Это будущее: как Ижевск развивает кикшеринг

Ижевск — один из ярких примеров, как арендные самокаты становятся частью повседневной жизни горожан, а власти и операторы совместными усилиями активно развивают новую мобильность. Прошлый год стал рекордным для кикшеринга: в городе увеличился флот самокатов, люди стали ездить на них чаще и дольше, появились новые велопарковки.

В 2024 году по данным МТС Юрент:

Как интегрировать арендные самокаты в городскую инфраструктуру, обеспечить безопасность и научить людей правильно парковаться, рассказал Марат Чемалтынов, начальник Центра организации дорожного движения МКУ «Центр цифровых компетенций».

Зачем сотрудничать с кикшерингами

Кикшеринг — это будущее. Если запретить шеринговые самокаты, люди начнут активнее покупать свои СИМ: электросамокаты, моноколёса, гироскутеры. Уже сейчас в Ижевске количество частных СИМ почти сравнялось с количеством арендных. В отличие от арендных, у них нет номерных знаков для идентификации нарушений, проверки возраста или обязательного урока вождения в приложении.

В 2024 по данным Whoosh:

Городу проще управлять сервисными самокатами: достаточно договориться с оператором — и ограничения скорости или запрет на проезд в нужных зонах начнут действовать для всех пользователей сразу. Например, в местах массовых мероприятий можно ввести автоматическое ограничение, вместо того чтобы пытаться отлавливать каждого водителя на частном самокате по одному.

Для эффективной работы в Ижевске создали общую коммуникационную группу с представителями ГАИ, сотрудниками МКУ «Центр цифровых компетенций» и операторами кикшеринга.

Общий диалог помогает оперативно решать важные вопросы. Например:

  • Исключить движение СИМ на оживлённых улицах во время мероприятий — в том числе по соображениям антитеррора и антивандализма.
  • Обсудить размещение виртуальной парковки — сервисы запрашивают через коммуникационную группу всю необходимую информацию, например, можно ли установить парковку в этой части города.

Как самокаты регулируются в Ижевске

Чтобы закрепить условия работы сервисов аренды самокатов, в сентябре 2023 года мы внесли поправки в Правила благоустройства города. Новые пункты регулируют размещение и парковку СИМ.

Согласно поправкам в Правила благоустройства города Ижевска, самокаты и другие СИМ нельзя ставить:

  • на детских и спортивных площадках;
  • на вело- и велопешеходных дорожках;
  • на остановках общественного транспорта, а также на расстоянии менее 5 м от границ посадочных площадок;
  • на тротуарах и пешеходных дорожках, если ширина прохода составляет менее 1,5 м;
  • на территории памятников, монументов, мемориальных сооружениях, местах воинских захоронений + в радиусе
    не менее 25 м от них;
  • на расстоянии менее 5 м до границы пешеходного перехода;
  • на расстоянии менее 10 м перед входными группами в здания;
  • в арках зданий, на клумбах, газонах, цветниках и других озелененных территориях;
  • в пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог.

При разработке мы опирались на правила дорожного движения — нам важно, чтобы все участники чувствовали себя комфортно. В самой востребованной, центральной части Ижевска очень узкие улицы и тротуары. Поэтому нельзя допускать скопления самокатов и велосипедов там, где передвижение и без того затруднено — особенно для маломобильных граждан и родителей с колясками.

В каждом городе у нас есть ребалансеры — cпециалисты, которые следят за тем, чтобы самокаты не скапливались
в одном месте и всегда были там, где нужны. В круглосуточном режиме они перемещают самокаты между парковками, чтобы убирать излишки или, наоборот, добавлять транспорт, если его не хватает.

Максим Кисев

Новые правила помогают городу сохранить зону видимости пешеходных переходов и уберечь газоны. Мы уже продвинулись дальше с правильной парковкой: часть жителей оставляет самокаты в предназначенных для этого местах.

Как обеспечивается безопасность

Для безопасности всех участников дорожного движения одних правил недостаточно. Как город мы активно работаем над инфраструктурой: разрабатываем план велодорожек и выделяем парковочные места, а шеринговые компании за собственный счёт проводят Школы вождения. Поэтому образовательные мероприятия совершенно бесплатны для всех желающих.

Если что-то случается с самокатом, пользователи сразу сообщают нам в поддержку — так мы видим реальную картину. В Ижевске за весь 2024 год таких обращений было меньше 0,011% от общего числа поездок. Это значит, что самокаты используются аккуратно, а большинство пользователей соблюдают правила.

Максим Дружинин

Как тепловые карты помогают развивать велодорожки

Ижевск стремится обеспечить удобства для всех участников дорожного движения, в том числе для СИМ, велосипедистов и пешеходов. Мы хотим, чтобы жители могли легко добраться до нужного места без машины — например, на велосипеде или самокате.

Для этого у нас есть проект «Велокаркас», который включает все существующие велодорожки в Ижевске. Но есть проблема — сейчас они не связаны в единую сеть и в текущем году мы уже начнём локально исправлять эту ситуацию.

Оператор Whoosh предоставил нам тепловые карты —  по ним видно, где люди чаще всего ездят на самокатах и как лучше соединить велодорожки с другими объектами. Вместе со специалистами компании мы обсудили, как проводить ремонт и реконструкцию с упором на велоинфраструктуру.

В идеале — разделить потоки пешеходов и владельцев СИМ, но это возможно не везде. Где-то будут совмещённые дорожки, разделённые ограждающими элементами — делиниаторами* или обычными ограждениями. А там, где город не сможет разделить направления, останутся обычные пешеходные зоны.

Пример тепловой карты для Казани. Источник: WHOOSH DATA LAB

Советы городам, в которых недавно появился кикшеринг

Эти шаги помогут сделать город удобнее и безопаснее для всех участников дорожного движения: и для пешеходов, и для водителей машин, и для тех, кто передвигается на самокатах.

  1. Проанализируйте загруженность улиц
    Если улица достаточно широкая и имеет полосу отвода, организуйте отдельное пространство для пешеходов и СИМ, чтобы пешеходные и транспортные потоки не пересекались. Так будет безопаснее для всех.
  2. Разделите потоки движения
    Если выделить отдельную зону невозможно, используйте ограждения, например, делиниаторы, чтобы направить движение пешеходов и самокатов.
  3. Установите дорожные знаки
    Дорожное движение регулируется техническими средствами организации, поэтому важно обозначить зоны передвижения СИМ специальными знаками.
  4. Сотрудничайте с операторами
    Определяйте места для виртуальных парковок, чтобы избежать хаотичного размещения самокатов. Вводите медленные зоны в местах большого скопления людей — например, у школ, парков и центральных улиц.

*Дорожные делиниаторы — это искусственные бордюры, которые используются как дорожная разметка и разделитель полос движения на проезжей части и совмещённых тротуарах.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Юлия Цай

Что изменилось в кикшеринге за год: страховые случаи за 2024 год

Рынок кикшеринга растёт, а страховые риски — снижаются. Мы запросили статистику у «АльфаСтрахование» и посмотрели, как изменилось поведение пользователей за последние два года

От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

Зачем кикшеринги предлагают ввести авторизацию пользователей через Госуслуги? Мнение чиновников и экспертов

Операторы кикшеринга предложили ввести обязательную авторизацию пользователей через портал Госуслуги. По мнению компаний, это поможет ограничить доступ для несовершеннолетних и снизить число нарушений. Мы поговорили с экспертами в области транспорта и представителями власти о том, как это повлияет на ситуацию

Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление