Первые в сезоне иски к кикшерингам: разбор с юристом

Они связаны с авариями и пока выглядят ошибочными по своей сути

Стало известно, что в Санкт-Петербурге подали сразу три иска по поводу аварий с участием СИМ — к операторам Whoosh и МТС Юрент, а также к Яндекс Еде. Речь идёт о следующих ситуациях:

 

  • В сентябре 2024 года несовершеннолетнее лицо наехало на самокате на Татьяну, причинив ее здоровью вред средней тяжести. Кроме того, Татьяна пишет, что получила неизлечимое заболевание. Просит суд взыскать с ООО «ВУШ» моральный вред в 2 млн рублей и расходы на лечение в 45 513 рублей.

 

  • В мае 2022 года на Елену наехал курьер на электросамокате, после чего она оказалась в инвалидном кресле. Просит суд взыскать солидарно с ответчиков в лице ООО «Шеринговые технологии» и ООО «Яндекс.Еда» убытки в 679 370 рублей и моральный вред в 1 млн рублей.

 

  • В августе 2023 года неустановленное лицо на электросамокате наехало на Веронику. У истца диагностированы ЗЧМТ, СГМ, ушиб мягкий тканей головы. Истец просит взыскать c ООО «ВУШ» ущерб в 44 789 рублей, моральный вред в 500 000 рублей, расходы на юридические услуги в 30 000 рублей.

 

Не преуменьшая масштаб трагедии, нужно отметить, что речь здесь идёт о происшествиях, где виновником ДТП предположительно были лица, управлявшие СИМ. Тем не менее, все иски оказались направлены на сервисы.

 

Что не так с исками

На время поездки электросамокат находится во владении пользователя, арендующего электросамокат, соответственно именно пользователь несет ответственность в случае причинения вреда третьим лицам. 

«Истцы обратились к кикшеринговым компаниям, указывая, что самокат является источником повышенной опасности.  Думаю, что правильнее будет предъявлять иски о возмещении вреда к лицам, управлявшим транспортными средствами. При этом указанные лица являются арендаторами у кикшеринговой компании. Они заключают договор (как правило, посредством акцепта публичной оферты). 

 

Данный комментарий основан на складывающейся прямо сейчас судебной практике, исходя из которой суды привлекают к ответственности не арендодателей, а арендаторов шеринговых транспортных средств. Суды исходят из того, что специальная норма, по которой в случае предоставления в аренду транспортного средства отвечает арендодатель, работает только лишь в случае, если арендодателю предоставляют еще и услугу по управлению данным транспортным средством (о чем прямо указано в законодательстве). В случае с арендой самоката это невозможно, а значит, что и норма об ответственности арендодателя, то есть кикшеринговой компании, применяться не может. И суды, собственно, эту практику подтверждают. 

 

Поэтому, основываясь на законодательстве и судебной практике, можно утверждать, что ответственность в случае, если транспортное средство попадает в ДТП, должно нести само лицо, управлявшее транспортным средством, которое одновременно является как причинителем вреда, так и лицом, владеющим транспортным средством на праве аренды».

Александр Беленко

Отдельно хочется отметить вопрос про несовершеннолетних: операторы активно борются с использованием СИМ лицами, не достигшими определенного возраста. Сейчас за передачу управления лицу, не достигшему 16 или 18 лет (зависит от сервиса), фактическому владельцу аккаунта грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей. Такую меру сервисы аренды ввели сами, по ПДД штрафы сейчас не превышают 1,5 тысячи рублей.

 

Что нужно сделать пострадавшим

Так как ответственность за соблюдение ПДД при управлении арендованным ТС несёт сам арендатор, судиться с компанией чаще всего смысла нет — оператор лишь предоставил транспорт, а не управлял им в момент ДТП. Поэтому, если самокат был исправен, а договор аренды заключен, иск следует подавать именно к арендатору.

 

Чтобы действительно получить компенсацию и не потратить время и деньги впустую, достаточно: 

 

  • Подать иск к арендатору как к непосредственному причинителю вреда и человеку, осуществляющему управление ТС;
  • Взыскать ущерб с него лично или через страховку, если есть полис.

 

Компанию-оператора можно привлечь как соответчика, но только если есть основания полагать, что она виновата (например, самокат был явно технически неисправен и это однозначно послужило причиной ДТП). В остальных случаях это лишь создаст дополнительную нагрузку на суд и самого оператора, а также обойдётся истцу в копеечку. 

 

Есть ощущение, что отдельные адвокаты сейчас могут «паразитировать» на заведомо проигрышных исках. Так они зарабатывают деньги на услугах, не приносящих никакой пользы клиенту. Вместо этого человек застревает в судебных тяжбах, пока дипломированный юрист обещает «сделать всё красиво» — таких случаев хватает в разных сферах.

 

О чём стоит помнить

По данным актуальной статистики, сейчас в результате ДТП чаще всего страдают сами пользователи СИМ, а обычно аварии происходят на пересечении транспортных потоков из-за недостаточно развитой велоинфраструктуры. 

 

При этом в сервисах кикшеринга, помимо усиленных мер безопасности, действует базовая страховка для всех пользователей — она покрывает возможный ущерб третьим лицам, если арендатор сам не нарушал правила. Но если человек, например, пересекал дорогу, не спешившись, или находился в состоянии опьянения, то всю ответственность будет нести он сам.


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление