Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности
Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.
Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID до новых дорожных карт в регионах.
Москва: Mos ID, тесты на ПДД и антивандальные номера
Москва — мировой лидер по числу электросамокатов в парке и по динамике развития сервиса. Жителям и гостям столицы доступно 60 тыс. самокатов. В этом году в городе появится сразу несколько обновлений, которые сделают аренду самокатов безопаснее.
- Верификация пользователей через Mos ID
В новом сезоне арендовать электросамокат в Москве теперь можно только с 18 лет после верификации через аккаунт на портале mos.ru. Если профиля ещё нет, его надо завести. Для этого можно использовать учётную запись на портале «Госуслуги», Сбер ID, T-ID (Т-Банк), ВТБ ID или Альфа ID.Без регистрации будет доступен тестовый период с пятью поездками. После этого арендовать самокат без верификации не получится. - Правила контроля за соблюдением ПДД
Перед первой поездкой в сезоне пользователю нужно будет пройти тест на знание правил дорожного движения в приложении кикшеринга. Только после этого аренда станет доступна. А с 1 мая 2025 года операторы будут предоставлять данные о нарушениях правил и мерах, которые были приняты по отношению к пользователям. - Антивандальные номера
Все самокаты получат новые номера на прочных антивандальных креплениях. Их сложнее повредить или скрыть — это упростит контроль за соблюдением правил.
Санкт-Петербург: аренда с 16 лет и правила работы при разной погоде
Оператор Whoosh подписал новое соглашение с Санкт-Петербургом. В новом договоре учли инициативы Минтранса, в том числе предложение повысить возраст разрешённого использования СИМ с 14 до 16 лет. Ранее арендовать самокат у оператора можно было только с 18 лет, в этом году — с 16 лет. Возраст будет проверяться через банковский ID.
Также в соглашении закрепили правила работы кикшеринга в разных погодных условиях — как при сухом покрытии, так и во время осадков и морозов. Это особенно важно для Северной столицы, где сезон менее предсказуем.
Новые правила основаны на опыте предыдущего сезона и учитывают возможные изменения в ПДД.
Расширенные данные о самокатах для городов
С февраля 2025 года операторы МТС Юрент и Whoosh начали передавать расширенные данные по протоколу MDS в ряде городов. Это даёт властям доступ к оперативной информации о самокатах, включая:
- Статус устройства (доступен, в аренде, забронирован).
- Расположение в городе.
- Уровень заряда.
- Обезличенные маршруты поездок.
Расширенные данные помогут городам эффективнее развивать велоинфраструктуру и транспортные узлы, ориентируясь на реальную картину передвижений.
Сейчас Москва получает данные от МТС Юрент, Тула — от Whoosh, а Казань и Сириус (Сочи) — от МТС Юрент и Whoosh компаний.
Планы на будущее: конференции, дорожные карты и интеграция с транспортом
Операторы кикшеринга активно участвуют в федеральных конференциях по развитию городской мобильности. Одна из ключевых состоялась 18 января — заседание проектного офиса «Транспортно-логистический каркас города». Темой стала интеграция самокатов в городскую транспортную систему и развитие инфраструктуры.
В дискуссии участвовали:
- Андрей Максимов, гендиректор Союза российских городов.
- Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров.
- представители Минтранса и Департамента транспорта Москвы.
По словам Владимира Луговенко, замглавы Департамента автотранспорта Минтранса РФ, СИМ выгодны для городов: они занимают меньше места и снижают нагрузку на дороги. Но для устойчивого роста нужно развивать инфраструктуру и выстраивать интеграцию с общественным транспортом.
Это требует согласованных действий — от операторов, городов и профильных ведомств. Один из инструментов — дорожные карты.
Дорожные карты для регионов
Минтранс поручил регионам до 23 марта 2025 года утвердить планы по развитию инфраструктуры для СИМ. В них должны быть прописаны:
- Дорожки для электросамокатов и других СИМ.
- Парковки для них.
- Медленные зоны и зоны ограничения движения СИМ.
Луговенко подчеркнул, что кикшеринг — молодая сфера, где важно внедрять изменения поэтапно. Он также пригласил представителей регионов делиться идеями и опытом.
На конференции отметили, что в России уже есть города, в которых выстроен диалог между властями и операторами. Например,
в Москве кикшеринг уже стал частью транспортной системы. Активное сотрудничество идёт в Екатеринбурге, Сириусе, Казани, Ижевске и во многих других городах.
Рейды и обучение
В городах с круглогодичным сезоном аренды операторы продолжали зимой работать над безопасностью: проводили рейды, обучали пользователей и следили за соблюдением правил. Например, в январе 2025 года Whoosh вместе с ГИБДД провели рейд в Сочи — городе, где кикшеринг доступен весь год. Самые распространённые нарушения — езда вдвоём и вождение самоката пользователями, которым нет 14 лет.
В марте 2025-го сервис провёл ещё один рейд, а также мероприятие по обучению пользователей безопасному вождению электросамокатов.
Также оператор провёл несколько мероприятий по обучению безопасному вождению самокатов для студентов колледжа в Иркутске.
