В каких городах каршеринг полезен городу и удобен жителям

Есть мнение, что каршеринг актуален только в городах с многомиллионным населением, вроде Москвы или Санкт-Петербурга. На самом деле, каршеринг со всеми его преимуществами может развиваться и приносить пользу и в гораздо меньших городах

Ключевые факторы развития услуги каршеринга:

  • плотность населения, чтобы автомобили находились в непосредственной близости к как можно большему числу текущих и потенциальных пользователей;
  • платежеспособность населения;
  • высокий уровень урбанизации города и платные парковки;
  • уровень автомобилизации.

В России 35 городов с населением выше 500 тысяч человек — многие из них соответствуют указанным выше критериям и подходят для развития услуг каршеринга.

Уровень автомобилизации

Автомобилизация (количество машин на 1000 жителей) сама по себе отражает предпочтения людей в выборе транспорта. 

В городах с умеренной автомобилизацией (300–400 авто на 1000 жителей) каршеринг может стать актуальным, особенно для тех, кто не хочет владеть автомобилем, но нуждается в нём время от времени. Кроме того, пробки, расходы на содержание автомобиля и нехватка парковочных мест могут стимулировать жителей к использованию каршеринга.

Кроме того, каршеринг может стать отличным дополнением к общественному транспорту и использоваться для мультимодальных или длинных поездок, например, за город.

По данным агентства Автостат в 2024 году в Москве на 1000 человек приходился 301 автомобиль, в Санкт-Петербурге — 321, в Казани — 396, в Екатеринбурге — 459. 

При этом каршеринговых автомобилей на текущий момент на 1000 человек, соответственно, в Москве — 3,7, в Петербурге — 3,1. В Казани и Екатеринбурге, городах с меньшим населением, — 1,36  и 1,2 соответственно. 

Для сравнения, в зарубежных городах с сопоставимым уровнем автомобилизации и урбанизации и населением до 1 млн количество автомобилей каршеринга составляет от 2 до 3 на 1000 жителей.

Таким образом существует значительный потенциал увеличения автопарка арендных автомобилей в Казани, Екатеринбурге и других городах городах России с населением от 500 тыс жителей. 

Парковочные места и городская инфраструктура

В городах с достаточно высокой автомобилизацией образуется дефицит парковочного пространства. Это стимулирует города вводить регулирующие меры — например, плату за парковку, ограничение времени стоянки, запрет на бесплатную парковку в центре. Таким образом власти разгружают улицы от автомобилей, которые стояли на месте весь рабочий день.

Параллельно с этими ограничениями города развивают альтернативы: улучшают общественный транспорт и поддерживают каршеринг. Он позволяет взять автомобиль на короткое время, чтобы доехать из точки А в точку Б, и оставить машину там, где это удобно (в пределах разрешённых зон). Через короткое время этот автомобиль продолжит движение уже с другим пользователем, освобождая место.

Так каршеринг помогает оптимизировать использование городского пространства: уменьшается число машин, простаивающих весь день, и повышается оборачиваемость транспорта.

Платежеспособность

Города с населением от 500 тыс. человек часто являются региональными центрами, привлекающими самых обеспеченных жителей региона. Как правило, здесь наибольшая концентрация мест досуга, торговых центров, а автомобилизация средняя или высокая. Жители таких городов уже тратят значительные суммы на владение автомобилем: покупка, топливо, страховка, обслуживание. Это подтверждает их платежеспособность, но не означает, что машины используются ежедневно.

Каршеринг может стать выгодной альтернативой для тех, кто редко пользуется машиной, но не готов полностью отказаться от комфорта передвижения на личном авто.

Вывод

Каршеринг наиболее перспективен в городах со средним уровнем автомобилизации и высокой плотностью населения. В таких условиях владение личным автомобилем часто становится дорогим и неудобным, а каршеринг предлагает более гибкое и экономичное решение. Новый вид транспорта полезен и для города — одна машина каршеринга заменяет 6 личных. А это значит, что каршеринг снижает нагрузку на дорожно-транспортное полотно, освобождает парковочные места и улучшает облик города.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Каршеринг и туризм: как аренда авто перезапускает внутренние поездки по России

Автотуризм в России переживает бум. В 2024 году число поездок по стране выросло на 10% и достигло рекордных 92 млн. Всё больше туристов арендуют автомобиль для своих путешествий. Так каршеринг становится не только сервисом для повседневных поездок, но и удобным инструментом для развития туризма — особенно в регионах, где важна транспортная доступность

Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

В каких городах каршеринг полезен городу и удобен жителям

Есть мнение, что каршеринг актуален только в городах с многомиллионным населением, вроде Москвы или Санкт-Петербурга. На самом деле, каршеринг со всеми его преимуществами может развиваться и приносить пользу и в гораздо меньших городах

Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Как города решают, где и какие парковки для СИМ устанавливать

Для пользователей арендный самокат хорош тем, что его можно взять в одном месте, а оставить в другом. Чтобы сохранить порядок и сделать микромобильность комфортной для всех, города выделяют специальные парковочные места для самокатов

Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 22 по 29 апреля

BelkaCar запустил междугородние поездки, Делимобиль вышел в Ярославль, а Велобайк устроил распродажу старых велосипедов. Whoosh начисляет баллы за спокойную езду, каршеринги снижают возрастной порог, а штрафы за катание детей на самокатах выросли. В Москве на деньги от платных парковок благоустроят дворы, а кикшеринги ужесточают контроль за правилами

Юлия Цай

От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление