«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Самокаты в Челябинске:

*В среднем по всем операторам

**Транспортный сценарий в кикшеринге — это использование самоката с функциональной целью. Например, чтобы добраться до работы, учёбы или пересадки на другой транспорт.

Зачем городу соглашения с кикшерингом

Самокаты появились в Челябинске в 2022 году, но долгое время операторы работали по инвестиционным соглашениям, которые касались в основном экономических условий. Активное сотрудничество с городом началось в конце 2024 года, когда заместителем главы Челябинска по экономическому развитию и инвестициям стал Дмитрий Агеев. В 2025 году администрация подписала с операторами новые соглашения и дорожную карту, регулирующие вопросы безопасности и инфраструктуры. 

«Дорожная карта фиксирует не только обязанности операторов, но и обязательства администрации. 

Например, мы обеспечиваем безопасность на улицах в том числе через фиксацию нарушений (тандемная езда, несоблюдение требований по спешиванию) и передачу этих данных операторам. А они могут воздействовать на пользователей сами — в том числе рублём, через штрафы. Такая система уже работает в Москве и других городах, и мы надеемся, что будет эффективно работать и у нас».

Дмитрий Агеев

В рамках новых соглашений город и операторы согласовали места парковок для нанесения разметки. А чтобы быстрее решать возникающие вопросы, запустили общий чат с администрацией, ГАИ, дорожным комитетом и представителями сервисов.

«Этот чат я читаю сам, мы постоянно в нем общаемся. Например, в очередной праздник появились вопросы — нужно ли выносить самокаты с места проведения мероприятий. 

Я сразу ответил: с какой улицы, от какого дома, до какого — чтобы не тянуть время на согласования. Через 15 минут уже прилетело фото: всё убрали. Именно так это и должно работать».

Дмитрий Агеев

Как город развивает инфраструктуру вместе с операторами

Дмитрий Агеев отмечает, что открытость государства по отношению к бизнесу заключается в том, чтобы не только исполнять свою часть договорённостей, но и давать возможность второй стороне выполнить её часть. Чтобы отслеживать ход работ, проводятся очные встречи — как с операторами, так и с надзорными органами.

Так, недавно прошло совещание с представителями Следственного комитета. Обсудили реализацию дорожной карты и дальнейшие шаги в наведении порядка. Например, по дорожной карте к 1 сентября операторы должны нанести разметку. Для этого Комитет дорожного хозяйства утвердил 400 зон, ещё 1100 добавят к началу августа. 

Также на встрече с представителями СК РФ по Челябинской области глава города предложил усилить ответственность за отсутствие индивидуальных номеров на устройствах. Сейчас в Челябинске тестируется система фото- и видеофиксации нарушений — без номеров их отслеживать сложно.

«Мы решили идти по пути взаимодействия с операторами, а не по пути запрета. Я с самого начала обозначил, что главный интерес администрации — обеспечение безопасности СИМ в городе. Для этого важно выстраивать прозрачные правила: чтобы бизнес понимал, каким образом ему жить, развиваться, взаимодействовать с администрацией, а население знало, что мы имеем право требовать от операторов».

Один из шагов — привлечение операторов к развитию инфраструктуры. Например, администрация уже обсудила возможность организации проезда через парк Гагарина, который сейчас остаётся запретной зоной для самокатов. Город готов обозначить новый маршрут для СИМ, а обустройство — покрытие, асфальт или мощение — должно быть за счёт операторов. 

«Я считаю, что нужно вовлекать операторов в развитие инфраструктуры, а не создавать её для них. Как раз этим мы можем показать противникам самокатов, что сервисы, оказывается, вкладываются в развитие инфраструктуры».

Какими данными делятся операторы

Сервисы делятся с городом ценной информацией: портретом пользователя, самыми востребованными районами и улицами, частыми местами парковки. Это помогает администрации точнее определять, где формировать парковочные зоны.

При этом операторы готовы делиться и более точными данными — например, по времени и маршрутам передвижения. В трамвайной сети Челябинска подобная статистика уже используется, а вот для СИМ подходы только формируются. 

В соглашениях с сервисами уже зафиксирована готовность предоставлять необходимую информацию в нужном формате, как только у города появится запрос. Операторы понимают: открытость с их стороны позволит более эффективно интегрировать самокаты в жизнь города.

Что изменилось в городе с появлением кикшеринга

В Челябинске для многих кикшеринг уже стал привычным способом добраться до нужного места, потому что это дешевле, быстрее и даёт возможность передвигаться без ожидания и пробок. Сам Дмитрий Агеев в июне прошёл обучение в Школе вождения Whoosh и впервые проехал на самокате. 

«Самокаты — это часть городской транспортной инфраструктуры. Это такие же средства передвижения, как автобус, троллейбус или такси. И задача города — не запретить этот вид транспорта, а грамотно его регулировать. Если пустить ситуацию на самотёк, возникают хаос и конфликты между участниками движения».

С появлением самокатов в городе жители поделились на три группы: активных противников СИМ, активных сторонников и тех, кто сохраняет нейтралитет и не участвует в обсуждении. Любое управленческое решение в этой сфере одна из сторон моментально воспринимает как победу или поражение. 

При этом сторонники СИМ также многочисленны — особенно среди молодёжи. Но, по словам Агеева, мнение молодого поколения часто воспринимается скептически: в обществе сохраняется установка, что «молодым ещё рано высказываться». Это мешает услышать пользователей, для которых микромобильность — часть повседневного городского сценария.

Как в городе справляются с нарушениями

Самые распространённые нарушения на самокате — неспешивание на пешеходном переходе, езда вдвоем и неправильная парковка. Челябинск — не исключение.

«Поведение отдельных пользователей самокатов вызывает вопросы. Но это не повод бороться с самокатами как с видом транспорта. Нарушители есть в любой среде — на автомобилях, мотоциклах. Ответственность должны нести те, кто нарушает правила, а не сам транспорт.

Поэтому мы действуем системно: через просвещение, юридические меры, точечное регулирование. Та же логика применима к СИМ. Например, у нас установлено возрастное ограничение — аренда разрешена только с 16 лет*. Если самокат попадает в руки ребёнка младше 16, это уже ответственность родителей — и здесь важно вести разъяснительную работу».

*Самокаты МТС Юрент и Яндекс GO во всех регионах присутствия доступны только с 18 лет. Самокаты Whoosh во всех регионах, кроме Москвы, Московской области и Иркутска, можно использовать с 16 лет, но с ограничением скорости. 

Над проблемой город работает вместе с операторами: администрация передаёт данные о нарушениях, а сервисы накладывают на пользователей санкции. Также внедряются новые меры безопасности — например, укрупнённые номера, которые помогают проще выявлять нарушителей.

По данным АльфаСтрахования, в 2025 году в Челябинске в два раза сократилось количество страховых случаев с самокатами.

Несмотря на рост числа поездок, частота страховых случаев на арендных самокатах с каждым годом снижается. По данным мы видим, что пользователи всё чаще ездят аккуратнее и соблюдают правила. 

На наш взгляд, этому способствует системная работа кикшеринга и города. Операторы популяризируют безопасное вождение, проводят школы вождения, устанавливают медленные зоны, штрафуют нарушителей. Города регулируют движение, обозначают парковки и содействуют операторам. Всё это делает кикшеринг заметно безопаснее — даже на фоне растущей популярности.

АльфаСтрахование

Совет городам, куда приходит кикшеринг

Сервисы проявляют инициативу и ищут диалог с городом, однако важно, чтобы в администрации понимали, что нужно действовать не путём запретов, а выстраивать взаимодействие с операторами.

«Мы изначально относимся к операторам как к добросовестным участникам процесса, а не как к потенциальным нарушителям. Если сервис адекватно реагирует на предложения администрации, мы всегда можем договориться.

Любому городу я бы посоветовал подходить к оператору с точки зрения пользы для жителей. А жители у нас разные: кто-то передвигается на самокатах, кто-то на трамвае, кто-то только на личном транспорте. При этом большая часть молодёжи активно пользуется СИМ — и это наши будущие избиратели. Их голос и интересы тоже нужно учитывать.

Наша задача — выстроить систему, при которой оператор понимает, где его пользователи нарушают правила, и может своевременно реагировать. Если человек ошибся по незнанию — ему нужно объяснить. Если нарушает осознанно — наказывать. Но бороться нужно не с транспортом, а с нарушениями».

Дмитрий Агеев


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление