Как Москве удалось сократить аварийность с участием СИМ на 65%

Разобрали статистику и практику регулирования микромобильности в городе вместе с экспертами

По данным Главного управления МВД по столице, за первую половину 2025 года произошло всего 159 аварий с участием средств микромобильности — на 65,4% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ранения получили 170 человек, 1 погиб (меньше на 65% и 75% соответственно).

Мы проанализировали статистику вместе с Ильёй Абросимовым, дата-аналитиком «Центра компетенций городской среды», и обсудили влияние инфраструктурных решений с Алексеем Смирновым, основателем консалтинговой компании InnovaTransport.

Новая структура ДТП и причины снижения аварийности

Анализ публичных данных Госавтоинспекции показал, что изменился сам характер аварий. Если раньше большинство инцидентов происходило на тротуарах и было связано с пешеходами, то теперь основной тип ДТП — столкновение СИМ с автомобилями. 

По словам Ильи Абросимова, дата-аналитика «Центра компетенций городской среды», количество аварий с пешеходами сократилось в 9 раз, а общее число происшествий на тротуарах — более чем в 7 раз. Это может говорить о том, что начало работать физическое разделение потоков: в Москве всё больше маршрутов для самокатов и велосипедов перевели с тротуаров на выделенные полосы.

Распределение вины и видов происшествий (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Также по статистике, большинство инцидентов — даже в Москве, которая никогда не спит — происходит днём: в светлое время суток и при хорошей погоде. Поэтому предложения ограничить использование самокатов ночью не подтверждаются реальными данными.

Контекст аварий: время суток, погодные и дорожные условия (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Почему ночные запреты не работают — разбираем в этом материале.

Доля ДТП с юридическими лицами снижается

По данным Госавтоинспекции, если год назад на ДТП с юридическими лицами приходилось до 65% всех происшествий, то сейчас —  около 35%. В эту категорию входят не только сервисы аренды, но и курьерские службы, предоставляющие служебный электротранспорт своим курьерам, а также частный прокат. 

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Тенденция на снижение ДТП с участием арендных самокатов в России
наблюдается уже несколько лет. Так, по данным АльфаСтрахования, в 2024 году количество поездок выросло на 60% по сравнению с предыдущим годом.

При этом частота страховых событий осталась на уровне < 0,1% и продолжила снижаться — в пересчёте на миллион поездок показатель упал на 11,5%.

Параллельно уменьшается число случаев, когда водители скрываются с места происшествия — с 26% до 11%. Это может указывать на общий рост культуры вождения, особенно среди пользователей арендного транспорта.

Частные СИМ — источник большинства ДТП

Безусловными лидерами по числу ДТП остаются пользователи частных СИМ. Именно они чаще используют устройства, выходящие за рамки ПДД — в том числе мощные электросамокаты, приравненные к мопедам. По данным ГИБДД, по всей России с января по май 2025 года число ДТП с участием таких транспортных средств выросло на 25% год к году, а число погибших — на 29,3%. При этом по данным «Известий», штучные продажи электросамокатов в январе — апреле 2025 года выросли в 1,5−2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всё больше пользователей покупают личные устройства, чтобы быстро добираться до работы или пересадок на общественный транспорт. 

Однако личный транспорт практически не подлежит контролю. В отличие от кикшеринга, где действуют ограничения скорости, геозоны, автоматические штрафы и блокировки, частные СИМ не регулируются. Ответственность для их владельцев наступает, как правило, только в случае ДТП. Это создаёт риски. 

Кто и как нарушает правила

Среди основных причин ДТП с участием СИМ московская полиция называет: непредоставление преимущества пешеходу, отказ от спешивания на переходе, превышение скорости в условиях плотного движения, несоблюдение очередности проезда и поездки вдвоём на одном устройстве.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

На арендных СИМ часть этих нарушений устранена технически. Превысить скорость невозможно из-за встроенного ограничения, поездки вдвоём фиксируются автоматизированными алгоритмами, а поведенические нарушения, вроде неспешивания на переходе, довольно быстро выявляются по камерам ЦОДД или по жалобам неравнодушным пользователей, через бот в Telegram @Samokat_ru_bot.

Форма обращения в бот для фиксации нарушений с участием СИМ

Также эксперты отмечают систему блокировки пользователей и штрафов от операторов для тех, кто нарушает правила. Например, с начала сезона к апрелю 2025 года кикшеринги заблокировали порядка 190 тыс. пользователей. 

«Весомый вклад в повышение культуры вождения и, как следствие, в снижение аварийности с участием прокатных СИМ, могла внести система блокировки доступа для пользователей, пойманных на нарушениях. 

Так как риск попасть в ДТП во многом зависит от степени соблюдения правил дорожного движения, то по сути, лишив нарушителей правил дорожного движения возможности брать самокаты в аренду, операторы сильно сократили число ДТП с участием своих устройств. 

Однако, какая мера эффективнее сработала: инфраструктура или блокировки нарушителей, пока сказать сложно — вывод можно будет сделать только по динамике аварийности в следующем году».

Илья Абросимов

Проблемы инфраструктуры

Москва продолжает оставаться лидером по темпам и качеству развития велоинфраструктуры, но полностью устранить проблемные участки пока не удалось. 

Больше всего нарушений с участием СИМ фиксируется там, где пересекаются разные потоки транспорта — например, на выездах с дворов, нерегулируемых перекрёстках и велопереездах. Эти точки остаются самыми уязвимыми, несмотря на общее снижение аварийности.   

На каких участках чаще всего происходят ДТП (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

«Снижение аварийности на средствах индивидуальной мобильности на 65% по сравнению с прошлым годом показывает, что меры органов власти по развитию велоинфраструктуры, а не только штрафы и ограничения, действительно работают. В Москве появляются новые велополосы, прокладываются временные полосы, сохраняются прошлогодние трассировки и добавляются новые улицы. Всё это, безусловно, вносит вклад в снижение числа происшествий с участием пользователей кикшеринга и личных средств индивидуальной мобильности.

Конечно, найдутся те, кто скажет, что темпы развития велоинфраструктуры в Москве недостаточны, что процесс идёт медленно или даже несистемно. Но как минимум уже статистика показывает, что это развитие помогает снижать аварийность.

Да и европейские велостолицы вроде Амстердама и Копенгагена тоже не сразу стали тем, чем являются сегодня. Их разветвлённая и продуманная сеть веломаршрутов — результат многолетней работы».

Алексей Смирнов

Как снизить аварийность с участием СИМ

Опыт Москвы показывает: развитие инфраструктуры и умное регулирование действительно помогают снижать аварийность. Теперь важно масштабировать эти решения на другие города — и при этом не забывать о тех, кто ездит на личных СИМ. 

Нужно продолжать строить велодорожки, поддерживать работу операторов аренды — и при этом найти способ регулировать частный транспорт. Пока владельцы мощных самокатов остаются вне контроля, число серьёзных аварий будет расти — даже если кикшеринг становится безопаснее.


Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление