Как устроены поездки в каршеринге

Российский рынок каршеринга активно растёт: сервисы появляются в новых городах, увеличивается количество машин, пользователей и поездок, операторы вводят новые тарифы и делают свои услуги более доступными.

6 личных машин заменяет один автомобиль каршеринга

  • Повышает Оборачиваемость парковок
    Чем меньше автомобили стоят на одном месте, тем эффективнее используется парковочное пространство. Каршеринг снижает дефицит парковочных мест.
  • Снижает нагрузку на инфраструктуру
    Чем реже люди пользуются личными автомобилями, тем меньше пробок на дорогах 
и износ улично-дорожной сети.
  • Экологичнее личного транспорта
    Средний возраст машины каршеринга — 
от 3 до 5 лет, автопарк постоянно обновляется. Многие операторы предлагают автомобили с гибридными или полностью электрическими двигателями.

  • Каршеринг работает в 15 городах России
  • 4,2 млн Поездок в среднем совершается на автомобилях 
сервисов каршеринга ежемесячно по всей России
  • 5,5 поездок совершается на одной машине каршеринга в день

Горожане планируют свои маршруты, зная, что могут арендовать машину на разные случаи: короткие поездки по делам, на весь день или даже 
для выезда за город.

  • 80 мин Cредняя продолжительность одной поездки
  • 98 мин Средняя продолжительность аренды, включая время в режиме ожидания

Рассказываем, как проходит аренда каршеринга 
и что именно делают сервисы для безопасности водителей и других участников дорожного движения.

Всех ли регистрируют в приложении?

Автомобили — дорогостоящий актив, поэтому операторы тщательно отбирают клиентов. Перед одобрением заявки они проверяют документы, водительский стаж и историю нарушений. Если у пользователя были серьезные ДТП или грубые нарушения ПДД, ему отказывают в доступе к сервису.

Для проверки пользователя сервисы запрашивают:

  • Фотографию паспорта.
  • Фотографию водительского удостоверения.
  • Селфи с разворотом паспорта — кроме этапа регистрации, сервис может запросить актуальное селфи перед началом любой поездки, чтобы исключить возможность передачи руля другому водителю.
  • Банковскую карту — для гарантии оплаты поездок, штрафов и материального ущерба.

Кого не пускают в каршеринг: частые причины отказа

Обычно пользователи не знают, почему их заявку не одобрили. В 2018 году московский сервис МатрёшCar рассказал о самых частых причинах:

  • Плохое качество селфи и фотографий документов
    Помогает отсеять подозрительные заявки и поддельные документы.
  • Высокий КБМ (коэффициент бонус-малус)
    Чем выше коэффициент, тем больше аварий с участием водителя.
  • Штрафы ГИБДД и лишение прав
    Показатели ненадёжного водителя.
  • Задолженности ФССП — федеральной службы судебных приставов
    Большие долги вызывают недоверие.
  • Чёрные списки
    По словам МатрёшCar, человек, который грубо нарушил правила — например, водил машину в нетрезвом виде, вряд ли сможет зарегистрироваться в другом. Операторы заинтересованы в безопасности своих сервисов, поэтому могут обмениваться списками пользователей, которые серьёзно нарушают правила.

С 2018 года многое изменилось: сервис МатрёшCar закрылся, а операторы ужесточили правила и стали использовать больше технологичных решений для контроля. Вероятно, могли появиться дополнительные проверки при регистрации.

Стандартный сценарий поездки

Когда пользователь уже зарегистрирован в сервисе, все поездки в каршеринге проходят по одному сценарию.

  1. Поиск и бронирование автомобиля через приложение
  2. Проверка состояния машины перед началом поездки
  3. Поездка
  4. Окончание поездки: парковка в разрешённой зоне и завершение аренды в приложении
  5. Автоматическое списание оплаты

Какие машины можно выбрать

Когда регистрация одобрена и у пользователя уже есть аккаунт в сервисе, он может арендовать автомобиль через приложение. На карте оператор показывает ближайшие ТС1, их модели, номерные знаки, тарифы, уровень топлива или заряда батареи.

В зависимости от целей можно взять более вместительную или быструю машину, для этого прямо внутри приложения есть специальные фильтры.

Например:

  • Модели с детскими креслами
  • Тип автомобиля: легковые, грузовые и другие
  • Количество топлива или заряда
  • Гамак для перевозки домашних животных
  • Класс автомобиля: эконом, бизнес, премиум или комфорт

Что проверяется перед поездкой

Перед поездкой пользователи каршеринга осматривают автомобиль и фотографируют каждую деталь.

Всегда проверяют:

  • исправность автомобиля;
  • cалон и кузов — на повреждения, мусор и грязь;
  • наличие документов.

При проверке можно отказаться от машины и сообщить причину оператору — например, спущенное колесо. Сервис проверит состояние автомобиля и проведёт обслуживание. В это время ТС будет недоступно для других пользователей.

Если с автомобилем всё в порядке, но есть небольшие повреждения, важно сфотографировать их до начала поездки и отправить оператору.

Чем отличаются тарифы

Операторы предлагают разные тарифы в зависимости от потребностей пользователей. При выборе тарифа водители учитывают, какой будет поездка: короткой, на целый день или на неделю.

Что, если во время поездки нужно отлучиться?

Пользователи могут делать неограниченные по времени остановки. Когда машина не едет, стоимость поминутного тарифа снижается и включается режим «Ожидание».

Чем отличается поездка в каршеринге от обычной

Машины каршеринга управляются так же, как и обычные автомобили и подчиняются таким же ПДД. Отличие поездки заключается в рейтинге вождения, который мотивирует водителей каршеринга ездить аккуратно.

Что такое рейтинг вождения и как он работает?

С помощью телематики и датчиков операторы в реальном времени видят перемещение машины и стиль езды водителя. Из этих показателей складывается рейтинг, который влияет на возможности водителя в сервисе.

Агрессивное вождение, превышение скорости и нарушение правил снижают рейтинг и повышают стоимость тарифа для пользователя. Если рейтинг становится слишком низким, сервис может заблокировать аккаунт.

Соблюдение всех правил поощряется: высокий рейтинг открывает доступ к выгодным тарифам и широкому выбору машин.

Рейтинг вождения в каршеринге и страховка

Благодаря телематике в арендных машинах легко определить аккуратных водителей и сформировать их репутацию на основе данных 
о стиле вождения. Может ли рейтинг в каршеринге в будущем повлиять на условия страхования личного автомобиля? Спросили у эксперта.

Хотя пока таких предложений на рынке нет, не исключено, что в будущем рейтинг пользователей каршеринга может быть полезен при оформлении каско и ОСАГО на личный автомобиль.

Возможно, аккуратные водители, не имеющие страховой истории ни по ОСАГО, ни по каско, смогут получать страховой полис со скидкой. Сейчас сегмент новичков без страховой истории остается одним из самых сложных для оценки потенциального риска страховыми компаниями, 
и рейтинг в каршеринге может помочь в его анализе.

Мы планируем проработать это направление в развитии нашей системы скоринга

Сергей Демидов

Как работает страховка в каршеринге

По закону у каждой машины на дороге должен быть полис ОСАГО, поэтому он есть у всех каршеринговых автомобилей. Такая страховка покрывает ущерб, нанесённый третьим лицам.

За дополнительную плату сервисы предлагают подключить каско. Такая страховка устанавливает лимит финансовой ответственности водителя — сумму, которую водитель платит в случае ДТП.

Что такое франшиза виновника и как она работает?

У опции каско в каршеринге действует франшиза виновника — пороговая сумма, которую страховка не покрывает.
Она устанавливается, чтобы пользователи водили аккуратно и не рассчитывали на полную свободу от возмещения ущерба в случае ДТП.

Например, у оператора Яндекс Драйв франшиза — 100 тыс ₽. Все повреждения до этой суммы пользователи компенсируют сами. Если ущерб больше, разницу покрывает страховщик.

Нарушения и штрафы

Водители каршеринга получают штрафы не только за нарушение ПДД, 
но и за нарушение условий договора с оператором.

  • Штрафы за нарушение ПДД
    Обычно штрафы выставляются оператору, 
а он перенаправляет их пользователю, так как точно знает, 
кто в момент нарушения был за рулём. Если сотрудники ГИБДД остановили машину, штраф выписывается водителю.
  • Штрафы за нарушение условий договора
    Операторы каршеринга вводят свои правила аренды, чтобы повысить безопасность вождения и сохранить машину в порядке.

Средние суммы штрафов

  • до 100 тыс ₽ — вождение в нетрезвом виде
    Управлять каршерингом в состоянии опьянения запрещено. Если водителя остановит ГИБДД, ему грозит штраф по КоАП и лишение прав, а также штраф от каршеринга за нарушение договора аренды.
  • от 55 до 250 тыс ₽ — передача руля
    Договор на аренду и страховка оформлены на пользователя. Поэтому оператор контролирует, кто сидит за рулём. За передачу машины другому человеку назначается большой штраф и блокируется аккаунт — водитель не сможет пользоваться этим сервисом.
  • до 400 тыс ₽ — отключение или повреждение телематики
    Телематика помогает оператору отслеживать машину. Отключение датчиков может расцениваться как попытка угонка.

Как регулируются зоны для завершения поездки

Водители каршеринга не могут оставлять машину где угодно — операторы строго контролируют зону парковки, чтобы автомобили были доступны для аренды там, где на них есть спрос, и функционировали как полноценная часть транспортной системы.

Официальные парковочные места в аэропорту Шереметьево для каршеринга. Источник: Делимобиль

Что делают операторы для распределения машин

  • Определяют зоны завершения поездок
    Для этого анализируется спрос и пожелания жителей. В непопулярных зонах завершение аренды может быть платным. Это сокращает количество автомобилей, которые надолго там остаются.
  • Регулируют распределение автомобилей
    Например, для устранения последствий маятниковой миграции, ночью автомобили развозятся из центра
    по жилым районам, чтобы утром люди могли 
их арендовать, а к вечеру перегоняются в центр, 
чтобы все могли разъехаться по домам.

Кто платит за платную парковку в разрешённой зоне?

Всё зависит от соглашения города и операторов. В Москве сервисы получают большие скидки на парковку в обмен
на соблюдение требований к машинам и телематике. Стоимость абонемента делят между всеми пользователями, поэтому парковка для них выходит по сути бесплатной.

Если такого соглашения с городом нет, пользователи оплачивают парковку сами — так же, как для личного автомобиля.

Чем отличаются машины каршеринга 
от автомобиля из проката и частного владения?

Сравнили машины и их влияние на городскую среду, характеристики водителей и безопасность.


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление