Как города решают, где и какие парковки для СИМ устанавливать

Для пользователей арендный самокат хорош тем, что его можно взять в одном месте, а оставить в другом. Чтобы сохранить порядок и сделать микромобильность комфортной для всех, города выделяют специальные парковочные места для самокатов

В этом материале вместе с Ильёй Поздняковым, руководителем Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края, и Дмитрием Гусевым, предпринимателем и общественным деятелем, разбираемся, как грамотно организовать парковки и что для этого нужно учитывать.

📌 Рассказываем:

  • Почему парковки — важная задача для города
  • Плюсы и минусы разных парковок
  • Как города работают с операторами
  • Что учитывать при планировании

Почему парковки для самокатов должны беспокоить город?

Прокатные самокаты расширяют транспортную доступность: их арендуют, чтобы быстро доехать туда, куда неудобно дойти пешком или ехать на машине. Такой сценарий удобен для пользователей и снижает нагрузку на общественный транспорт в часы пик.

Чтобы устройства не копились в случайных местах, города вместе с операторами определяют зоны для парковки и оперативно реагируют на сигналы от жителей. Парковки размещают там, где это удобно всем участникам движения. 

«Специально выделенные зоны помогают решить проблему хаотичной парковки — они упорядочивают пространство, делают использование СИМ предсказуемым, а городской ландшафт — более безопасным и комфортным».

Дмитрий Гусев

Не все парковки одинаково удобны. Вот основные форматы и их особенности:

Не все парковки одинаково удобны. Вот основные форматы и их особенности:

Виртуальные парковки

Виртуальная парковка — это зона, отмеченная в приложении оператора. Иногда её дополнительно обозначают разметкой на асфальте и знаком. Чаще всего такие парковки располагаются на тротуарах:

  • Перпендикулярная разметка — на широких тротуарах
  • Диагональная — на узких
Виртуальная парковка. Источник: Whoosh

Плюсы:

✅Разметку наносят сами операторы — это не требует затрат со стороны города.
✅Такие парковки можно быстро создать или убрать.
✅Операторы отслеживают их загруженность и могут перераспределять самокаты.

Минусы:

➖ Геолокация не всегда точна — самокат может оказаться «вне зоны».
➖ При неправильном размещении парковка мешает пешеходам.
➖ Работает только для шеринговых самокатов — частные устройства здесь не оставляют.

Стационарные конструкции

Стационарные парковки — это металлические стойки или секции, к которым можно пристегнуть cредства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Стационарная парковка. Источник: Пресс-служба МТС Юрент

«Стационарные парковки для СИМ нужно размещать с учётом контекста: архитектуры, назначения территории и сценариев передвижения. У входных групп зданий — особенно в общественных пространствах — важно предусмотреть удобные и безопасные площадки, где человек сможет пристегнуть самокат или велосипед. Такая инфраструктура должна быть логично встроена в маршрут пользователя».

Илья Поздняков

Плюсы:

✅ Подходят для всех — и арендных самокатов, и личных СИМ.
✅ Видны без приложения.
✅ Более устойчивы и долговечны при правильном обслуживании.

Минусы:

➖Дорогие и сложные в установке.
➖Нельзя оперативно перенести при изменении трафика или маршрутов.
➖Требуют регулярного обслуживания — от покраски до проверки креплений.

Гибридный формат

В некоторых городах устанавливают гибрид с виртуальной парковкой: стационарная конструкция с цифровой меткой в приложении оператора кикшеринга. Такое парковочное место удобно для арендаторов и владельцев СИМ, и при этом позволяет операторам отслеживать заполненность парковки.

Гибридная парковка.

Парковочные карманы

В этом формате одно место в автомобильном парковочном кармане отводится для самокатов и велосипедов.

Источник: Российская общественная инициатива

«Я скептически отношусь к парковочным карманам: если их не отгораживать столбиками, их займут автомобили. Такие зоны могут работать, но только при чёткой организации. Главное — не перегнуть: в угоду одним участникам движения мы не должны ущемлять других. Здесь важен баланс».

Илья Поздняков

Плюсы:

✅ Парковка не занимает место на тротуаре и не мешает пешеходам.
✅ Официально регулируется ПДД — автомобили не могут занять это место.
✅ Разметку наносят операторы — бесплатно для города.
✅ Особенно эффективно в центре, где важен каждый метр пространства.

Минусы:

➖Нужны знаки и делиниаторы/столбики для выделения зоны.
➖Необходимо сократить количество парковочных мест для автомобилей.

💬 МТС Юрент:

«На таких парковках мы планируем устанавливать делиниаторы и знаки парковки для СИМ. Сами парковки будут располагаться вблизи пешеходных переходов для удобства выезда пользователей с парковки на тротуар, во избежание движения по проезжей части»

Что делают операторы, чтобы в городе были парковки

Операторы шеринга активно участвуют в формировании городской инфраструктуры:

  • Наносят разметку парковок — за свой счёт.
  • Передают городам данные о популярных маршрутах, загруженности улиц и парковочных зонах.
  • Анализируют поездки и предлагают удобные, безопасные места для новых парковок.
  • Оперативно реагируют на обращения жителей и власти: добавляют парковки там, где их не хватает, и убирают — там, где мешают.
  • Следят за порядком: контролируют, чтобы самокаты на парковках не создавали помех другим участникам движения. 

Почему городу важно сотрудничать с операторами?

«Операторы кикшеринга — это источники ценных данных. Их сервисы становятся цифровыми сенсорами городской мобильности. Тепловые карты, сценарии поездок, данные о времени, маршрутах, спросе — это целая база для принятия решений. 

Компании могут участвовать в софинансировании инфраструктуры, оказывать техническую поддержку, предоставлять аналитику, помогать выстраивать культуру цивилизованного использования СИМ.

Когда кикшеринговые компании действительно участвуют в развитии инфраструктуры — это становится шагом к созданию удобных, комфортных и в некотором смысле умных городов».

Дмитрий Гусев

Что учитывать при планировании

Парковки нельзя ставить в случайном месте — они должны быть встроены в общую транспортную систему города и соответствовать нормативам.

Как городу определить, где нужны парковочные места?

«Ключевой принцип — размещать парковки там, где они действительно востребованы. Это может звучать иронично, но именно этот фактор зачастую игнорируется. На практике парковки нередко устанавливаются “абы где”, без анализа реального трафика.

Городу стоит опираться на данные — точки старта и финиша маршрутов, карты поездок, плотность трафика. Но не менее важно вовлекать самих пользователей: проводить опросы, анализировать сценарии использования. Также стоит учитывать стратегию развития районов, генпланы, будущие точки притяжения — они подсказывают, где формируется устойчивый спрос».

Дмитрий Гусев

«Первый сигнал — это поведение самих пользователей. Если велосипеды и СИМ регулярно пристёгивают к заборам, столбам и другим неподходящим объектам, значит, в этом месте очевидно не хватает парковки.

Второй критерий — точки притяжения и доступность. Например, если торговый центр находится в сложной транспортной развязке, добраться туда на велосипеде может быть затруднительно. Но даже в таком случае имеет смысл предусмотреть небольшую парковку. А вот в парке, где много велодорожек и рядом жилые дома или частный сектор, спрос на велопарковку, скорее всего, будет значительно выше.

Также стоит учитывать аудиторию: если объект ориентирован на молодёжь или студентов, вероятность активного использования СИМ и велосипедов возрастает — и необходимость в парковке становится очевидной».

Илья Поздняков

Что ещё учитывается при планировании парковочного места:

  • Ширина тротуаров и плотность пешеходного трафика — парковка не должна мешать движению.
  • Удобство для всех участников — важно сохранять баланс между интересами пешеходов, автомобилистов и пользователей СИМ.
  • Градостроительная и транспортная стратегия — решения должны соответствовать Дорожной карте, утверждённой Правительством РФ, и стратегии развития транспортной сети города.
  • Точки притяжения и повседневные маршруты горожан — парковки размещают там, где действительно востребованы.
  • Рекомендации федеральных властей.
Нормативные документы
  1. СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» устанавливает требования к проектированию улично-дорожной сети с учётом СИМ.
  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300.  Временные сооружения и конструкции для хранения СИМ и велосипедов, не требующие разрешения на строительство, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Например, их нельзя оформлять как пункты проката и нестационарные торговые объекты. 

👉 Как сделать так, чтобы парковки работали

  • Наносить разметку с указанием вместимости парковки, чтобы избежать переполнения.
  • Устанавливать знак «Парковка для СИМ», чтобы обозначить зону для размещения самокатов и велосипедов.
  • Обозначить запреты — в зонах, где стоянка недопустима, обязательно устанавливать знак «Стоянка запрещена» для СИМ, чтобы избежать нарушений и конфликтов с жителями.

Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление