Как города решают, где и какие парковки для СИМ устанавливать

Для пользователей арендный самокат хорош тем, что его можно взять в одном месте, а оставить в другом. Чтобы сохранить порядок и сделать микромобильность комфортной для всех, города выделяют специальные парковочные места для самокатов

В этом материале вместе с Ильёй Поздняковым, руководителем Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края, и Дмитрием Гусевым, предпринимателем и общественным деятелем, разбираемся, как грамотно организовать парковки и что для этого нужно учитывать.

📌 Рассказываем:

  • Почему парковки — важная задача для города
  • Плюсы и минусы разных парковок
  • Как города работают с операторами
  • Что учитывать при планировании

Почему парковки для самокатов должны беспокоить город?

Прокатные самокаты расширяют транспортную доступность: их арендуют, чтобы быстро доехать туда, куда неудобно дойти пешком или ехать на машине. Такой сценарий удобен для пользователей и снижает нагрузку на общественный транспорт в часы пик.

Чтобы устройства не копились в случайных местах, города вместе с операторами определяют зоны для парковки и оперативно реагируют на сигналы от жителей. Парковки размещают там, где это удобно всем участникам движения. 

«Специально выделенные зоны помогают решить проблему хаотичной парковки — они упорядочивают пространство, делают использование СИМ предсказуемым, а городской ландшафт — более безопасным и комфортным».

Дмитрий Гусев

Не все парковки одинаково удобны. Вот основные форматы и их особенности:

Не все парковки одинаково удобны. Вот основные форматы и их особенности:

Виртуальные парковки

Виртуальная парковка — это зона, отмеченная в приложении оператора. Иногда её дополнительно обозначают разметкой на асфальте и знаком. Чаще всего такие парковки располагаются на тротуарах:

  • Перпендикулярная разметка — на широких тротуарах
  • Диагональная — на узких
Виртуальная парковка. Источник: Whoosh

Плюсы:

✅Разметку наносят сами операторы — это не требует затрат со стороны города.
✅Такие парковки можно быстро создать или убрать.
✅Операторы отслеживают их загруженность и могут перераспределять самокаты.

Минусы:

➖ Геолокация не всегда точна — самокат может оказаться «вне зоны».
➖ При неправильном размещении парковка мешает пешеходам.
➖ Работает только для шеринговых самокатов — частные устройства здесь не оставляют.

Стационарные конструкции

Стационарные парковки — это металлические стойки или секции, к которым можно пристегнуть cредства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Стационарная парковка. Источник: Пресс-служба МТС Юрент

«Стационарные парковки для СИМ нужно размещать с учётом контекста: архитектуры, назначения территории и сценариев передвижения. У входных групп зданий — особенно в общественных пространствах — важно предусмотреть удобные и безопасные площадки, где человек сможет пристегнуть самокат или велосипед. Такая инфраструктура должна быть логично встроена в маршрут пользователя».

Илья Поздняков

Плюсы:

✅ Подходят для всех — и арендных самокатов, и личных СИМ.
✅ Видны без приложения.
✅ Более устойчивы и долговечны при правильном обслуживании.

Минусы:

➖Дорогие и сложные в установке.
➖Нельзя оперативно перенести при изменении трафика или маршрутов.
➖Требуют регулярного обслуживания — от покраски до проверки креплений.

Гибридный формат

В некоторых городах устанавливают гибрид с виртуальной парковкой: стационарная конструкция с цифровой меткой в приложении оператора кикшеринга. Такое парковочное место удобно для арендаторов и владельцев СИМ, и при этом позволяет операторам отслеживать заполненность парковки.

Гибридная парковка.

Парковочные карманы

В этом формате одно место в автомобильном парковочном кармане отводится для самокатов и велосипедов.

Источник: Российская общественная инициатива

«Я скептически отношусь к парковочным карманам: если их не отгораживать столбиками, их займут автомобили. Такие зоны могут работать, но только при чёткой организации. Главное — не перегнуть: в угоду одним участникам движения мы не должны ущемлять других. Здесь важен баланс».

Илья Поздняков

Плюсы:

✅ Парковка не занимает место на тротуаре и не мешает пешеходам.
✅ Официально регулируется ПДД — автомобили не могут занять это место.
✅ Разметку наносят операторы — бесплатно для города.
✅ Особенно эффективно в центре, где важен каждый метр пространства.

Минусы:

➖Нужны знаки и делиниаторы/столбики для выделения зоны.
➖Необходимо сократить количество парковочных мест для автомобилей.

💬 МТС Юрент:

«На таких парковках мы планируем устанавливать делиниаторы и знаки парковки для СИМ. Сами парковки будут располагаться вблизи пешеходных переходов для удобства выезда пользователей с парковки на тротуар, во избежание движения по проезжей части»

Что делают операторы, чтобы в городе были парковки

Операторы шеринга активно участвуют в формировании городской инфраструктуры:

  • Наносят разметку парковок — за свой счёт.
  • Передают городам данные о популярных маршрутах, загруженности улиц и парковочных зонах.
  • Анализируют поездки и предлагают удобные, безопасные места для новых парковок.
  • Оперативно реагируют на обращения жителей и власти: добавляют парковки там, где их не хватает, и убирают — там, где мешают.
  • Следят за порядком: контролируют, чтобы самокаты на парковках не создавали помех другим участникам движения. 

Почему городу важно сотрудничать с операторами?

«Операторы кикшеринга — это источники ценных данных. Их сервисы становятся цифровыми сенсорами городской мобильности. Тепловые карты, сценарии поездок, данные о времени, маршрутах, спросе — это целая база для принятия решений. 

Компании могут участвовать в софинансировании инфраструктуры, оказывать техническую поддержку, предоставлять аналитику, помогать выстраивать культуру цивилизованного использования СИМ.

Когда кикшеринговые компании действительно участвуют в развитии инфраструктуры — это становится шагом к созданию удобных, комфортных и в некотором смысле умных городов».

Дмитрий Гусев

Что учитывать при планировании

Парковки нельзя ставить в случайном месте — они должны быть встроены в общую транспортную систему города и соответствовать нормативам.

Как городу определить, где нужны парковочные места?

«Ключевой принцип — размещать парковки там, где они действительно востребованы. Это может звучать иронично, но именно этот фактор зачастую игнорируется. На практике парковки нередко устанавливаются “абы где”, без анализа реального трафика.

Городу стоит опираться на данные — точки старта и финиша маршрутов, карты поездок, плотность трафика. Но не менее важно вовлекать самих пользователей: проводить опросы, анализировать сценарии использования. Также стоит учитывать стратегию развития районов, генпланы, будущие точки притяжения — они подсказывают, где формируется устойчивый спрос».

Дмитрий Гусев

«Первый сигнал — это поведение самих пользователей. Если велосипеды и СИМ регулярно пристёгивают к заборам, столбам и другим неподходящим объектам, значит, в этом месте очевидно не хватает парковки.

Второй критерий — точки притяжения и доступность. Например, если торговый центр находится в сложной транспортной развязке, добраться туда на велосипеде может быть затруднительно. Но даже в таком случае имеет смысл предусмотреть небольшую парковку. А вот в парке, где много велодорожек и рядом жилые дома или частный сектор, спрос на велопарковку, скорее всего, будет значительно выше.

Также стоит учитывать аудиторию: если объект ориентирован на молодёжь или студентов, вероятность активного использования СИМ и велосипедов возрастает — и необходимость в парковке становится очевидной».

Илья Поздняков

Что ещё учитывается при планировании парковочного места:

  • Ширина тротуаров и плотность пешеходного трафика — парковка не должна мешать движению.
  • Удобство для всех участников — важно сохранять баланс между интересами пешеходов, автомобилистов и пользователей СИМ.
  • Градостроительная и транспортная стратегия — решения должны соответствовать Дорожной карте, утверждённой Правительством РФ, и стратегии развития транспортной сети города.
  • Точки притяжения и повседневные маршруты горожан — парковки размещают там, где действительно востребованы.
  • Рекомендации федеральных властей.
Нормативные документы
  1. СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» устанавливает требования к проектированию улично-дорожной сети с учётом СИМ.
  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300.  Временные сооружения и конструкции для хранения СИМ и велосипедов, не требующие разрешения на строительство, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Например, их нельзя оформлять как пункты проката и нестационарные торговые объекты. 

👉 Как сделать так, чтобы парковки работали

  • Наносить разметку с указанием вместимости парковки, чтобы избежать переполнения.
  • Устанавливать знак «Парковка для СИМ», чтобы обозначить зону для размещения самокатов и велосипедов.
  • Обозначить запреты — в зонах, где стоянка недопустима, обязательно устанавливать знак «Стоянка запрещена» для СИМ, чтобы избежать нарушений и конфликтов с жителями.

Рекомендации

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Спрос взлетает до 80%: почему россияне всё чаще ездят отдыхать на каршеринге

Спрос на междугородние поездки в каршеринге продолжает расти. Всё больше россиян арендуют автомобили для путешествий внутри страны — особенно в длинные выходные, когда можно устроить небольшой отпуск на несколько дней. 

Разбираемся, как каршеринг становится частью туристической инфраструктуры, какие маршруты выбирают россияне и как операторы поддерживают этот тренд.

Как каршеринги развивают культуру вождения

Водителей каршеринга часто критикуют за отсутствие культуры вождения. Якобы пользователи чаще нарушают правила, не берегут технику и создают опасные ситуации на дороге. 

Но у большинства пользователей каршеринга есть личные автомобили. За рулём — те же самые водители, просто в другом автомобиле. При этом операторы последовательно развивают культуру вождения: внедряют рейтинги, мониторят стиль езды с помощью телематики, обучают клиентов и поощряют ответственное поведение.

Рассказываем, как каршеринги снижают аварийность и мотивируют водителей ездить аккуратно. 

Что будет с машинами в каршеринге? Мнения экспертов о локализации

Весной Минпромторг поддержал предложение ввести для каршеринга те же требования по локализации автомобилей, что и для такси. Согласно им, в парке смогут остаться только машины, соответствующие стандартам для госзакупок. Такой закон для такси уже подписан — он вступит в силу с 2026 года.

Вместе с экспертами разбираемся, как это может работать, и какие изменения грозят сервисам каршеринга.

«Самокаты — это часть инфраструктуры города». Как Челябинск работает с операторами кикшеринга

Челябинск — один из примеров городов, где власти выстраивают сотрудничество с кикшерингами. В этом сезоне администрация и операторы подписали дорожную карту, запустили каналы быстрой связи и начали вместе развивать инфраструктуру.

Мы поговорили с заместителем главы города по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и цифровизации Дмитрием Агеевым о том, как выстраивается взаимодействие и какие результаты уже есть.

Юлия Цай

Вячеслав Бауэр: «Каршеринг помогает Сочи справляться с туристическим потоком и снижать нагрузку на дороги»

С каждым годом туристический поток в Сочи становится всё больше. Вместе с ним растёт роль каршеринга — особенно в высокий сезон, когда город принимает сотни тысяч путешественников.

Поговорили с заместителем главы города Вячеславом Бауэром о том, как в курортном городе работает каршеринг, где планируются новые парковки, почему важно развивать мультимодальность и что нужно учитывать другим регионам.

Благовещенск вывел СИМ с улиц. Что об это думают эксперты?

С 14 июля в Благовещенске вступили в силу новые правила: самокаты — и частные, и арендные — разрешены только в специально определённых зонах. Проблема в том, что сами зоны пока не определены. Это первый случай в России, когда регулирование фактически превращается в запрет: формально СИМ не запрещены, но использовать их негде и нельзя.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление