Российский чиновник и электросамокат — два разных мира. Или нет?

Чиновник и электросамокат — это два разных мира, которые никак не пересекаются публично. Или нет?

Чиновник в массовом сознании в современной России — человек-небожитель, живущий в частном секторе за высоким забором и передвигающийся исключительно на тонированной иномарке, теперь уже китайского производства, с мигалками в час пик.

Электросамокат — опасный транспорт для несознательных школьников, нарезающих круги по парку вдвоем, а иногда и втроем.

 

Начнём с мифов

Два мифа — про чиновников и самокаты — как и многие другие, укоренившиеся в общественном сознании, на самом деле являются нарративными искажениями. Людям проще воспринимать яркие, запоминающиеся образы, чем замечать повседневные, рутинные события.

Здесь срабатывает «предвзятость подтверждения»: мы охотнее замечаем то, что подтверждает наши представления о мире. Один раз увидел двух школьников на одном самокате — и всё, в голове закрепляется: на всех самокатах школьники ездят вдвоём. Это типичная ошибка логического обобщения.

Эти и другие образы рождаются как из личного опыта (например, я видел многокилометровую пробку из-за кортежа чиновника), так и из тезисов, транслируемых в медиаполе.

 

Реальность, чаще всего, отличается

Чиновник, как бы каждый из нас к нему ни относился, всё же работает: дороги строятся, жалобы решаются, новые удобные виды городского транспорта запускаются и функционируют, повышая транспортную доступность там, где ещё недавно передвигались на гужевых повозках.

Самокаты, как бы каждый из нас к ним ни относился, решают реальные транспортные задачи миллионов людей. Из 281 миллиона поездок, совершённых на шеринговых электросамокатах в прошлом году, более 80% — то есть свыше 224 миллионов — пришлись на транспортные сценарии.

Пользователи используют самокаты как транспорт первой или последней мили, или полностью закрывают ими весь маршрут. Такой объём поездок, чисто статистически, не может быть сгенерирован школьниками.

Общественное мнение довольно легко сфокусировать на ярком и, желательно, негативном образе. Так работает концепция «дружить против кого-то», которую активно используют СМИ. Как издатель могу подтвердить: самый простой способ получить охваты — объединить пользователей вокруг объекта ненависти. При этом сам объект не так важен. Это может быть что угодно — каршеринг, чиновник, крупный бизнес, электросамокаты. Всё, что разжигает эмоции, работает.

 

Чиновник на электросамокате

Так мы оказались в мире, где полезный, эффективный и современный вид транспорта воспринимается как зло. Не алкоголь и табак, не автомобили с десятками тысяч смертей в год, а самокаты — главный объект ненависти.

В этом контексте интересно посмотреть, как чиновники работают с самокатами в публичном поле.

Я сознательно не буду поднимать вопросы самостоятельности чиновников, встроенных в вертикаль власти, а также наличие или отсутствие института репутации в России. Это дискуссионные вопросы, которые выходят далеко за рамки колонки.

«Замазаться» об объект всеобщей ненависти, то есть бросить тень на свою репутацию, даже при слабом институте репутации — дело нехитрое. Это простая аксиома. Тем интереснее, что всё больше российских чиновников выходят в публичное поле и используют самокаты в повседневной работе — например, сотрудники администраций, муниципальные службы и даже полиция. 

Источник: Telegram-канал Сергея Шелеста

Ещё пару лет назад, когда градус ненависти к самокатам был на пике (обгоняя даже ковид, выкашивающий наших близких направо и налево), мне было бы трудно представить, что региональный чиновник публично заговорит о самокатах. А сейчас вот, Сергей Шелест, мэр миллионника Омска, публикует у себя в Телеграм-канале пост о том, что оператор будет будет осуществлять в городе не только коммерческую, но и социально направленную деятельность.

На фоне «сухих» прошлых лет даже сдержанный, по меркам скупых чиновничьих реплик многократно урезанный и переписанный PR-службой комментарий Сергея Шелеста про самокаты играет совершенно новыми красками:

«Воспользовался случаем и сам впервые в жизни проехал на электросамокате. Хорошая, удобная вещь. При соблюдении всех правил и норм вполне применимая в городских условиях».

Сергей Шелест

Если упростить, он говорит, что самокаты норм! Можно пользоваться, только соблюдайте правила. Ну чудеса!

 

И это не единичный случай

Вот губернатор Красноярского края Михаил Котюков во время Школы безопасного вождения прошёл инструктаж, прокатился на самокате и рассказал об этом в своём Телеграм-канале.

Telegram-канал Михаила Котюкова

А вот вице-мэр Челябинска Дмитрий Агеев во время Школы безопасного вождения в Челябинске изучил правила безопасного вождения и проехал на самокате через полосу препятствий. 

Как госслужащие используют самокат в работе

Для меня стало неожиданным и даже приятным открытием, что есть не только чисто пиарные истории с фотографией мэра или его зам на самокате, но и вполне прикладные, утилитарные, где муниципальные власти начинают использовать самокаты в транспортных целях, решая реальные рабочие задачи.

Да, это еще не мейнстрим. Да, очень осторожно и робко. Да, в узких нишах. Да, не с экранов федеральных каналов телевизора. Но это уже тренд! Понимаете? Это как конная полиция, но в двадцать первом, наконец, веке. Вот несколько кейсов, но есть ощущение, что это лишь малая часть реальности и таких постов мы будем видеть все больше.

Санкт-Петербург: контроль работ на территории округа

Глава округа Северный в Санкт-Петербурге Юрий Куликов на самокате патрулирует территорию муниципалитета.

Telegram-канал Юрия Куликова

«Они [СИМ] не создают проблем для жителей на нашей территории, а мне позволяют быстро оценить масштабы выполненных работ».

Юрий Куликов

Сотрудники Администрации округа также перемещаются на самокатах.

Сириус: полицейские патрули

Для некоторых сотрудников государственных органов самокаты — уже привычная часть работы. Например, на федеральной территории Сириус в феврале 2025 года появились полицейские патрули на самокатах. Устройства повышают мобильность, позволяя быстро перемещаться во время пробок или по узким улицам.

Уфа: Центр общественной безопасности

Другой пример — городские службы в Уфе. Центр общественной безопасности города получил 15 самокатов ещё летом 2024 года. Они используются для патрулирования парков, скверов и других общественных пространств. 

Мэр Уфы Ратмир Мавлиев отмечает, что самокаты помогают увеличить охват патрулируемых территорий и сделать работу городских служб оперативнее.

 

Итого

Конечно, существует высокая вероятность, что чиновник на самокате — это трюк, симулякр, призванный показать «близость к народу». Но даже незначительное по продолжительности соприкосновение чиновника с «народным транспортом» несет позитивные изменения. 

Человек, ответственный за принятие решений начинает понимать положительные стороны, но что еще важнее, проблемы, с которыми может столкнуться пользователь. Об этом же говорит урбанист, автор «Города для людей» Аркадий Гершман.

«Когда люди, работающие с городом, действительно пользуются тем, что создают, это работает куда лучше. Они умеют решать проблемы, исходя из разных точек зрения. Как правило, разный пользовательский опыт делает решения чуть более продуманными. 

А ещё когда обычный человек может встретить их в трамвае, в пробке или на тротуаре — это стирает границы между властью и горожанами. Это бьёт по мифу, будто велосипеды — только для бедных, а самокаты — только для школьников или для влюблённых парочек». 

Аркадий Гершман


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление