Это будущее: как Ижевск развивает кикшеринг

Ижевск — один из ярких примеров, как арендные самокаты становятся частью повседневной жизни горожан, а власти и операторы совместными усилиями активно развивают новую мобильность. Прошлый год стал рекордным для кикшеринга: в городе увеличился флот самокатов, люди стали ездить на них чаще и дольше, появились новые велопарковки.

В 2024 году по данным МТС Юрент:

Как интегрировать арендные самокаты в городскую инфраструктуру, обеспечить безопасность и научить людей правильно парковаться, рассказал Марат Чемалтынов, начальник Центра организации дорожного движения МКУ «Центр цифровых компетенций».

Зачем сотрудничать с кикшерингами

Кикшеринг — это будущее. Если запретить шеринговые самокаты, люди начнут активнее покупать свои СИМ: электросамокаты, моноколёса, гироскутеры. Уже сейчас в Ижевске количество частных СИМ почти сравнялось с количеством арендных. В отличие от арендных, у них нет номерных знаков для идентификации нарушений, проверки возраста или обязательного урока вождения в приложении.

В 2024 по данным Whoosh:

Городу проще управлять сервисными самокатами: достаточно договориться с оператором — и ограничения скорости или запрет на проезд в нужных зонах начнут действовать для всех пользователей сразу. Например, в местах массовых мероприятий можно ввести автоматическое ограничение, вместо того чтобы пытаться отлавливать каждого водителя на частном самокате по одному.

Для эффективной работы в Ижевске создали общую коммуникационную группу с представителями ГАИ, сотрудниками МКУ «Центр цифровых компетенций» и операторами кикшеринга.

Общий диалог помогает оперативно решать важные вопросы. Например:

  • Исключить движение СИМ на оживлённых улицах во время мероприятий — в том числе по соображениям антитеррора и антивандализма.
  • Обсудить размещение виртуальной парковки — сервисы запрашивают через коммуникационную группу всю необходимую информацию, например, можно ли установить парковку в этой части города.

Как самокаты регулируются в Ижевске

Чтобы закрепить условия работы сервисов аренды самокатов, в сентябре 2023 года мы внесли поправки в Правила благоустройства города. Новые пункты регулируют размещение и парковку СИМ.

Согласно поправкам в Правила благоустройства города Ижевска, самокаты и другие СИМ нельзя ставить:

  • на детских и спортивных площадках;
  • на вело- и велопешеходных дорожках;
  • на остановках общественного транспорта, а также на расстоянии менее 5 м от границ посадочных площадок;
  • на тротуарах и пешеходных дорожках, если ширина прохода составляет менее 1,5 м;
  • на территории памятников, монументов, мемориальных сооружениях, местах воинских захоронений + в радиусе
    не менее 25 м от них;
  • на расстоянии менее 5 м до границы пешеходного перехода;
  • на расстоянии менее 10 м перед входными группами в здания;
  • в арках зданий, на клумбах, газонах, цветниках и других озелененных территориях;
  • в пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог.

При разработке мы опирались на правила дорожного движения — нам важно, чтобы все участники чувствовали себя комфортно. В самой востребованной, центральной части Ижевска очень узкие улицы и тротуары. Поэтому нельзя допускать скопления самокатов и велосипедов там, где передвижение и без того затруднено — особенно для маломобильных граждан и родителей с колясками.

В каждом городе у нас есть ребалансеры — cпециалисты, которые следят за тем, чтобы самокаты не скапливались
в одном месте и всегда были там, где нужны. В круглосуточном режиме они перемещают самокаты между парковками, чтобы убирать излишки или, наоборот, добавлять транспорт, если его не хватает.

Максим Кисев

Новые правила помогают городу сохранить зону видимости пешеходных переходов и уберечь газоны. Мы уже продвинулись дальше с правильной парковкой: часть жителей оставляет самокаты в предназначенных для этого местах.

Как обеспечивается безопасность

Для безопасности всех участников дорожного движения одних правил недостаточно. Как город мы активно работаем над инфраструктурой: разрабатываем план велодорожек и выделяем парковочные места, а шеринговые компании за собственный счёт проводят Школы вождения. Поэтому образовательные мероприятия совершенно бесплатны для всех желающих.

Если что-то случается с самокатом, пользователи сразу сообщают нам в поддержку — так мы видим реальную картину. В Ижевске за весь 2024 год таких обращений было меньше 0,011% от общего числа поездок. Это значит, что самокаты используются аккуратно, а большинство пользователей соблюдают правила.

Максим Дружинин

Как тепловые карты помогают развивать велодорожки

Ижевск стремится обеспечить удобства для всех участников дорожного движения, в том числе для СИМ, велосипедистов и пешеходов. Мы хотим, чтобы жители могли легко добраться до нужного места без машины — например, на велосипеде или самокате.

Для этого у нас есть проект «Велокаркас», который включает все существующие велодорожки в Ижевске. Но есть проблема — сейчас они не связаны в единую сеть и в текущем году мы уже начнём локально исправлять эту ситуацию.

Оператор Whoosh предоставил нам тепловые карты —  по ним видно, где люди чаще всего ездят на самокатах и как лучше соединить велодорожки с другими объектами. Вместе со специалистами компании мы обсудили, как проводить ремонт и реконструкцию с упором на велоинфраструктуру.

В идеале — разделить потоки пешеходов и владельцев СИМ, но это возможно не везде. Где-то будут совмещённые дорожки, разделённые ограждающими элементами — делиниаторами* или обычными ограждениями. А там, где город не сможет разделить направления, останутся обычные пешеходные зоны.

Пример тепловой карты для Казани. Источник: WHOOSH DATA LAB

Советы городам, в которых недавно появился кикшеринг

Эти шаги помогут сделать город удобнее и безопаснее для всех участников дорожного движения: и для пешеходов, и для водителей машин, и для тех, кто передвигается на самокатах.

  1. Проанализируйте загруженность улиц
    Если улица достаточно широкая и имеет полосу отвода, организуйте отдельное пространство для пешеходов и СИМ, чтобы пешеходные и транспортные потоки не пересекались. Так будет безопаснее для всех.
  2. Разделите потоки движения
    Если выделить отдельную зону невозможно, используйте ограждения, например, делиниаторы, чтобы направить движение пешеходов и самокатов.
  3. Установите дорожные знаки
    Дорожное движение регулируется техническими средствами организации, поэтому важно обозначить зоны передвижения СИМ специальными знаками.
  4. Сотрудничайте с операторами
    Определяйте места для виртуальных парковок, чтобы избежать хаотичного размещения самокатов. Вводите медленные зоны в местах большого скопления людей — например, у школ, парков и центральных улиц.

*Дорожные делиниаторы — это искусственные бордюры, которые используются как дорожная разметка и разделитель полос движения на проезжей части и совмещённых тротуарах.


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление