Платные парковки и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Роль платных парковок

Платные парковки мотивируют водителей отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта и каршеринга, делая их более удобной и выгодной альтернативой. А ещё они помогают навести порядок: сокращают число брошенных где попало машин, снижают нагрузку на дороги и делают движение свободнее. В результате улицы становятся удобнее для всех — и для пешеходов, и для водителей.

Власти по-разному подходят к решению вопроса. Кто-то идёт 
на радикальные меры — например, в Нью-Йорке для личных автомобилей сделали платным въезд в Манхэттен в часы пик. 
Однако чаще всего количество машин опосредованно ограничивается 
за счёт платных парковок.

Американский урбанист и экономист Дональд Шуп в книге «Высокая стоимость бесплатной парковки» объясняет, почему бесплатные парковки обходятся дорого городу:

  • На самом деле они не бесплатные
    Их содержание оплачивается из налогов
  • Собирают большой трафик в городе
    Когда парковаться можно бесплатно, люди чаще выбирают личный транспорт, даже если есть удобные альтернативы
  • Создают пробки
    В поисках свободного места водители могут делать несколько кругов по району, создавая пробки
  • Крытые платные парковки не используются
    Потому что есть бесплатная альтернатива
  • Многим учреждениям приходится выделять место 
под парковки
    Хотя его можно было бы использовать эффективнее

Платные парковки и каршеринг 
в России

В каршеринге пользователи не оплачивают парковку отдельно — её стоимость включена в тариф. В зависимости от условий сотрудничества оператора с городом, платные парковки могут предоставляться сервисам на льготных условиях. Для водителей поездки на каршеринге особенно выгодны, если машину нужно оставить надолго: стоянка личного автомобиля в таком случае обойдётся дороже.

Каршеринг в деле: примеры городов 
с успешной интеграцией

Льготные парковочные разрешения для каршеринга помогают эффективно использовать городские парковки, снижают нагрузку на улично-дорожную сеть и делают сервис удобнее для пользователей. В некоторых регионах это уже привело к активному 
развитию каршеринга.

Например, по данным Департамента транспорта Москвы, более 100 тысяч личных автомобилей ежедневно не выезжают на дороги благодаря сервисам краткосрочной аренды. Одна машина каршеринга 
в среднем совершает 5–6 поездок в сутки, заменяя сразу несколько частных авто. Это снижает нагрузку на дороги и делает трафик 
менее плотным.

Каршеринг становится всё более популярным и в других регионах. 
В Казани, Туле и Нижнем Новгороде на один автомобиль приходится 
до шести поездок в день, а количество частных машин в этих городах постепенно сокращается. Льготный режим парковки делает сервис особенно удобным для пользователей.

Сотрудничество городов и каршеринговых компаний не ограничивается льготной парковкой. Операторы уже делятся с властями аналитическими данными о транспортных сценариях пользователей, размещают оклейку на бортах автомобилей и вместе с городом разрабатывают новые решения для городской мобильности.

В центрах городов, где система платной парковки развита слабо, личные автомобили занимают места на длительное время — например, пока владелец находится на работе. Каршеринг снижает зависимость 
от личного транспорта и минимизирует простой: на припаркованной машине уезжает следующий пользователь.

Где должны быть парковки 
для каршеринга

Эффективная парковочная политика учитывает интересы всех участников городской мобильности:

  • Жителей города
    Им важно сохранить комфортную среду в своих районах
  • Операторов каршеринга
    Автомобили должны быть доступны в 3–5 минутах ходьбы 
от пользователя в ключевых точках города
  • Других водителей
    Которые нуждаются в удобных парковках и стремятся избежать хаоса на дорогах

Баланс между этими интересами достигается за счёт продуманного распределения парковочных зон и развития инфраструктуры. Поскольку каршеринг — это в том числе транспорт последней мили, парковки должны быть (помимо улично-дорожной сети) там, где они 
наиболее востребованы:

  • Транспортно-пересадочные узлы
    Удобные точки для пересадки с каршеринга на общественный транспорт и наоборот
  • Бизнес-кварталы
    Чтобы сотрудники могли быстро добраться до офиса от метро или уехать после работы
  • Жилые районы
    Особенно в новых кварталах с низкой транспортной доступностью, где каршеринг помогает добираться до метро 
и остановок
  • Медицинские кластеры, ТЦ, спортивные и культурные объекты
    Сокращают нагрузку на парковки и уменьшают время поиска свободного места

Как городам эффективно регулировать парковку 
для каршеринга

Развитие транспортной инфраструктуры требует тесного взаимодействия властей с каршеринговыми сервисами. Один 
из ключевых инструментов — льготные парковочные разрешения, которые предоставляются операторам при выполнении 
определённых условий.

Например, городские власти могут требовать, чтобы автомобили соответствовали экологическим стандартам, были равномерно распределены по территории и имели единообразную оклейку, чтобы их было легко узнать на дороге. Льготные разрешения уже есть 
в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Туле.

Ещё один важный шаг — выделение специальных парковочных мест 
для каршеринга. Это снижает нагрузку на пространство, предназначенное для личных автомобилей, и делает городскую среду более удобной и доступной для тех, у кого нет личного автомобиля. Такие парковки уже работают в разных городах и локациях.

В торгово-деловых центрах

В Москве специальные парковки действуют у популярных центров — таких как Авиапарк, Москва-Сити, Флакон и Хлебозавод. Около ТЦ Авиапарк парковочная зона работает 
для автомобилей всех сервисов каршеринга

Источник: ТЦ Авиапарк

На курортах, в зонах отдыха и развлечений

Для удобства отдыхающих есть парковки в Красной Поляне и Горной Олимпийской деревне. В Нижнем Новгороде специальная зона есть 
у футбольного стадиона.

Парковка для каршеринга Ситидрайв рядом со стадионом 
в Нижнем Новгороде — результат коллаборации оператора с ФК «Пари Нижний Новгород»

Источник: Ситидрайв

В аэропортах

Каршеринговые парковки организованы в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Сочи и Уфы.

Указатель для парковки каршеринга в аэропорту Сочи. Источник: Каршеринг.Wiki

Технологии и будущее каршеринга

Для города каршеринг — это не только удобный транспорт, 
но и возможность быстро внедрять новые технологии, которые улучшают пользовательский опыт и помогают городам развивать транспортную инфраструктуру. Работа с парковочными зонами для каршеринга 
в будущем позволит оптимизировать городское пространство и сделать его ещё более комфортным и безопасным для жизни.

  • Геолокация и датчики помогут анализировать загруженность парковок, оптимизировать распределение машин и сократить время поиска свободного места.
  • Развитие концепции «умного города» интегрирует каршеринг 
в единую систему управления транспортом, где большие данные, автоматизированные парковки и интеллектуальное планирование маршрутов делают передвижение удобнее 
и ресурсоэффективнее.
  • Распространение электромобилей снижает уровень выбросов 
в атмосферу и шума, стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, что способствует устойчивому 
развитию городов.

Эффективность сотрудничества операторов и властей оценивается 
по ряду показателей — от количества автомобилей и частоты 
их использования до уровня удовлетворённости пользователей, снижения трафика и выбросов в атмосферу. К их развитию приводят 
в том числе льготные парковочные разрешения.

Во многих регионах такая модель уже демонстрирует положительные результаты, и можно ожидать, что в ближайшие годы всё больше городов России будут внедрять системы парковочных разрешений 
для каршеринга. Это поспособствует дальнейшему развитию 
и популяризации каршеринга как удобного и устойчивого транспорта 
для городской среды.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление