Как сервисы каршеринга защищают своих водителей и других участников дорожного движения?

В предыдущей статье мы разобрали, чем машина каршеринга отличается от обычной. Набор «умного железа» и модификация внутреннего устройства автомобиля вносят существенный вклад в безопасность, усложняя его угон. Но это далеко не все меры, которые принимают сервисы.

Часть 1. Как операторы делают каршеринг безопасным

Проверка пользователей­

Для регистрации в сервисе каршеринга пользователь загружает в приложение:

  • сканы или фото водительского удостоверения;
  • первые страницы паспорта;
  • актуальное селфи.

Так компания связывает личность с конкретной учётной записью. Селфи могут запросить повторно перед началом любой поездки: легко «угнать» аккаунт и взять машину не получится.

Контроль за состоянием авто­

Телематика в машине позволяет контролировать использование автомобиля. Операторы в режиме реального времени видят, если пользователь превышает скоростные лимиты, резко разгоняется и тормозит. О том, что машину нужно водить аккуратно, система предупреждает через приложение.

Данные телематики и отзывы от пользователей помогают сервисам поддерживать автомобили в хорошем состоянии. У операторов есть свои механики и СТО, а также партнёрские организации, которые помогают поддерживать машины в должном состоянии.

Свои системы контроля за поведением автомобилей разрабатывают и страховщики. Так, «Ренессанс страхование» для оценки поведения водителей сегодня применяет систему Exodrive, в основе которой лежит нейросеть, обученная на базе данных 32 млн водителей и 400 млрд километров пробега. Система анализирует более 100 различных параметров, влияющих на аварийность, позволяя предотвращать ДТП.

Сотрудничество с городскими властями­

Формат сотрудничества варьируется в зависимости от региона. Например, в Москве операторы каршеринга в 2018 году подписали с властями совместную оферту. В её рамках определяется класс машин, оклейка, особенности работы телематики и передачи данных о поездках.

За расположением машин тщательно следят, чтобы они не мешали другим участникам дорожного движения и не заполняли все парковки в отдельных районах. В ответ операторы получают от города скидки на парковочные разрешения — соглашения об использовании платных парковок на особых условиях. Договоры заключаются и, например, с аэропортами, что ещё больше расширяет возможности каршеринга по сравнению с обычным прокатом авто.

Система рейтинга­

Система рейтинга служит для контроля и поощрения пользователей. Сервисы собирают статистику о том, как пользователь ведёт себя на дороге, после чего формируют общую оценку аккуратности водителя. Высокий рейтинг даёт доступ к более выгодным тарифам и большему выбору машин, а низкий может привести к ограничению доступа или даже блокировке.

Перспективные технологии­

Этим летом стало известно, что каршеринг Делимобиль совместно с Дептрансом Москвы и научно-исследовательским центром НАМИ будет тестировать модуль автоматического ограничения скорости на автомобилях. Пилот проекта запланирован на год и будет проводиться поэтапно. Как и на самокатах, технология физически ограничивает скорость, и ее нельзя отключить.

Часть 2. Как каршеринг снижает аварийность

Статистика и новости­

Иногда в новостях появляются громкие случаи аварий на каршеринге, где водители нарушают правила ПДД и устраивают гонки. Но такие эпизоды — лишь капля в море. Благодаря мерам, принимаемым операторами, аварийность снижается каждый год.

«За последние три года частота страховых обращений по каршерингу держится на уровне около 20% — из 100 застрахованных автомобилей повреждения заявляют примерно по 20 в год. В 2022 году показатель снизился до 19,3% (на 6% ниже средней), что связано с удорожанием автомобилей и дефицитом запчастей, заставившими водителей быть осторожнее. В 2024 году частота страховых случаев снова выросла и составила 20,9%».

Ренессанс страхование


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление