Платные парковки и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах
Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.
Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится в постоянном использовании.
Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.
Роль платных парковок
Платные парковки мотивируют водителей отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта и каршеринга, делая их более удобной и выгодной альтернативой. А ещё они помогают навести порядок: сокращают число брошенных где попало машин, снижают нагрузку на дороги и делают движение свободнее. В результате улицы становятся удобнее для всех — и для пешеходов, и для водителей.
Власти по-разному подходят к решению вопроса. Кто-то идёт на радикальные меры — например, в Нью-Йорке для личных автомобилей сделали платным въезд в Манхэттен в часы пик. Однако чаще всего количество машин опосредованно ограничивается за счёт платных парковок.
Американский урбанист и экономист Дональд Шуп в книге «Высокая стоимость бесплатной парковки» объясняет, почему бесплатные парковки обходятся дорого городу:
- На самом деле они не бесплатные
Их содержание оплачивается из налогов - Собирают большой трафик в городе
Когда парковаться можно бесплатно, люди чаще выбирают личный транспорт, даже если есть удобные альтернативы - Создают пробки
В поисках свободного места водители могут делать несколько кругов по району, создавая пробки - Крытые платные парковки не используются
Потому что есть бесплатная альтернатива - Многим учреждениям приходится выделять место
под парковки
Хотя его можно было бы использовать эффективнее
Платные парковки и каршеринг в России
В каршеринге пользователи не оплачивают парковку отдельно — её стоимость включена в тариф. В зависимости от условий сотрудничества оператора с городом, платные парковки могут предоставляться сервисам на льготных условиях. Для водителей поездки на каршеринге особенно выгодны, если машину нужно оставить надолго: стоянка личного автомобиля в таком случае обойдётся дороже.
Каршеринг в деле: примеры городов с успешной интеграцией
Льготные парковочные разрешения для каршеринга помогают эффективно использовать городские парковки, снижают нагрузку на улично-дорожную сеть и делают сервис удобнее для пользователей. В некоторых регионах это уже привело к активному развитию каршеринга.
Например, по данным Департамента транспорта Москвы, более 100 тысяч личных автомобилей ежедневно не выезжают на дороги благодаря сервисам краткосрочной аренды. Одна машина каршеринга в среднем совершает 5–6 поездок в сутки, заменяя сразу несколько частных авто. Это снижает нагрузку на дороги и делает трафик менее плотным.

Каршеринг становится всё более популярным и в других регионах. В Казани, Туле и Нижнем Новгороде на один автомобиль приходится до шести поездок в день, а количество частных машин в этих городах постепенно сокращается. Льготный режим парковки делает сервис особенно удобным для пользователей.
Сотрудничество городов и каршеринговых компаний не ограничивается льготной парковкой. Операторы уже делятся с властями аналитическими данными о транспортных сценариях пользователей, размещают оклейку на бортах автомобилей и вместе с городом разрабатывают новые решения для городской мобильности.
В центрах городов, где система платной парковки развита слабо, личные автомобили занимают места на длительное время — например, пока владелец находится на работе. Каршеринг снижает зависимость от личного транспорта и минимизирует простой: на припаркованной машине уезжает следующий пользователь.
Где должны быть парковки для каршеринга
Эффективная парковочная политика учитывает интересы всех участников городской мобильности:
- Жителей города
Им важно сохранить комфортную среду в своих районах - Операторов каршеринга
Автомобили должны быть доступны в 3–5 минутах ходьбы от пользователя в ключевых точках города - Других водителей
Которые нуждаются в удобных парковках и стремятся избежать хаоса на дорогах
Баланс между этими интересами достигается за счёт продуманного распределения парковочных зон и развития инфраструктуры. Поскольку каршеринг — это в том числе транспорт последней мили, парковки должны быть (помимо улично-дорожной сети) там, где они наиболее востребованы:
- Транспортно-пересадочные узлы
Удобные точки для пересадки с каршеринга на общественный транспорт и наоборот - Бизнес-кварталы
Чтобы сотрудники могли быстро добраться до офиса от метро или уехать после работы - Жилые районы
Особенно в новых кварталах с низкой транспортной доступностью, где каршеринг помогает добираться до метро и остановок - Медицинские кластеры, ТЦ, спортивные и культурные объекты
Сокращают нагрузку на парковки и уменьшают время поиска свободного места
Как городам эффективно регулировать парковку для каршеринга
Развитие транспортной инфраструктуры требует тесного взаимодействия властей с каршеринговыми сервисами. Один из ключевых инструментов — льготные парковочные разрешения, которые предоставляются операторам при выполнении определённых условий.
Например, городские власти могут требовать, чтобы автомобили соответствовали экологическим стандартам, были равномерно распределены по территории и имели единообразную оклейку, чтобы их было легко узнать на дороге. Льготные разрешения уже есть в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Туле.
Ещё один важный шаг — выделение специальных парковочных мест для каршеринга. Это снижает нагрузку на пространство, предназначенное для личных автомобилей, и делает городскую среду более удобной и доступной для тех, у кого нет личного автомобиля. Такие парковки уже работают в разных городах и локациях.
В торгово-деловых центрах
В Москве специальные парковки действуют у популярных центров — таких как Авиапарк, Москва-Сити, Флакон и Хлебозавод. Около ТЦ Авиапарк парковочная зона работает для автомобилей всех сервисов каршеринга

На курортах, в зонах отдыха и развлечений
Для удобства отдыхающих есть парковки в Красной Поляне и Горной Олимпийской деревне. В Нижнем Новгороде специальная зона есть у футбольного стадиона.
Парковка для каршеринга Ситидрайв рядом со стадионом в Нижнем Новгороде — результат коллаборации оператора с ФК «Пари Нижний Новгород»

В аэропортах
Каршеринговые парковки организованы в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Сочи и Уфы.

Технологии и будущее каршеринга
Для города каршеринг — это не только удобный транспорт, но и возможность быстро внедрять новые технологии, которые улучшают пользовательский опыт и помогают городам развивать транспортную инфраструктуру. Работа с парковочными зонами для каршеринга в будущем позволит оптимизировать городское пространство и сделать его ещё более комфортным и безопасным для жизни.
- Геолокация и датчики помогут анализировать загруженность парковок, оптимизировать распределение машин и сократить время поиска свободного места.
- Развитие концепции «умного города» интегрирует каршеринг в единую систему управления транспортом, где большие данные, автоматизированные парковки и интеллектуальное планирование маршрутов делают передвижение удобнее и ресурсоэффективнее.
- Распространение электромобилей снижает уровень выбросов в атмосферу и шума, стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, что способствует устойчивому развитию городов.
Эффективность сотрудничества операторов и властей оценивается по ряду показателей — от количества автомобилей и частоты их использования до уровня удовлетворённости пользователей, снижения трафика и выбросов в атмосферу. К их развитию приводят в том числе льготные парковочные разрешения.
Во многих регионах такая модель уже демонстрирует положительные результаты, и можно ожидать, что в ближайшие годы всё больше городов России будут внедрять системы парковочных разрешений для каршеринга. Это поспособствует дальнейшему развитию и популяризации каршеринга как удобного и устойчивого транспорта для городской среды.