Как Москве удалось сократить аварийность с участием СИМ на 65%
Разобрали статистику и практику регулирования микромобильности в городе вместе с экспертами
По данным Главного управления МВД по столице, за первую половину 2025 года произошло всего 159 аварий с участием средств микромобильности — на 65,4% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ранения получили 170 человек, 1 погиб (меньше на 65% и 75% соответственно).
Мы проанализировали статистику вместе с Ильёй Абросимовым, дата-аналитиком «Центра компетенций городской среды», и обсудили влияние инфраструктурных решений с Алексеем Смирновым, основателем консалтинговой компании InnovaTransport.
Новая структура ДТП и причины снижения аварийности
Анализ публичных данных Госавтоинспекции показал, что изменился сам характер аварий. Если раньше большинство инцидентов происходило на тротуарах и было связано с пешеходами, то теперь основной тип ДТП — столкновение СИМ с автомобилями.
По словам Ильи Абросимова, дата-аналитика «Центра компетенций городской среды», количество аварий с пешеходами сократилось в 9 раз, а общее число происшествий на тротуарах — более чем в 7 раз. Это может говорить о том, что начало работать физическое разделение потоков: в Москве всё больше маршрутов для самокатов и велосипедов перевели с тротуаров на выделенные полосы.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»
Также по статистике, большинство инцидентов — даже в Москве, которая никогда не спит — происходит днём: в светлое время суток и при хорошей погоде. Поэтому предложения ограничить использование самокатов ночью не подтверждаются реальными данными.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»
Почему ночные запреты не работают — разбираем в этом материале.
Доля ДТП с юридическими лицами снижается
По данным Госавтоинспекции, если год назад на ДТП с юридическими лицами приходилось до 65% всех происшествий, то сейчас — около 35%. В эту категорию входят не только сервисы аренды, но и курьерские службы, предоставляющие служебный электротранспорт своим курьерам, а также частный прокат.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»
Тенденция на снижение ДТП с участием арендных самокатов в России
наблюдается уже несколько лет. Так, по данным АльфаСтрахования, в 2024 году количество поездок выросло на 60% по сравнению с предыдущим годом.

При этом частота страховых событий осталась на уровне < 0,1% и продолжила снижаться — в пересчёте на миллион поездок показатель упал на 11,5%.
Параллельно уменьшается число случаев, когда водители скрываются с места происшествия — с 26% до 11%. Это может указывать на общий рост культуры вождения, особенно среди пользователей арендного транспорта.
Частные СИМ — источник большинства ДТП
Безусловными лидерами по числу ДТП остаются пользователи частных СИМ. Именно они чаще используют устройства, выходящие за рамки ПДД — в том числе мощные электросамокаты, приравненные к мопедам. По данным ГИБДД, по всей России с января по май 2025 года число ДТП с участием таких транспортных средств выросло на 25% год к году, а число погибших — на 29,3%. При этом по данным «Известий», штучные продажи электросамокатов в январе — апреле 2025 года выросли в 1,5−2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всё больше пользователей покупают личные устройства, чтобы быстро добираться до работы или пересадок на общественный транспорт.
Однако личный транспорт практически не подлежит контролю. В отличие от кикшеринга, где действуют ограничения скорости, геозоны, автоматические штрафы и блокировки, частные СИМ не регулируются. Ответственность для их владельцев наступает, как правило, только в случае ДТП. Это создаёт риски.
Кто и как нарушает правила
Среди основных причин ДТП с участием СИМ московская полиция называет: непредоставление преимущества пешеходу, отказ от спешивания на переходе, превышение скорости в условиях плотного движения, несоблюдение очередности проезда и поездки вдвоём на одном устройстве.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»
На арендных СИМ часть этих нарушений устранена технически. Превысить скорость невозможно из-за встроенного ограничения, поездки вдвоём фиксируются автоматизированными алгоритмами, а поведенические нарушения, вроде неспешивания на переходе, довольно быстро выявляются по камерам ЦОДД или по жалобам неравнодушным пользователей, через бот в Telegram @Samokat_ru_bot.

Также эксперты отмечают систему блокировки пользователей и штрафов от операторов для тех, кто нарушает правила. Например, с начала сезона к апрелю 2025 года кикшеринги заблокировали порядка 190 тыс. пользователей.
«Весомый вклад в повышение культуры вождения и, как следствие, в снижение аварийности с участием прокатных СИМ, могла внести система блокировки доступа для пользователей, пойманных на нарушениях.
Так как риск попасть в ДТП во многом зависит от степени соблюдения правил дорожного движения, то по сути, лишив нарушителей правил дорожного движения возможности брать самокаты в аренду, операторы сильно сократили число ДТП с участием своих устройств.
Однако, какая мера эффективнее сработала: инфраструктура или блокировки нарушителей, пока сказать сложно — вывод можно будет сделать только по динамике аварийности в следующем году».

Илья Абросимов
Автор и разработчик проекта Велогород.Онлайн, дата-аналитик «Центра компетенций городской среды», ООО «СпецДорПроект»
Проблемы инфраструктуры
Москва продолжает оставаться лидером по темпам и качеству развития велоинфраструктуры, но полностью устранить проблемные участки пока не удалось.
Больше всего нарушений с участием СИМ фиксируется там, где пересекаются разные потоки транспорта — например, на выездах с дворов, нерегулируемых перекрёстках и велопереездах. Эти точки остаются самыми уязвимыми, несмотря на общее снижение аварийности.

Источник: Расчёт выполнен на основе публичных данных Госавтоинспекции с использованием инструмента для аналитики «Мобилитика»
«Снижение аварийности на средствах индивидуальной мобильности на 65% по сравнению с прошлым годом показывает, что меры органов власти по развитию велоинфраструктуры, а не только штрафы и ограничения, действительно работают. В Москве появляются новые велополосы, прокладываются временные полосы, сохраняются прошлогодние трассировки и добавляются новые улицы. Всё это, безусловно, вносит вклад в снижение числа происшествий с участием пользователей кикшеринга и личных средств индивидуальной мобильности.
Конечно, найдутся те, кто скажет, что темпы развития велоинфраструктуры в Москве недостаточны, что процесс идёт медленно или даже несистемно. Но как минимум уже статистика показывает, что это развитие помогает снижать аварийность.
Да и европейские велостолицы вроде Амстердама и Копенгагена тоже не сразу стали тем, чем являются сегодня. Их разветвлённая и продуманная сеть веломаршрутов — результат многолетней работы».

Алексей Смирнов
Эксперт в вопросах развития транспортных систем. Основатель компании InnovaTransport
Как снизить аварийность с участием СИМ
Опыт Москвы показывает: развитие инфраструктуры и умное регулирование действительно помогают снижать аварийность. Теперь важно масштабировать эти решения на другие города — и при этом не забывать о тех, кто ездит на личных СИМ.
Нужно продолжать строить велодорожки, поддерживать работу операторов аренды — и при этом найти способ регулировать частный транспорт. Пока владельцы мощных самокатов остаются вне контроля, число серьёзных аварий будет расти — даже если кикшеринг становится безопаснее.