«Это большая аудитория, которую нельзя игнорировать»: как Воронеж развивает кикшеринг
В городе появились медленные и запретные зоны, начали работать школы вождения, а в этом году Управление транспорта, ГИБДД и кикшеринговые компании совместно приняли дорожную карту по развитию кикшеринга — первую в России на муниципальном уровне. Уже сейчас снизилась аварийность с участием арендованных самокатов.
Мы обсудили с начальником отдела прогнозирования и развития транспортной инфраструктуры Управления транспорта Татьяной Зениной, как удалось достичь таких результатов и что ждёт кикшеринг в будущем.
Расскажите, как в Воронеже появились самокаты?
— Мы впервые столкнулись с массовым появлением электросамокатов во время пандемии коронавируса в 2020 году. Тогда люди искали бесконтактные способы передвижения — было много частных самокатов, и общество к ним относилось как к развлечению для молодежи.Но когда появились операторы кикшеринга, стало ясно, что это не просто тренд, а новый способ передвижения, с которым городу нужно что-то делать.
- В 2020 году появились первые электросамокаты
- В 2024 году 3000 самокатов сдаются в аренду
Справка: В 2024 году в Воронеже работают два сервиса — Whoosh
и МТС Юрент. У первых действующих самокатов порядка 2000,
у вторых — 1000. По разным подсчётам, в городе эксплуатируется порядка 2–2,5 тысячи частных самокатов. Их число растёт быстрее, чем количество самокатов, которые фирмы сдают в аренду.
Что изменилось сейчас?
Портрет пользователей постепенно менялся. Если во время пандемии люди избегали общественный транспорт, чтобы не заразиться, сейчас мы видим устойчивый транспортный сценарий.
Данные кикшеринговых компаний показывают, что для многих самокат стал полноценным видом транспорта.
По данным сервиса аренды самокатов Whoosh:
- 50 тыс. поездок на самокатах в день совершают воронежцы
- Каждый 10-й воронежец совершил хотя бы одну поездку на самокате
- Около 70% поездок приходится на утренние и вечерние часы-пик. Чтобы добраться без пробок до работы и учёбы, пользователи выбирают самокат
В этом году мы стали получать запросы на новые точки парковки и маршруты, чтобы самокаты можно было использовать для объезда заторов и добраться туда, где общественного транспорта недостаточно.
Как вы сотрудничаете с сервисами аренды электросамокатов?
В 2021 году мы подписали первое соглашение с операторами, что позволило выстроить диалог и постепенно начать регулировать эту сферу. В 2022 году, когда участились обращения и вопросы от правоохранительных органов, мы начали изучать опыт других городов и пришли к выводу, что нужно разработать свои правила. В итоге мы приняли свои первые стратегические документы и нормативные акты.
Основное взаимодействие с операторами у нас было по нормативной базе. Компании предлагали альтернативные варианты регулирования, а также поддерживали в вопросах обучения горожан.
Как удалось повысить безопасность и культуру вождения?
Мы ввели ограничения скорости и зоны, в которых нельзя ездить, а операторы повысили штрафы для своих пользователей и начали регулярно проводить обучающие мероприятия по вождению.
Все вместе дало положительный результат:
- Лишь 10% ДТП проходят с участием самокатов кикшеринга
- В зонах ограничения скорости не зафиксировано ни одно ДТП с участием арендованных самокатов
Большая часть аварий проходит с частными устройствами, владельцы которых зачастую не знают, как правильно водить самокат.
Дорожная карта Воронежа включает в себя работу со студентами. Как возникла эта идея?
На этапе планирования мы поняли, что нужно системно подходить к обучению молодёжи правилам безопасности на дороге, включая использование кикшеринга. ВГТУ поддержал инициативу, и мы разработали дорожную карту мероприятий, которую подписали в конце года.

Она предусматривает не только курсы по безопасности, но и стажировки для студентов у операторов кикшеринга. Это помогло бы нам развивать культуру безопасного поведения на дороге и привлекать кадры в новые развивающиеся сферы.
Вы упомянули, что при создании городского регулирования для кикшеринга опирались на опыт других городов. На какие примеры вы ориентировались?
Мы не были самыми первыми, на кого обрушилась проблема регулирования кикшеринга, — опыт Казани и Нижнего Новгорода помог нам на начальном этапе. Но многое пришлось адаптировать и разрабатывать самим. Мы прорабатывали наш порядок больше года, пересматривали и дорабатывали его, и финальный вариант — это уже десятая версия, учитывающая специфику нашего города.
Мы изучили множество подходов: кто-то ввел правила в рамках благоустройства, кто-то разработал свои порядки для размещения самокатов. Мы решили действовать аналогично Калининграду и Липецку, которые разработали детализированные правила использования самокатов.
- В 2022 году мы провели совещание со всеми заинтересованными структурами и экспертом компании Whoosh
Это был долгий и важный разговор, где каждая сторона смогла высказать свою позицию, а операторы — предложить решения. Сегодня мы опираемся на эти предложения и продолжаем сотрудничать с кикшеринговыми компаниями.
Чем отличается порядок регулирования самокатов в Воронеже?
У нас есть специальная комиссия по оценке дорожных условий, включающая представителей дорожных служб, ГИБДД и администрации города. Теперь в её компетенции входит не только оценка состояния дорог, но и определение зон запрета эксплуатации и ограничения скорости для самокатов.
Чтобы пользователи не путались в дорожных разметках и могли парковать самокаты без лишних сложностей, мы ввели единый стандарт маркировки для всех кикшеринговых сервисов. Разметку наносят сами операторы.
А как относятся к самокатам жители?
Мы понимаем, что часть жителей обеспокоена безопасностью, особенно рядом с жилыми домами, школами, детскими садами. Люди волнуются, когда видят скопление самокатов, оставленных неаккуратно, или когда самокатчики едут слишком быстро.
Поэтому мы стараемся выстраивать диалог, проводить разъяснительные кампании, встречи с жителями, привлекать к этому операторов кикшерингов. На данный момент важно доносить до людей, что мы работаем над решением этих вопросов и адаптируем подходы, учитывая их отзывы.
Почему развитие микромобильности важно для города?
Главный показатель для нас — интересы жителей. В 2023 году операторы предоставили статистику:
- 10% населения Воронежа зарегистрированы в кикшеринговых сервисах
Это существенная цифра, а если учесть частные самокаты, пользователями можно считать около 20% горожан. Игнорировать такую аудиторию мы не можем, и спрос подтверждается даже заявками от жителей на создание парковок там, где традиционный транспорт неудобен.
Как изменился подход к реконструкции города после того, как вы начали работу над проектами микромобильности?
Сейчас при любых изменениях инфраструктуры, от набережных до жилых кварталов, мы стремимся закладывать велополосы или хотя бы предусматривать место для них в будущем. Мы видим, что наличие велоинфраструктуры помогает предотвратить потенциальные проблемы.
По данным администрации Воронежа:
- 133,15 км велодорожек собираются обустроить в городе до 2041 года
- 7,5 км велодорожек появилось в городе за 2021 и 2022 годы
На стадии проектирования можно заранее учесть потребности для микромобильности — и не только самокатов, но и велосипедов, электровелосипедов. У нас есть примеры, где мы пробуем интегрировать велодорожки и выделенные зоны для парковки на новых набережных и возле крупных общественных пространств.
Конечно, требуется взаимодействие с проектировщиками, потому что есть стандарты и требования по безопасности, особенно в зонах с высокой проходимостью. Но когда такие зоны предусмотрены заранее, это действительно помогает избежать хаотичной парковки и делает использование самокатов удобнее и безопаснее для всех участников движения.
Что делать властям, если в городе появляются самокаты?
Важно понимать, что общество и технологии развиваются, а средства передвижения совершенствуются — и это хорошо. Хотя единых правил регулирования в этой области нет, игнорировать проблему не стоит. Самокаты уже стали частью жизни, особенно среди молодежи, и, как показывает практика, с арендованными устройствами происходит меньше ДТП, чем с личными.
Поэтому главное предложение — не игнорировать, а выстраивать конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами: властями, горожанами, кикшеринговыми компаниями. Вузы и школы, как мы видим, также не против сотрудничества.
Самое важное — заранее предусмотреть велоинфраструктуру при реконструкции или застройке новых территорий. Если бы она уже была, вопросов было бы намного меньше.