Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

Почему фиксированные тарифы ушли в прошлое

Модель динамического ценообразования давно применяется в сферах с нестабильным спросом: от авиабилетов и гостиниц до доставки, такси и маркетплейсов. В каршеринге первым её внедрил Яндекс Драйв — с момента запуска в 2018 году. В ноябре 2018-го динамическое ценообразование ввела BelkaCar, а в 2019-м — Делимобиль. Последним из большой четвёрки каршерингов динамику начал внедрять Ситидрайв в середине 2022 года. «Оперирование спросом — это закономерный шаг развития бизнеса», — отмечали тогда в компании.

Сегодня динамическое ценообразование — стандарт для всех крупных операторов. Формально оно применяется в поминутных и почасовых тарифах, но по факту и в фиксированных поездках. Даже если пользователь заранее видит цену за маршрут, на неё влияют акции, класс машины, дополнительные опции и другие параметры. 

Что даёт динамическое ценообразование

Главная цель — равномерное распределение автомобилей по городу и снижение простоев. По данным Дептранса, 1 автомобиль каршеринга может заменить до 6-7 личных. В течение дня он перемещается между районами с разным уровнем спроса. 

Гибкое ценообразование позволяет:

  • удерживать машины в зонах высокого спроса без дополнительных перегонов;
  • сократить простой и логистические издержки;
  • сделать авто доступными в пешей доступности для большинства пользователей;
  • создать ценовой барьер для пользователей с низким рейтингом вождения.  

Именно динамика помогает каршерингу оставаться эффективным сервисом — как для бизнеса, так и для горожан.

Что влияет на цену поездки

Стоимость аренды в каршеринге рассчитывается алгоритмами, которые обрабатывают данные в реальном времени. Система учитывает статус каждой машины и на основе накопленной статистики прогнозирует её простой: чем он дольше, тем ниже цена. Модели постоянно дорабатываются и дополняются новыми метриками. Вот ключевые факторы, которые влияют на стоимость.

  1. География — город и район аренды

Алгоритмы работают с детализированной географической разбивкой — чаще всего на шестиугольные зоны (гексагоны), используемые в геоаналитике. Учитывается не только точка старта поездки, но и её предполагаемый финиш — особенно в фиксированных тарифах. Часто при указании точки завершения пользователь может получить скидку, так как это помогает операторам спрогнозировать загрузку на определённом участке. 

  1. Временные рамки — влияние суток на спрос

Сервисы анализируют поведение пользователей по времени, поэтому они знают, когда спрос выше или ниже. Если в каком-то районе по утрам он всегда стабильно высокий, система будет это учитывать. При этом в такие зоны автомобили перегоняются специально, чтобы снизить дефицит транспорта и поддерживать доступность сервиса в нужных точках. 

  1. Актуальная нагрузка на сервис

Система отслеживает активность в каждой зоне: сколько пользователей в приложении, сколько машин свободны, сколько бронирований оформлено. Учитываются и внешние обстоятельства: пробки, массовые мероприятия, погодные изменения. Всё это влияет на текущую стоимость.

  1. Параметры автомобиля

Марка, пробег, уровень топлива, общее состояние и даже цвет — всё влияет на вероятность бронирования. Чем привлекательнее автомобиль, тем выше может быть его ставка. Часть автопарка сервисы оставляют в резерве, чтобы те были свободны для следующих клиентов.  Это лишает компании сиюминутной прибыли, зато гарантирует, что машины точно будут в пешей доступности, если понадобятся, и в конце концов благоприятно сказывается на репутации компании.

Пример сочетания различных факторов при выборе каршерингового авто: количеством топлива и времени суток из практики Ситидрайва. Видно, что в первой половине дня машины с высоким уровнем бензина берут охотнее.

Оценив факторы времени, места и текущей обстановки, алгоритм понимает, насколько понизить или повысить цену, чтобы она была адекватной, время простоя — минимально, а сервис не работал в убыток.

  1. Рейтинг пользователя

Алгоритмы динамического ценообразования учитывают индивидуальный рейтинг пользователя — метрику, которую каршеринги формируют на основе данных телематики. Датчики в автомобиле фиксируют стиль вождения, соблюдение ПДД, резкие ускорения и торможения, манёвры. Чем агрессивнее поведение за рулём, тем ниже рейтинг, а значит, выше стоимость аренды.

Каршеринги используют этот инструмент не только для повышения цен на рискованных пользователей, но и для ограничения доступа: водителям с низким рейтингом могут быть недоступны отдельные категории автомобилей или сервис в целом. Таким образом компании снижают риски и стимулируют аккуратную езду.

Ситидрайв приводит такой пример:

«Изначально минута аренды Volkswagen Polo стоит 8,64 ₽. При высоком спросе коэффициент динамического ценообразования — х1,1, и минута стоит уже 9,5 ₽. А если в этот момент машину берёт пользователь с плохими репутацией и личным коэффициентом х2, то будет 19 ₽/мин».

  1. Возраст и водительский стаж

При расчёте рейтинга пользователя каршеринги также учитывают его возраст и стаж, соответственно, они тоже влияют на стоимость поездки. Молодым водителям, получившим права менее двух лет назад, аренда обходится дороже.

Читайте также:

Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

Как динамическое ценообразование влияет на пользователей

Динамическое ценообразование не только позволяет каршерингам эффективнее управлять автопарком, но и помогает сделать дорожное движение более безопасным и комфортным. Вот как оно меняет поведение пользователей.

  1. Стимулирует аккуратное вождение

Стоимость аренды напрямую зависит от рейтинга пользователя, который формируется на основе данных телематики. Надбавка за низкий рейтинг велика, поэтому для тех, кто пользуется каршерингом, невыгодно нарушать ПДД и водить агрессивно. Система следит в том числе за:

  • передачей руля без смены водителя в приложении — условия в разных сервисах отличаются;
  • резкими ускорениями и торможениями;
  • поворотами на большой скорости;
  • отключением систем стабилизации и использованием ручника во время движения (так вычисляют любителей подрифтить);
  • ездой на повышенных оборотах двигателя;
  • резкими перестроениями;
  • использованием ближнего света фар.

Рейтинг рассчитывается по-разному: например, у Яндекс Драйва, Ситидрайва и BelkaCar на основе последних 200 км пробега, а в Делимобиле обновляется после каждой поездки. Серьёзные нарушения могут снижать его на срок до двух лет.

Пользователи с высоким рейтингом, напротив, получают скидки или бонусы. Например:

  • В Делимобиле — до 15% от стоимости аренды
  • В BelkaCar — кэшбэк, зависящий от уровня рейтинга
  1. Распределяет спрос и снижает нагрузку на дороги

Из-за колебаний цен пользователи начинают осознанно выбирать маршрут и автомобиль. Это формирует гибкое поведение:

  • Пользователи сравнивают тарифы между сервисами
  • Чаще выбирают мультимодальные поездки: например, идут часть пути пешком или пересаживаются на общественный транспорт
  • Рационально используют автомобили в зависимости от задач и комбинируют тарифы

Некоторые операторы, например Делимобиль, предлагают перегонять застоявшиеся автомобили, а взамен начисляют бонусы.

  1. Снижает количество личных автомобилей на дорогах

Постоянные пользователи сервисов получают лояльность-программы и персональные условия. Это повышает частоту использования каршеринга и снижает зависимость от личного транспорта. В результате уменьшается количество припаркованных автомобилей, особенно в деловых и центральных районах города.


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление