Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Мы поговорили с представителем Департамента информационной политики Екатеринбурга и узнали, как выстроено взаимодействие с операторами, какие меры снижают число нарушений и чего не хватает для системного развития микромобильности.

* Транспортный сценарий в кикшеринге — это использование самоката для перемещения с функциональной целью.
Например, чтобы добраться до работы, учёбы или пересадки на другой транспорт

Самокаты — это транспорт, а не игрушка

Сегодня в Екатеринбурге работают три оператора кикшеринга: Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент. Арендные самокаты стали здесь просто транспортом. С началом сезона все три оператора нарастили парк. 

«Это уже не про развлечения. Горожане используют самокаты как средство передвижения из точки А в точку Б — и статистика операторов подтверждает это», — говорит представитель мэрии.

Удобно, но не для всех

Как отмечают в мэрии, оценивать влияние кикшеринга на городскую транспортную систему пока сложно — нужно подождать результаты сезона и новой транспортной реформы. Однако удобство самокатов уже очевидно, особенно в часы пик и в районах с нехваткой общественного транспорта.

При этом важно учитывать обратную сторону — отношение жителей. «Мы фиксируем рост негатива из-за поведения части пользователей. Это езда вдвоём, втроём, игнорирование правил на пешеходных переходах. Поэтому в городе регулярно проходят рейды с участием ГИБДД и даже прокуратуры», — поясняет чиновник. В рейдах лично участвует прокурор Екатеринбурга, а на жалобы жителей оперативно реагируют сотрудники департамента транспорта.

На 30% меньше нарушений — за счёт диалога

Несмотря на критику, число нарушений в 2024 году снизилось на 30%. Этого удалось добиться не через жёсткие запреты, а благодаря постоянному контакту с операторами. 

«Мы связываемся с операторами каждую неделю — чаще всего в администрации, при участии замглавы города Рустама Галямова. Есть и общий чат, где обсуждаются нарушения и меры реагирования», — отмечает представитель мэрии.

Такой подход стал альтернативой запретам, которые применяли в других городах. Например, в Перми самокатам фактически перекрыли доступ в центр. Екатеринбург же сделал ставку на гибкие соглашения и предупредительный контроль.

Регистрационные номера и безопасность

Одной из практических мер стало внедрение крупных регистрационных номеров на самокатах. Первым шаг сделал Яндекс Go, затем к инициативе подключились другие операторы. До начала лета номера должны стать читаемыми с обеих сторон — это позволит быстрее идентифицировать нарушителей и фиксировать инциденты через камеры или фото от прохожих.

Дополнительно в городе внедряются зоны с ограничением скорости или полным запретом движения — например, в местах массового отдыха пешеходов.

Соглашения с операторами

​​Все операторы, работающие в Екатеринбурге, подписали официальные соглашения с администрацией. В них прописаны нормы эксплуатации, поведение в общественных пространствах, стандарты обслуживания и меры безопасности. 

«С одной стороны, мы обязаны обеспечить безопасность и комфорт для всех. С другой — понимаем, что самокаты удобны для части горожан. Компании идут навстречу и готовы подстраиваться под городские запросы», — подчёркивает представитель администрации.

Советы другим городам

Главный урок, который Екатеринбург вынес за несколько лет: кикшеринг — это не временное явление, а часть городской жизни. «Вступать в клинч с операторами — не лучшая стратегия. Целесообразно вести диалог, договариваться и гибко настраивать правила. Это выгоднее для всех — и для бизнеса, и для жителей», — уверен представитель администрации.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Юлия Цай

Что изменилось в кикшеринге за год: страховые случаи за 2024 год

Рынок кикшеринга растёт, а страховые риски — снижаются. Мы запросили статистику у «АльфаСтрахование» и посмотрели, как изменилось поведение пользователей за последние два года

От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

Зачем кикшеринги предлагают ввести авторизацию пользователей через Госуслуги? Мнение чиновников и экспертов

Операторы кикшеринга предложили ввести обязательную авторизацию пользователей через портал Госуслуги. По мнению компаний, это поможет ограничить доступ для несовершеннолетних и снизить число нарушений. Мы поговорили с экспертами в области транспорта и представителями власти о том, как это повлияет на ситуацию

Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление