Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Мы поговорили с представителем Департамента информационной политики Екатеринбурга и узнали, как выстроено взаимодействие с операторами, какие меры снижают число нарушений и чего не хватает для системного развития микромобильности.

* Транспортный сценарий в кикшеринге — это использование самоката для перемещения с функциональной целью.
Например, чтобы добраться до работы, учёбы или пересадки на другой транспорт

Самокаты — это транспорт, а не игрушка

Сегодня в Екатеринбурге работают три оператора кикшеринга: Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент. Арендные самокаты стали здесь просто транспортом. С началом сезона все три оператора нарастили парк. 

«Это уже не про развлечения. Горожане используют самокаты как средство передвижения из точки А в точку Б — и статистика операторов подтверждает это», — говорит представитель мэрии.

Удобно, но не для всех

Как отмечают в мэрии, оценивать влияние кикшеринга на городскую транспортную систему пока сложно — нужно подождать результаты сезона и новой транспортной реформы. Однако удобство самокатов уже очевидно, особенно в часы пик и в районах с нехваткой общественного транспорта.

При этом важно учитывать обратную сторону — отношение жителей. «Мы фиксируем рост негатива из-за поведения части пользователей. Это езда вдвоём, втроём, игнорирование правил на пешеходных переходах. Поэтому в городе регулярно проходят рейды с участием ГИБДД и даже прокуратуры», — поясняет чиновник. В рейдах лично участвует прокурор Екатеринбурга, а на жалобы жителей оперативно реагируют сотрудники департамента транспорта.

На 30% меньше нарушений — за счёт диалога

Несмотря на критику, число нарушений в 2024 году снизилось на 30%. Этого удалось добиться не через жёсткие запреты, а благодаря постоянному контакту с операторами. 

«Мы связываемся с операторами каждую неделю — чаще всего в администрации, при участии замглавы города Рустама Галямова. Есть и общий чат, где обсуждаются нарушения и меры реагирования», — отмечает представитель мэрии.

Такой подход стал альтернативой запретам, которые применяли в других городах. Например, в Перми самокатам фактически перекрыли доступ в центр. Екатеринбург же сделал ставку на гибкие соглашения и предупредительный контроль.

Регистрационные номера и безопасность

Одной из практических мер стало внедрение крупных регистрационных номеров на самокатах. Первым шаг сделал Яндекс Go, затем к инициативе подключились другие операторы. До начала лета номера должны стать читаемыми с обеих сторон — это позволит быстрее идентифицировать нарушителей и фиксировать инциденты через камеры или фото от прохожих.

Дополнительно в городе внедряются зоны с ограничением скорости или полным запретом движения — например, в местах массового отдыха пешеходов.

Соглашения с операторами

​​Все операторы, работающие в Екатеринбурге, подписали официальные соглашения с администрацией. В них прописаны нормы эксплуатации, поведение в общественных пространствах, стандарты обслуживания и меры безопасности. 

«С одной стороны, мы обязаны обеспечить безопасность и комфорт для всех. С другой — понимаем, что самокаты удобны для части горожан. Компании идут навстречу и готовы подстраиваться под городские запросы», — подчёркивает представитель администрации.

Советы другим городам

Главный урок, который Екатеринбург вынес за несколько лет: кикшеринг — это не временное явление, а часть городской жизни. «Вступать в клинч с операторами — не лучшая стратегия. Целесообразно вести диалог, договариваться и гибко настраивать правила. Это выгоднее для всех — и для бизнеса, и для жителей», — уверен представитель администрации.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Каршеринг и туризм: как аренда авто перезапускает внутренние поездки по России

Автотуризм в России переживает бум. В 2024 году число поездок по стране выросло на 10% и достигло рекордных 92 млн. Всё больше туристов арендуют автомобиль для своих путешествий. Так каршеринг становится не только сервисом для повседневных поездок, но и удобным инструментом для развития туризма — особенно в регионах, где важна транспортная доступность

Опасно ли допускать к управлению каршерингом 18-летних водителей

По закону водить автомобиль можно сразу после получения прав. Но когда разговор заходит о каршеринге, начинаются споры: не опасно ли допускать за руль прокатных машин вчерашних выпускников автошкол? 

В каких городах каршеринг полезен городу и удобен жителям

Есть мнение, что каршеринг актуален только в городах с многомиллионным населением, вроде Москвы или Санкт-Петербурга. На самом деле, каршеринг со всеми его преимуществами может развиваться и приносить пользу и в гораздо меньших городах

Юлия Цай

Екатеринбург и самокаты: как город сотрудничает с кикшерингом

В Екатеринбурге прокатные самокаты стали не развлечением, а частью транспортной системы. Город не вводит запреты — он выстраивает диалог: с операторами, жителями и силовыми структурами

Как города решают, где и какие парковки для СИМ устанавливать

Для пользователей арендный самокат хорош тем, что его можно взять в одном месте, а оставить в другом. Чтобы сохранить порядок и сделать микромобильность комфортной для всех, города выделяют специальные парковочные места для самокатов

Как соглашения и дорожные карты помогают городам сотрудничать с операторами кикшеринга

В одних городах кикшеринг уже стал частью транспортной системы, в других — только начинает внедряться. С ростом популярности самокатов возрастает и потребность в чётких, локально адаптированных правилах

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 22 по 29 апреля

BelkaCar запустил междугородние поездки, Делимобиль вышел в Ярославль, а Велобайк устроил распродажу старых велосипедов. Whoosh начисляет баллы за спокойную езду, каршеринги снижают возрастной порог, а штрафы за катание детей на самокатах выросли. В Москве на деньги от платных парковок благоустроят дворы, а кикшеринги ужесточают контроль за правилами

Юлия Цай

От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление