Как Москве удалось сократить аварийность с участием СИМ на 65%

Разобрали статистику и практику регулирования микромобильности в городе вместе с экспертами

По данным Главного управления МВД по столице, за первую половину 2025 года произошло всего 159 аварий с участием средств микромобильности — на 65,4% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ранения получили 170 человек, 1 погиб (меньше на 65% и 75% соответственно).

Мы проанализировали статистику вместе с Ильёй Абросимовым, дата-аналитиком «Центра компетенций городской среды», и обсудили влияние инфраструктурных решений с Алексеем Смирновым, основателем консалтинговой компании InnovaTransport.

Новая структура ДТП и причины снижения аварийности

Анализ публичных данных Госавтоинспекции показал, что изменился сам характер аварий. Если раньше большинство инцидентов происходило на тротуарах и было связано с пешеходами, то теперь основной тип ДТП — столкновение СИМ с автомобилями. 

По словам Ильи Абросимова, дата-аналитика «Центра компетенций городской среды», количество аварий с пешеходами сократилось в 9 раз, а общее число происшествий на тротуарах — более чем в 7 раз. Это может говорить о том, что начало работать физическое разделение потоков: в Москве всё больше маршрутов для самокатов и велосипедов перевели с тротуаров на выделенные полосы.

Распределение вины и видов происшествий (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Также по статистике, большинство инцидентов — даже в Москве, которая никогда не спит — происходит днём: в светлое время суток и при хорошей погоде. Поэтому предложения ограничить использование самокатов ночью не подтверждаются реальными данными.

Контекст аварий: время суток, погодные и дорожные условия (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Почему ночные запреты не работают — разбираем в этом материале.

Доля ДТП с юридическими лицами снижается

По данным Госавтоинспекции, если год назад на ДТП с юридическими лицами приходилось до 65% всех происшествий, то сейчас —  около 35%. В эту категорию входят не только сервисы аренды, но и курьерские службы, предоставляющие служебный электротранспорт своим курьерам, а также частный прокат. 

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

Тенденция на снижение ДТП с участием арендных самокатов в России
наблюдается уже несколько лет. Так, по данным АльфаСтрахования, в 2024 году количество поездок выросло на 60% по сравнению с предыдущим годом.

При этом частота страховых событий осталась на уровне < 0,1% и продолжила снижаться — в пересчёте на миллион поездок показатель упал на 11,5%.

Параллельно уменьшается число случаев, когда водители скрываются с места происшествия — с 26% до 11%. Это может указывать на общий рост культуры вождения, особенно среди пользователей арендного транспорта.

Частные СИМ — источник большинства ДТП

Безусловными лидерами по числу ДТП остаются пользователи частных СИМ. Именно они чаще используют устройства, выходящие за рамки ПДД — в том числе мощные электросамокаты, приравненные к мопедам. По данным ГИБДД, по всей России с января по май 2025 года число ДТП с участием таких транспортных средств выросло на 25% год к году, а число погибших — на 29,3%. При этом по данным «Известий», штучные продажи электросамокатов в январе — апреле 2025 года выросли в 1,5−2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всё больше пользователей покупают личные устройства, чтобы быстро добираться до работы или пересадок на общественный транспорт. 

Однако личный транспорт практически не подлежит контролю. В отличие от кикшеринга, где действуют ограничения скорости, геозоны, автоматические штрафы и блокировки, частные СИМ не регулируются. Ответственность для их владельцев наступает, как правило, только в случае ДТП. Это создаёт риски. 

Кто и как нарушает правила

Среди основных причин ДТП с участием СИМ московская полиция называет: непредоставление преимущества пешеходу, отказ от спешивания на переходе, превышение скорости в условиях плотного движения, несоблюдение очередности проезда и поездки вдвоём на одном устройстве.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

На арендных СИМ часть этих нарушений устранена технически. Превысить скорость невозможно из-за встроенного ограничения, поездки вдвоём фиксируются автоматизированными алгоритмами, а поведенические нарушения, вроде неспешивания на переходе, довольно быстро выявляются по камерам ЦОДД или по жалобам неравнодушным пользователей, через бот в Telegram @Samokat_ru_bot.

Форма обращения в бот для фиксации нарушений с участием СИМ

Также эксперты отмечают систему блокировки пользователей и штрафов от операторов для тех, кто нарушает правила. Например, с начала сезона к апрелю 2025 года кикшеринги заблокировали порядка 190 тыс. пользователей. 

«Весомый вклад в повышение культуры вождения и, как следствие, в снижение аварийности с участием прокатных СИМ, могла внести система блокировки доступа для пользователей, пойманных на нарушениях. 

Так как риск попасть в ДТП во многом зависит от степени соблюдения правил дорожного движения, то по сути, лишив нарушителей правил дорожного движения возможности брать самокаты в аренду, операторы сильно сократили число ДТП с участием своих устройств. 

Однако, какая мера эффективнее сработала: инфраструктура или блокировки нарушителей, пока сказать сложно — вывод можно будет сделать только по динамике аварийности в следующем году».

Илья Абросимов

Проблемы инфраструктуры

Москва продолжает оставаться лидером по темпам и качеству развития велоинфраструктуры, но полностью устранить проблемные участки пока не удалось. 

Больше всего нарушений с участием СИМ фиксируется там, где пересекаются разные потоки транспорта — например, на выездах с дворов, нерегулируемых перекрёстках и велопереездах. Эти точки остаются самыми уязвимыми, несмотря на общее снижение аварийности.   

На каких участках чаще всего происходят ДТП (2025)

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»

«Снижение аварийности на средствах индивидуальной мобильности на 65% по сравнению с прошлым годом показывает, что меры органов власти по развитию велоинфраструктуры, а не только штрафы и ограничения, действительно работают. В Москве появляются новые велополосы, прокладываются временные полосы, сохраняются прошлогодние трассировки и добавляются новые улицы. Всё это, безусловно, вносит вклад в снижение числа происшествий с участием пользователей кикшеринга и личных средств индивидуальной мобильности.

Конечно, найдутся те, кто скажет, что темпы развития велоинфраструктуры в Москве недостаточны, что процесс идёт медленно или даже несистемно. Но как минимум уже статистика показывает, что это развитие помогает снижать аварийность.

Да и европейские велостолицы вроде Амстердама и Копенгагена тоже не сразу стали тем, чем являются сегодня. Их разветвлённая и продуманная сеть веломаршрутов — результат многолетней работы».

Алексей Смирнов

Как снизить аварийность с участием СИМ

Опыт Москвы показывает: развитие инфраструктуры и умное регулирование действительно помогают снижать аварийность. Теперь важно масштабировать эти решения на другие города — и при этом не забывать о тех, кто ездит на личных СИМ. 

Нужно продолжать строить велодорожки, поддерживать работу операторов аренды — и при этом найти способ регулировать частный транспорт. Пока владельцы мощных самокатов остаются вне контроля, число серьёзных аварий будет расти — даже если кикшеринг становится безопаснее.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление