Как работает страхование в кикшеринге

Самокаты — это транспортное средство. Несмотря на их небольшую мощность, риски есть как для водителей СИМ, так и для пешеходов. В отличие от частных самокатов, арендные СИМ застрахованы по умолчанию и защищают участников движения в случае аварий. Кроме базовой страховки, пользователи кикшеринга могут подключить расширенную.

Зачем страховать поездки на самокатах

Сервисы кикшеринга заботятся о безопасности пользователей: следят за техническим состоянием самокатов, обучают вождению, напоминают ПДД и ограничивают скорость в определённых зонах — например, с высоким пешеходным трафиком. Но даже при этих мерах полностью исключить риски невозможно.

Операторы не оставляют без внимания ущерб, который может быть причинён на их самокатах. Поэтому в кикшеринге страховка для третьих лиц, пострадавших в ДТП, включена в каждую поездку по умолчанию.

  • Страхование обеспечивает защиту каждой поездки:
при несчастных случаях пострадавший может получить компенсацию.
  • Кроме того, сообщение о страховке перед началом аренды напоминает пользователям о возможных рисках
    и подчёркивает важность ответственного управления СИМ.

Поездки на личных самокатах не защищены

По закону владельцы личных СИМ не обязаны оформлять страховку. Они могут приобрести полис по своему желанию, но делают это редко. По данным «АльфаСтрахования», страховку для личного электросамоката покупает всего 1%1 владельцев.

К тому же, у частных самокатов нет номерных знаков и их сложно идентифицировать, что делает их владельцев практически анонимными. Если водитель скроется с места ДТП, пострадавший не сможет рассчитывать на компенсацию.

Какие случаи не страхуются

Страховка всегда покрывает ущерб третьим лицам, пострадавшим из-за действий пользователя кикшеринга. Однако самого пользователя она защищает не всегда: если он нарушил правила, его случай не сочтут страховым.

Пример нарушений, когда случай не является страховым:

  • вождение СИМ в нетрезвом состоянии,
  • передвижение на одном самокате более одного человека,
  • грубое несоблюдение правил дорожного движения.

Перед началом аренды пользователю стоит изучить правила и условия страхования у конкретного оператора.

Что покрывает базовое страхование

Базовая страховка включается автоматически и распространяется на каждую поездку во всех сервисах кикшеринга.

Размер страхового возмещения различается в каждом конкретном случае и зависит от множества факторов — например, характера полученной травмы, её расположения на теле, количества дней, которые пострадавший провел на больничном или в стационаре.

Что покрывает расширенное страхование

С расширенной страховкой пользователь может рассчитывать на большую компенсацию и дополнительный перечень рисков, входящих в покрытие. Это добровольная услуга, её можно подключить перед поездкой.

  • Как включается: подключается самостоятельно за отдельную плату
  • Что защищает: жизнь, здоровье и имущество пользователя и третьих лиц

Каждый оператор работает с разными страховыми компаниями, а значит, устанавливает собственные риски и размер максимального покрытия.

Например, если пользователь упал и получил травму, страховка Whoosh предусматривает выплаты до миллиона рублей, тогда как страховка Яндекс Go — до 300 000 ₽. В то же время Яндекс Go покрывает ущерб, нанесённый чужим питомцам.

Ещё Whoosh и Яндекс Go компенсируют порчу мобильной электроники — телефонов, планшетов, ноутбуков, фотоаппаратов и смарт-часов.

Порядок действий при происшествиях

В памятках для пользователей кикшеринга «АльфаСтрахование» подчёркивает, что любое происшествие необходимо задокументировать для получения выплат: сфотографировать место инцидента и окружающую обстановку, подтвердить травмы у медиков, зафиксировать повреждения имущества с полицией.

Примерный порядок действий при инциденте может быть таким:

💬 Сразу после инцидента

Пользователь снимает на камеру место происшествия, фиксирует все обстоятельства. Потом пишет в чат или звонит по номеру техподдержки оператора, 
чей самокат был арендован. Специалисты подсказывают порядок дальнейших действий.

🛟 Пострадал только сам водитель

Пользователь вызывает скорую помощь или самостоятельно добирается в травмпункт. Если его жизнь и здоровье застрахованы, нужно всё зафиксировать для обращения в страховую.

💥 Пострадали другие люди или имущество

Пользователь вызывает не только скорую помощь, если она нужна, но и полицию — даже если просто разбился смартфон.


Рекомендации

Как продаются машины после каршеринга? Анализируем данные автоаукциона

Вокруг каршеринга ходит стереотип о том, что пользователи относятся к машинам небрежно. Но на вторичном рынке машины из каршеринга покупают охотно, и это не похоже на спрос на «убитый» транспорт. Мы изучили данные B2B-аукциона Fleet2Click, чтобы понять, что они говорят о состоянии автомобилей из каршеринга.

«Правовой вакуум в сфере частных СИМ стоит жизни многим людям». Анна Гурарий о регулировании микромобильности в России

Екатеринбург считается одним из самых молодежных городов России. Четверть населения — это граждане от 14 до 35 лет. Это напрямую отражается на городской жизни: совершеннолетние молодые люди быстрее всего привыкают к новым услугам — от доставки еды до способов передвижения по городу. В результате растёт спрос на гибкий персональный транспорт, и активно развиваются сервисы аренды самокатов.

Правовое регулирование СИМ и новая мобильность: главные идеи доклада Алёны Досаевой

Итоги секции «Правовой режим новых видов средств городской мобильности» (27 ноября 2025)

Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Кто и как ездит на самокатах? Исследование пользователей СИМ | 2025

Электросамокаты прочно вошли в городскую среду и стали одним из символов современной мобильности.

В этом исследовании мы изучили:

  • кто и как ими пользуется,
  • почему одни выбирают самокат как транспорт, а другие — нет,
  • и как сделать микромобильный транспорт более удобным 
и доступным.

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление