Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Москва: Mos ID, тесты на ПДД 
и антивандальные номера

Москва — мировой лидер по числу электросамокатов в парке 
и по динамике развития сервиса. Жителям и гостям столицы доступно 
60 тыс. самокатов. В этом году в городе появится сразу несколько обновлений, которые сделают аренду самокатов безопаснее.

  1. Верификация пользователей через Mos ID
    В новом сезоне арендовать электросамокат в Москве теперь можно только с 18 лет после верификации через аккаунт на портале mos.ru. Если профиля ещё нет, его надо завести. Для этого можно использовать учётную запись на портале «Госуслуги», Сбер ID, T-ID (Т-Банк), ВТБ ID 
или Альфа ID.Без регистрации будет доступен тестовый период с пятью поездками. После этого арендовать самокат без верификации не получится.
  2. Правила контроля за соблюдением ПДД
    Перед первой поездкой в сезоне пользователю нужно будет пройти тест на знание правил дорожного движения в приложении кикшеринга. Только после этого аренда станет доступна. А с 1 мая 2025 года операторы будут предоставлять данные о нарушениях правил и мерах, которые были приняты по отношению к пользователям.
  3. Антивандальные номера
    Все самокаты получат новые номера на прочных антивандальных креплениях. Их сложнее повредить или скрыть — это упростит контроль за соблюдением правил.

 

Санкт-Петербург: аренда с 16 лет и правила работы при разной погоде

Оператор Whoosh подписал новое соглашение с Санкт-Петербургом. 
В новом договоре учли инициативы Минтранса, в том числе предложение повысить возраст разрешённого использования СИМ 
с 14 до 16 лет. Ранее арендовать самокат у оператора можно было только 
с 18 лет, в этом году — с 16 лет. Возраст будет проверяться 
через банковский ID.

Также в соглашении закрепили правила работы кикшеринга в разных погодных условиях — как при сухом покрытии, так и во время осадков 
и морозов. Это особенно важно для Северной столицы, где сезон 
менее предсказуем.

Новые правила основаны на опыте предыдущего сезона и учитывают возможные изменения в ПДД.

Расширенные данные о самокатах 
для городов

С февраля 2025 года операторы МТС Юрент и Whoosh начали передавать расширенные данные по протоколу MDS в ряде городов. Это даёт властям доступ к оперативной информации о самокатах, включая:

  • Статус устройства (доступен, в аренде, забронирован).
  • Расположение в городе.
  • Уровень заряда.
  • Обезличенные маршруты поездок.

Расширенные данные помогут городам эффективнее развивать велоинфраструктуру и транспортные узлы, ориентируясь на реальную картину передвижений.

Сейчас Москва получает данные от МТС Юрент, Тула — от Whoosh, 
а Казань и Сириус (Сочи) — от МТС Юрент и Whoosh компаний.

Планы на будущее: конференции, дорожные карты и интеграция 
с транспортом

Операторы кикшеринга активно участвуют в федеральных конференциях по развитию городской мобильности. Одна из ключевых состоялась 18 января — заседание проектного офиса «Транспортно-логистический каркас города». Темой стала интеграция самокатов 
в городскую транспортную систему и развитие инфраструктуры.

В дискуссии участвовали:

  • Андрей Максимов, гендиректор Союза российских городов.
  • Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров.
  • представители Минтранса и Департамента транспорта Москвы.

По словам Владимира Луговенко, замглавы Департамента автотранспорта Минтранса РФ, СИМ выгодны для городов: они занимают меньше места и снижают нагрузку на дороги. Но для устойчивого роста нужно развивать инфраструктуру и выстраивать интеграцию 
с общественным транспортом.

Это требует согласованных действий — от операторов, городов 
и профильных ведомств. Один из инструментов — дорожные карты.

Дорожные карты для регионов

Минтранс поручил регионам до 23 марта 2025 года утвердить планы 
по развитию инфраструктуры для СИМ. В них должны быть прописаны:

  • Дорожки для электросамокатов и других СИМ.
  • Парковки для них.
  • Медленные зоны и зоны ограничения движения СИМ.

Луговенко подчеркнул, что кикшеринг — молодая сфера, где важно внедрять изменения поэтапно. Он также пригласил представителей регионов делиться идеями и опытом.

На конференции отметили, что в России уже есть города, в которых выстроен диалог между властями и операторами. Например,
в Москве кикшеринг уже стал частью транспортной системы. Активное сотрудничество идёт в Екатеринбурге, Сириусе, Казани, Ижевске и во многих других городах.

Рейды и обучение

В городах с круглогодичным сезоном аренды операторы продолжали зимой работать над безопасностью: проводили рейды, обучали пользователей и следили за соблюдением правил. Например, в январе 2025 года Whoosh вместе с ГИБДД провели рейд в Сочи — городе, где кикшеринг доступен весь год. Самые распространённые нарушения — езда вдвоём и вождение самоката пользователями, которым нет 14 лет.

В марте 2025-го сервис провёл ещё один рейд, а также мероприятие по обучению пользователей безопасному вождению электросамокатов.

Также оператор провёл несколько мероприятий по обучению безопасному вождению самокатов для студентов колледжа 
в Иркутске.

Источник: Официальный портал города-курорта Сочи

Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление