Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 15 по 22 апреля

МТС Юрент показал свои каргобайки, Whoosh усиливает интеграцию с метро, а Ситидрайв расширяет сотрудничество с автопроизводителями и выходит в прибыль. Кикшеринги ограничили скорость до 20 км/ч, Яндекс предложил единые правила для самокатов, а в Москве начали синхронизировать светофоры с навигатором

Новости рынка

  • МТС Юрент презентовал собственный каргобайк для перевозки электросамокатов и батарей. В столице уже тестируют 50 первых образцов таких ТС. В перспективе каргобайки могут использовать в том числе для задач региональных властей: от перевозки небольших грузов до поддержки городской инфраструктуры
  • Whoosh заключил соглашение о сотрудничестве с Московским метрополитеном. Ранее компания интегрировала Whoosh Pass в сервис «МультиТранспорт», затем пользователям была предоставлена возможность начать и завершить аренду по карте «Тройка». Следующий этап — интеграция в приложение «Метро Москвы» удобного механизма оплаты и выгодных тарифов для поездок на самокатах с учётом разных видов городского транспорта
  • Ситидрайв объявил о партнёрстве с международным автопроизводителем GAC Motor. Обслуживание авто будет осуществляться на базе собственной сети Ситидрайв — она включает четыре современных СТО. Ранее компания сообщала об открытии новой станции в Москве, а недавно запустила четвёртую СТО в Санкт-Петербурге площадью 865 квадратных метров. Общая площадь всех сервисных центров составляет около 8 тысяч квадратных метров

Безопасность

  • Сервисы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов во всех городах присутствия до 20 км/ч. Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта, призванного оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах

Регулирование

  • Яндекс предложил установить единые стандарты регулирования работы сервисов аренды самокатов в России. Среди них: ограничить максимальное количество самокатов на улицах, внедрить во всех городах системы верификации и проверки возраста и не только. Стоит отметить, что предложения компании отражают уже установившуюся среди сервисов практику

Инфраструктура

  • Московский ЦОДД совместно с 2ГИС запустили проект по синхронизации сигналов светофора с навигатором. Уже скоро актуальная информация о возможности проезда будет отображаться прямо на картах. Ожидается, что движение в столице станет более равномерным, поскольку водители смогут заранее притормаживать перед перекрёстками, а также точнее рассчитывать маршрут и чаще пользоваться «зелёным волнами»

Бизнес и инвестиции

  • Ситидрайв впервые вышел в прибыль: в 2024 году она составила 1,9 млрд рублей при выручке по РСБУ в 25 млрд рублей. Годом ранее выручка составила 10 млрд рублей, а чистый убыток — 121 млн рублей. При этом оборот Ситидрайва в 2024 году превысил 18 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2023 году. Компания за год увеличила автопарк на 27% до 19 тысяч автомобилей (25 брендов и 60 моделей).
  • На втором месте по чистой прибыли в 2024 году оказался каршеринг Делимобиль — восемь млн рублей против 1,9 млрд в 2023 году. Выручка в 2024 году достигла рекордных 27,9 млрд рублей (рост 34% год к году)
  • BelkaCar завершила год с убытками: выручка составила 4,3 млрд рублей против 5,3 млрд в 2023 году, убыток составил 579 млн рублей против прибыли в 48 млн рублей годом ранее. Каршеринг Яндекс Драйв не раскрывает свои финансовые показатели
  • В Делимобиле сообщили, что по итогам первого квартала 2025 года увеличили выручку от B2B-каршеринга на 44%. Сообщается, что такими продуктами сегодня активнее всего пользуются компании и предприниматели, которые работают в сферах строительства, транспорта, логистики и продаж

Цифра дня: операторы кикшеринга выписали 1 836 штрафов и заблокировали 4 326 пользователей с начала сезона в Екатеринбурге. Практически в половине случаев штрафы выписывались за неправильную парковку. Другие частые нарушения — неспешивание на пешеходном переходе и езда вдвоём на одном самокате/ Нарушения фиксируют специальные сотрудники операторов (скауты), правоохранительные органы, а также неравнодушные жители через бота


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление