Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Роль платных парковок

Платные парковки мотивируют водителей отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта и каршеринга, делая их более удобной и выгодной альтернативой. А ещё они помогают навести порядок: сокращают число брошенных где попало машин, снижают нагрузку на дороги и делают движение свободнее. В результате улицы становятся удобнее для всех — и для пешеходов, и для водителей.

Власти по-разному подходят к решению вопроса. Кто-то идёт 
на радикальные меры — например, в Нью-Йорке для личных автомобилей сделали платным въезд в Манхэттен в часы пик. 
Однако чаще всего количество машин опосредованно ограничивается 
за счёт платных парковок.

Американский урбанист и экономист Дональд Шуп в книге «Высокая стоимость бесплатной парковки» объясняет, почему бесплатные парковки обходятся дорого городу:

  • На самом деле они не бесплатные
    Их содержание оплачивается из налогов
  • Собирают большой трафик в городе
    Когда парковаться можно бесплатно, люди чаще выбирают личный транспорт, даже если есть удобные альтернативы
  • Создают пробки
    В поисках свободного места водители могут делать несколько кругов по району, создавая пробки
  • Крытые платные парковки не используются
    Потому что есть бесплатная альтернатива
  • Многим учреждениям приходится выделять место 
под парковки
    Хотя его можно было бы использовать эффективнее

Платные парковки и каршеринг 
в России

В каршеринге пользователи не оплачивают парковку отдельно — её стоимость включена в тариф. В зависимости от условий сотрудничества оператора с городом, платные парковки могут предоставляться сервисам на льготных условиях. Для водителей поездки на каршеринге особенно выгодны, если машину нужно оставить надолго: стоянка личного автомобиля в таком случае обойдётся дороже.

Каршеринг в деле: примеры городов 
с успешной интеграцией

Льготные парковочные разрешения для каршеринга помогают эффективно использовать городские парковки, снижают нагрузку на улично-дорожную сеть и делают сервис удобнее для пользователей. В некоторых регионах это уже привело к активному 
развитию каршеринга.

Например, по данным Департамента транспорта Москвы, более 100 тысяч личных автомобилей ежедневно не выезжают на дороги благодаря сервисам краткосрочной аренды. Одна машина каршеринга 
в среднем совершает 5–6 поездок в сутки, заменяя сразу несколько частных авто. Это снижает нагрузку на дороги и делает трафик 
менее плотным.

Каршеринг становится всё более популярным и в других регионах. 
В Казани, Туле и Нижнем Новгороде на один автомобиль приходится 
до шести поездок в день, а количество частных машин в этих городах постепенно сокращается. Льготный режим парковки делает сервис особенно удобным для пользователей.

Сотрудничество городов и каршеринговых компаний не ограничивается льготной парковкой. Операторы уже делятся с властями аналитическими данными о транспортных сценариях пользователей, размещают оклейку на бортах автомобилей и вместе с городом разрабатывают новые решения для городской мобильности.

В центрах городов, где система платной парковки развита слабо, личные автомобили занимают места на длительное время — например, пока владелец находится на работе. Каршеринг снижает зависимость 
от личного транспорта и минимизирует простой: на припаркованной машине уезжает следующий пользователь.

Где должны быть парковки 
для каршеринга

Эффективная парковочная политика учитывает интересы всех участников городской мобильности:

  • Жителей города
    Им важно сохранить комфортную среду в своих районах
  • Операторов каршеринга
    Автомобили должны быть доступны в 3–5 минутах ходьбы 
от пользователя в ключевых точках города
  • Других водителей
    Которые нуждаются в удобных парковках и стремятся избежать хаоса на дорогах

Баланс между этими интересами достигается за счёт продуманного распределения парковочных зон и развития инфраструктуры. Поскольку каршеринг — это в том числе транспорт последней мили, парковки должны быть (помимо улично-дорожной сети) там, где они 
наиболее востребованы:

  • Транспортно-пересадочные узлы
    Удобные точки для пересадки с каршеринга на общественный транспорт и наоборот
  • Бизнес-кварталы
    Чтобы сотрудники могли быстро добраться до офиса от метро или уехать после работы
  • Жилые районы
    Особенно в новых кварталах с низкой транспортной доступностью, где каршеринг помогает добираться до метро 
и остановок
  • Медицинские кластеры, ТЦ, спортивные и культурные объекты
    Сокращают нагрузку на парковки и уменьшают время поиска свободного места

Как городам эффективно регулировать парковку 
для каршеринга

Развитие транспортной инфраструктуры требует тесного взаимодействия властей с каршеринговыми сервисами. Один 
из ключевых инструментов — льготные парковочные разрешения, которые предоставляются операторам при выполнении 
определённых условий.

Например, городские власти могут требовать, чтобы автомобили соответствовали экологическим стандартам, были равномерно распределены по территории и имели единообразную оклейку, чтобы их было легко узнать на дороге. Льготные разрешения уже есть 
в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Туле.

Ещё один важный шаг — выделение специальных парковочных мест 
для каршеринга. Это снижает нагрузку на пространство, предназначенное для личных автомобилей, и делает городскую среду более удобной и доступной для тех, у кого нет личного автомобиля. Такие парковки уже работают в разных городах и локациях.

В торгово-деловых центрах

В Москве специальные парковки действуют у популярных центров — таких как Авиапарк, Москва-Сити, Флакон и Хлебозавод. Около ТЦ Авиапарк парковочная зона работает 
для автомобилей всех сервисов каршеринга

Источник: ТЦ Авиапарк

На курортах, в зонах отдыха и развлечений

Для удобства отдыхающих есть парковки в Красной Поляне и Горной Олимпийской деревне. В Нижнем Новгороде специальная зона есть 
у футбольного стадиона.

Парковка для каршеринга Ситидрайв рядом со стадионом 
в Нижнем Новгороде — результат коллаборации оператора с ФК «Пари Нижний Новгород»

Источник: Ситидрайв

В аэропортах

Каршеринговые парковки организованы в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Сочи и Уфы.

Указатель для парковки каршеринга в аэропорту Сочи. Источник: Каршеринг.Wiki

Технологии и будущее каршеринга

Для города каршеринг — это не только удобный транспорт, 
но и возможность быстро внедрять новые технологии, которые улучшают пользовательский опыт и помогают городам развивать транспортную инфраструктуру. Работа с парковочными зонами для каршеринга 
в будущем позволит оптимизировать городское пространство и сделать его ещё более комфортным и безопасным для жизни.

  • Геолокация и датчики помогут анализировать загруженность парковок, оптимизировать распределение машин и сократить время поиска свободного места.
  • Развитие концепции «умного города» интегрирует каршеринг 
в единую систему управления транспортом, где большие данные, автоматизированные парковки и интеллектуальное планирование маршрутов делают передвижение удобнее 
и ресурсоэффективнее.
  • Распространение электромобилей снижает уровень выбросов 
в атмосферу и шума, стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, что способствует устойчивому 
развитию городов.

Эффективность сотрудничества операторов и властей оценивается 
по ряду показателей — от количества автомобилей и частоты 
их использования до уровня удовлетворённости пользователей, снижения трафика и выбросов в атмосферу. К их развитию приводят 
в том числе льготные парковочные разрешения.

Во многих регионах такая модель уже демонстрирует положительные результаты, и можно ожидать, что в ближайшие годы всё больше городов России будут внедрять системы парковочных разрешений 
для каршеринга. Это поспособствует дальнейшему развитию 
и популяризации каршеринга как удобного и устойчивого транспорта 
для городской среды.


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление