также в Екатеринбурге и Самаре.

Что предлагает каршеринг туристам

Каршеринговые компании всё активнее адаптируют сервис под нужды туристов. Вот что они делают для автопутешественников.

Предлагают тарифы для тех, кто едет далеко

Раньше выехать на арендованной машине за пределы города было сложно: зоны вождения были ограничены, а поминутные и суточные тарифы не подходили для дальних маршрутов.

Сейчас ситуация изменилась. Крупные операторы предлагают варианты для междугородних поездок — с фиксированной оплатой, возможностью возвращать машину в другом городе и включённым пробегом на 500–700 км и более.

Популярные маршруты — Золотое кольцо, поездки между Москвой и Петербургом, поездки в Казань и Сочи. 

Одним из первых специальные тарифы начал вводить Ситидрайв. В 2020 году, незадолго до подписания соглашения с Ростуризмом, компания ввела функцию Радиус. Она позволяет пользователям каршеринга выезжать за пределы городов присутствия компании на расстоянии 2 000 км в любую сторону по России.

Сегодня тарифы для долгих поездок есть во всех крупных и некоторых региональных  сервисах каршеринга.

Интегрируют туристические сервисы прямо в свои приложения

Каршеринги интегрируют турконтент прямо в свои приложения.

  • BelkaCar периодически публикует маршруты по Центральной России.
  • Делимобиль запускал гастрономические подборки с ресторанным гидом GreatList.
  • Ситидрайв делится маршрутами в соцсетях — от идей уикенда до межгородских поездок.
  • В Яндекс Драйве работает вкладка «Вояж» — с маршрутами, сводками по достопримечательностям и возможностью сразу выбрать авто.

Вводят услугу помесячной аренды

Для длительных поездок каршеринги развивают классическую аренду без оклейки и подписку на автомобили. Правда, не у всех эта опция рассчитана на туристов, так как предполагает аренду длительностью от 30 дней.

На любой срок арендовать автомобиль можно в Ситидрайв Рент. После запуска в мае 2024 года к ноябрю спрос на эту услугу в Петербурге вырос в 5,5 раз, а в Сочи в 4,5 раза.

Коллаборируют с туротраслью

Каршеринги всё активнее интегрируются в туристическую экосистему — как партнёры и как инициаторы собственных проектов.

  • В 2023 году на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце Ситидрайв предложил специальные условия для пользователей: бесплатные парковки, трансферы и зону отдыха.
  • В 2023 году Делимобиль запустил «Фест-тариф» для крупных музыкальных событий: Стереолето в Санкт-Петербурге, Ural Music Night в Екатеринбурге, Outline в Подмосковье и Intervals в Нижнем Новгороде.
  • С 2023 года BelkaCar совместно с RUSSPASS создали более 10 туристических маршрутов по Москве и Петербургу для каршероводов.
  • В 2024 году Ситидрайв и туристический форум «Путешествуй» запустили проект по созданию маршрутов по Московской, Ленинградской областям и Краснодарскому краю.
  • В 2024 году Яндекс Драйв разработал тур до Свияжска совместно с гидами проекта «Казань глазами инженера» и изданием «Инде».

Каршеринги становятся и постоянными участниками профильных форумов: в 2024 году BelkaCar стал транспортным партнёром кемпинг-выставки ОТПУСК EXPO&FEST, а Ситидрайв — организатором форума «Путешествуй».

Такое сотрудничество позволяет туротрасли и каршерингам делиться опытом и взаимно расширять аудиторию.

Перспективы развития

Каршеринговому туризму есть куда развиваться. Компании уже работают в этом направлении. Свой вклад вносит и государство.

Расширение географии

В первую очередь, каршерингам необходимо расширять сеть присутствия и не только за счёт городов-миллионников. Это сделает географию возможных поездок шире. Сейчас значительная часть европейской России доступна для путешествий каршероводов, и туризм сосредоточен в основном вокруг больших городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара. Но многие автопутешественники хотят познакомиться с Дальним Востоком, Байкалом, Алтаем, Сибирским трактом. Зоны покрытия в этих регионах расширяются, в том числе за счёт местных каршерингов, но пока недостаточно.

Помочь может сотрудничество с организациями в сфере туризма и автотуризма. Так, Ситидрайв собирается расширять свою сеть в кооперации с Ассоциацией автотуризма и караванинга. Компания собирается отменить ограничение на максимальное удаление от городов аренды, разработать новые выгодные тарифы для туристов и новые автомаршруты, сделать протяжённые переезды доступными и безопасными. Начать проект стороны хотят с Алтая.

Развитие мультимодальности

Но одного расширения зон действия аренды не всегда достаточно. Опросы ВЦИОМ показывают, что сейчас большинство российских автопутешественников выбирают короткие поездки. О том же говорят внутренние наблюдения Делимобиля: пользователи сервиса в основном ездят в пределах своего и соседних субъектов.

Автотуризм — 2024 / ВЦИОМ

Уже упомянутый проект Ситидрайва и Ассоциации автотуризма и караванинга предполагает развитие мультимодальных транспортных систем. Например, до нужного региона можно добраться на самолёте, а там продолжить поездку уже на каршеринге. Это позволит избежать утомительного долгого перегона.

Поддержка со стороны государства

Власти уже подключается к развитию каршеринг-туризма. Совместные проекты с регионами позволяют расширять охват и популяризировать новые направления.

  • С 2022 года BelkaCar реализует совместные проекты с Министерством культуры и туризма Московской области, чтобы пользователи сервиса из Москвы и Подмосковья могли изучить ближайшие достопримечательности.
  • В 2025 году BelkaCar запустила похожий проект с Министерством туризма Тверской области.

Развитие инфраструктуры

Согласно опросам ВЦИОМ, большинство путешествовавших на машине россиян полностью или скорее довольны придорожной инфраструктурой. Однако есть направления, которые нужно улучшать:

  • качество дорог, особенно региональных, которые зачастую ведут к туристическим местам;
  • количество и качество придорожных площадок, где можно заправиться, полноценно поесть и отдохнуть;
  • покрытие дорог мобильной связью;
  • развитие цифровых сервисов, например, мобильных гидов для автопутешествий.

Работа в этом направлении тоже идёт. В 2023 году по поручению Президента Правительство РФ утвердило «Концепцию развития автотуризма» до 2035 года. В рамках неё предполагается:

  • определить главные и перспективные туристические автомаршруты;
  • привести в нормативное состояние связанные с ними дороги, в первую очередь, трассы М-11, М-12, М-4 и М-8;
  • поддержать развитие туристической инфраструктуры;
  • обеспечить дороги устойчивой связью и интернетом;
  • увеличить сеть многофункциональных зон дорожного сервиса в два раза.

Вывод

Каршеринг помогает делать автопутешествия доступнее. Он уже стал частью туристической экосистемы и продолжает развиваться: появляются новые тарифы, маршруты и партнёрства. При поддержке властей он может стать ключевым элементом автотуризма в России.


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление