Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Мы поговорили с представителем Департамента информационной политики Екатеринбурга и узнали, как выстроено взаимодействие с операторами, какие меры снижают число нарушений и чего не хватает для системного развития микромобильности.

* Транспортный сценарий в кикшеринге — это использование самоката для перемещения с функциональной целью.
Например, чтобы добраться до работы, учёбы или пересадки на другой транспорт

Самокаты — это транспорт, а не игрушка

Сегодня в Екатеринбурге работают три оператора кикшеринга: Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент. Арендные самокаты стали здесь просто транспортом. С началом сезона все три оператора нарастили парк. 

«Это уже не про развлечения. Горожане используют самокаты как средство передвижения из точки А в точку Б — и статистика операторов подтверждает это», — говорит представитель мэрии.

Удобно, но не для всех

Как отмечают в мэрии, оценивать влияние кикшеринга на городскую транспортную систему пока сложно — нужно подождать результаты сезона и новой транспортной реформы. Однако удобство самокатов уже очевидно, особенно в часы пик и в районах с нехваткой общественного транспорта.

При этом важно учитывать обратную сторону — отношение жителей. «Мы фиксируем рост негатива из-за поведения части пользователей. Это езда вдвоём, втроём, игнорирование правил на пешеходных переходах. Поэтому в городе регулярно проходят рейды с участием ГИБДД и даже прокуратуры», — поясняет чиновник. В рейдах лично участвует прокурор Екатеринбурга, а на жалобы жителей оперативно реагируют сотрудники департамента транспорта.

На 30% меньше нарушений — за счёт диалога

Несмотря на критику, число нарушений в 2024 году снизилось на 30%. Этого удалось добиться не через жёсткие запреты, а благодаря постоянному контакту с операторами. 

«Мы связываемся с операторами каждую неделю — чаще всего в администрации, при участии замглавы города Рустама Галямова. Есть и общий чат, где обсуждаются нарушения и меры реагирования», — отмечает представитель мэрии.

Такой подход стал альтернативой запретам, которые применяли в других городах. Например, в Перми самокатам фактически перекрыли доступ в центр. Екатеринбург же сделал ставку на гибкие соглашения и предупредительный контроль.

Регистрационные номера и безопасность

Одной из практических мер стало внедрение крупных регистрационных номеров на самокатах. Первым шаг сделал Яндекс Go, затем к инициативе подключились другие операторы. До начала лета номера должны стать читаемыми с обеих сторон — это позволит быстрее идентифицировать нарушителей и фиксировать инциденты через камеры или фото от прохожих.

Дополнительно в городе внедряются зоны с ограничением скорости или полным запретом движения — например, в местах массового отдыха пешеходов.

Соглашения с операторами

​​Все операторы, работающие в Екатеринбурге, подписали официальные соглашения с администрацией. В них прописаны нормы эксплуатации, поведение в общественных пространствах, стандарты обслуживания и меры безопасности. 

«С одной стороны, мы обязаны обеспечить безопасность и комфорт для всех. С другой — понимаем, что самокаты удобны для части горожан. Компании идут навстречу и готовы подстраиваться под городские запросы», — подчёркивает представитель администрации.

Советы другим городам

Главный урок, который Екатеринбург вынес за несколько лет: кикшеринг — это не временное явление, а часть городской жизни. «Вступать в клинч с операторами — не лучшая стратегия. Целесообразно вести диалог, договариваться и гибко настраивать правила. Это выгоднее для всех — и для бизнеса, и для жителей», — уверен представитель администрации.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление