Меньше аварий, больше поездок: как каршеринг повышает безопасность

Аварий с каршерингом становится меньше. По данным Научного центра БДД МВД, за январь — сентябрь 2024 года число ДТП с автомобилями краткосрочной аренды сократилось на 16 случаев, а число пострадавших снизилось на 7 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

При этом спрос на каршеринг растёт: только в Москве за год количество поездок выросло на 2 миллиона. Разбираемся, что стоит за этими цифрами и какие факторы влияют на безопасность.

Как снижается аварийность

Редакция Мобилити проанализировала ДТП в России за 9 месяцев 2024 года. За это время произошло 361 ДТП с участием арендованных автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Каршеринг демонстрирует устойчивое снижение аварийности.

При этом поездок становится больше. Растёт и длина маршрутов, и общее время в пути. Например, в Делимобиле количество проданных минут в 2024 году увеличилось на 20% и достигло 1,953 млн. У Ситидрайва за год число поездок также выросло на 20% — до 30 миллионов.

Данные по каршерингу по всей России

Количество ДТП на одну поездку

Погибшие на 1000 ДТП

Расчёты основаны на официальных данных: в России зарегистрировано 55,06 млн автомобилей и 75 тыс. машин каршеринга. Средняя аварийность по стране составляет 1751 ДТП на один миллион автомобилей, а в Москве и Санкт-Петербурге — немного ниже.

По данным Москвы, ежедневно на дороги выезжает около 75% зарегистрированных автомобилей. За основу взято предположение, что каждая из этих машин совершает 2 поездки в день (на работу и с работы). По статистике операторов каршеринга и городов, каждый автомобиль в парке совершает 5–6 поездок в день.

Аварийность каршеринга в Москве 
упала на 11%

Статистика Москвы подтверждает: каршеринг становится безопаснее. В автопарке столицы уже 45 000 арендных автомобилей — их популярность растёт, 
а аварийность снижается.

Руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил, что за 2024 год количество ДТП с участием арендованных машин в столице снизилось на 11%. Также уменьшилось число пострадавших: раненых стало меньше на 12%, а погибших — 
на 53%.

При этом спрос на каршеринг только растёт: за год москвичи совершили 53 млн поездок, что на 2 млн больше, чем в 2023-м.

Как сервисы каршеринга усиливают безопасность автомобилей

Чтобы сделать каршеринг безопасным, операторы внедряют специальные механизмы идентификации пользователей, контроля нарушений водителей и мониторинга состояния машин.

Допуск к поездкам

Перед тем как взять автомобиль в краткосрочную аренду, пользователи каршеринговых сервисов должны пройти регистрацию в приложении. 
А перед началом первой поездки — подтвердить свою личность.

  • Проверка документов и стажа
    Не все водители могут зарегистрироваться в каршеринге. 
Для создания аккаунта операторы запрашивают фотографии документов. Водителям с фотографиями плохого качества, частыми ДТП, грубыми нарушениями ПДД и большими задолженностями ФССП доступ к каршерингу закрыт.
  • Селфи-идентификация
    Сервисы запрашивают селфи для подтверждения личности водителя по различным триггерам, чтобы предотвратить передачу аккаунта третьим лицам. Например, во время смены устройства или в случае, если телефон пользователя находится далеко от машины. Интеллектуальные алгоритмы принимают только селфи, сделанное в реальном времени. Загрузить старое изображение не получится: система распознает попытки обхода.

Контроль нарушений и система штрафов

Сервисы строго мониторят манеру вождения пользователей и то, насколько бережно они относятся к арендованным машинам.

  • Мониторинг поездки
    Телематика в каршеринге фиксирует резкие разгоны, торможения и превышения скорости. Система не просто мониторит поездку, а помогает предотвращать нарушения: например, предупреждает водителя о превышении скорости.
  • Рейтинги вождения
    На основании телематических данных и информации 
о нарушениях от ГИБДД сервисы оценивают манеру вождения. Высокий рейтинг даёт скидки и доступ к премиальным авто, низкий — повышает тарифы и вводит ограничения. Это мотивирует пользователей водить машину аккуратно. Например, в Яндекс Драйве снизилось вдвое количество резких ускорений всего за полгода после введения рейтинга.
  • Блокировки за грубые нарушения
    Операторы блокируют пользователей с низким рейтингом 
и частыми нарушениями. Это исключает недобросовестных водителей из системы, снижая аварийность.

Обеспечение безопасности автомобилей

Автомобиль — дорогостоящий актив, поэтому операторы каршеринга тщательно следят за состоянием парков и регулярно обновляют их. Все машины оснащены подушками безопасности, а многие модели — датчиками слепых зон и системой экстренного торможения. Современные технологии в комплексе помогают снижать аварийность даже при росте числа поездок и километража.

Средний срок эксплуатации арендных авто — 4–6 лет. У частных машин, по данным агентства Автостат, он достигает 15,5 лет.

  • Регулярное ТО
    Машины проходят техобслуживание в сервисах операторов 
и партнёрских СТО по регламенту производителей. Это позволяет не только устранять, но и предотвращать поломки.
  • Мгновенные оповещения о поломках
    Операторы каршеринга тщательно разбирают обращения водителей и следят за состоянием автомобилей с помощью телематики в режиме реального времени. Если поступает информация о неисправности машины, сервис принимает оперативные меры.
  • Дополнительные опции для безопасности
    Каршеринговые сервисы заботятся о своих пользователях. 
В приложении можно выбрать дополнительные опции: детское кресло и гамак для перевозки собаки. Это позволяет дополнительно обезопасить пассажиров, а водителю — 
не отвлекаться во время поездки.

Ответственный подход к допуску водителей, мониторинг поездок 
и регулярное техническое обслуживание машин снижают аварийность каршеринга. Благодаря этим мерам арендные автомобили попадают 
в ДТП реже, чем личные.


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление