Как работает страхование в кикшеринге

Самокаты — это транспортное средство. Несмотря на их небольшую мощность, риски есть как для водителей СИМ, так и для пешеходов. В отличие от частных самокатов, арендные СИМ застрахованы по умолчанию и защищают участников движения в случае аварий. Кроме базовой страховки, пользователи кикшеринга могут подключить расширенную.

Зачем страховать поездки на самокатах

Сервисы кикшеринга заботятся о безопасности пользователей: следят за техническим состоянием самокатов, обучают вождению, напоминают ПДД и ограничивают скорость в определённых зонах — например, с высоким пешеходным трафиком. Но даже при этих мерах полностью исключить риски невозможно.

Операторы не оставляют без внимания ущерб, который может быть причинён на их самокатах. Поэтому в кикшеринге страховка для третьих лиц, пострадавших в ДТП, включена в каждую поездку по умолчанию.

  • Страхование обеспечивает защиту каждой поездки:
при несчастных случаях пострадавший может получить компенсацию.
  • Кроме того, сообщение о страховке перед началом аренды напоминает пользователям о возможных рисках
    и подчёркивает важность ответственного управления СИМ.

Поездки на личных самокатах не защищены

По закону владельцы личных СИМ не обязаны оформлять страховку. Они могут приобрести полис по своему желанию, но делают это редко. По данным «АльфаСтрахования», страховку для личного электросамоката покупает всего 1%1 владельцев.

К тому же, у частных самокатов нет номерных знаков и их сложно идентифицировать, что делает их владельцев практически анонимными. Если водитель скроется с места ДТП, пострадавший не сможет рассчитывать на компенсацию.

Какие случаи не страхуются

Страховка всегда покрывает ущерб третьим лицам, пострадавшим из-за действий пользователя кикшеринга. Однако самого пользователя она защищает не всегда: если он нарушил правила, его случай не сочтут страховым.

Пример нарушений, когда случай не является страховым:

  • вождение СИМ в нетрезвом состоянии,
  • передвижение на одном самокате более одного человека,
  • грубое несоблюдение правил дорожного движения.

Перед началом аренды пользователю стоит изучить правила и условия страхования у конкретного оператора.

Что покрывает базовое страхование

Базовая страховка включается автоматически и распространяется на каждую поездку во всех сервисах кикшеринга.

Размер страхового возмещения различается в каждом конкретном случае и зависит от множества факторов — например, характера полученной травмы, её расположения на теле, количества дней, которые пострадавший провел на больничном или в стационаре.

Что покрывает расширенное страхование

С расширенной страховкой пользователь может рассчитывать на большую компенсацию и дополнительный перечень рисков, входящих в покрытие. Это добровольная услуга, её можно подключить перед поездкой.

  • Как включается: подключается самостоятельно за отдельную плату
  • Что защищает: жизнь, здоровье и имущество пользователя и третьих лиц

Каждый оператор работает с разными страховыми компаниями, а значит, устанавливает собственные риски и размер максимального покрытия.

Например, если пользователь упал и получил травму, страховка Whoosh предусматривает выплаты до миллиона рублей, тогда как страховка Яндекс Go — до 300 000 ₽. В то же время Яндекс Go покрывает ущерб, нанесённый чужим питомцам.

Ещё Whoosh и Яндекс Go компенсируют порчу мобильной электроники — телефонов, планшетов, ноутбуков, фотоаппаратов и смарт-часов.

Порядок действий при происшествиях

В памятках для пользователей кикшеринга «АльфаСтрахование» подчёркивает, что любое происшествие необходимо задокументировать для получения выплат: сфотографировать место инцидента и окружающую обстановку, подтвердить травмы у медиков, зафиксировать повреждения имущества с полицией.

Примерный порядок действий при инциденте может быть таким:

💬 Сразу после инцидента

Пользователь снимает на камеру место происшествия, фиксирует все обстоятельства. Потом пишет в чат или звонит по номеру техподдержки оператора, 
чей самокат был арендован. Специалисты подсказывают порядок дальнейших действий.

🛟 Пострадал только сам водитель

Пользователь вызывает скорую помощь или самостоятельно добирается в травмпункт. Если его жизнь и здоровье застрахованы, нужно всё зафиксировать для обращения в страховую.

💥 Пострадали другие люди или имущество

Пользователь вызывает не только скорую помощь, если она нужна, но и полицию — даже если просто разбился смартфон.


Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление