Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Как горожане используют кикшеринг в повседневной жизни

По данным операторов мы видим, что самокаты пока не воспринимаются как полноценный транспорт последней мили. Но в спальных районах транспортный сценарий растёт, и мы стараемся его поддерживать. 

Большинство пользователей кикшеринга — это молодёжь. Они ездят на самокатах до дома, работы, учёбы, ближайшей остановки. Конечно, остаётся и развлекательный сценарий — просто прокатиться, повеселиться, дойти до магазина. 

Ещё в 2024 году Уфа стала одним из первых городов России, где городские службы начали использовать электросамокаты для патрулирования парков и скверов. Это оказалось очень удобно — сотрудникам стало проще и быстрее охватить большую территорию. 

Как самокаты помогают решить транспортные задачи

Самокаты постепенно становятся частью транспортной системы. Это сезонный, но вполне рабочий способ закрыть транспортный спрос без затрат для города. И чем больше поездок в транспортном сценарии, тем лучше.

Так, автобус до подъезда не доедет, а самокат — доедет. Именно последний участок пути — от остановки до дома — СИМ закрывают очень эффективно. И людям это удобно. Особенно вечером и ночью, когда кикшеринг часто выбирают студенты, молодёжь и те, кто просто не хочет вызывать дорогое такси. Мы не хотим лишать людей удобства. 

Как в городе борются с нарушителями на самокатах

Сервисы блокируют и штрафуют нарушителей. Штрафы доходят
до 5 000 ₽ — их выписывают за езду по тротуарам, проезжей части, порчу самокатов и передачу устройства несовершеннолетним. Если за рулём оказывается ребёнок, его аккаунт также блокируют.

Особенно тревожны случаи, когда дети выезжают на проезжую часть.
Поэтому мы поддерживаем инициативу кикшерингов ввести авторизацию через Госуслуги: эта функция поможет отсечь несовершеннолетних пользователей.

Как Уфа регулирует работу операторов кикшеринга

В конце прошлого года мы приняли документ, который зафиксировал правила работы кикшеринга. В нём определены опасные зоны, где возможны ДТП, введены мероприятия по снижению скорости, требования по нанесению разметки. Там же прописаны ограничения по возрасту, запрет езды вдвоём и другие требования. 

Мы в постоянном диалоге с операторами, у нас есть рабочий чат. Например, если мы видим неправильную парковку и пишем об этой проблеме, они её оперативно устраняют — по регламенту у них есть на это 5 часов, но чаще это происходит буквально за час. Операторы соблюдают зоны замедления, за свой счёт размещают соцрекламу и наносят разметки на парковках, сами проявляют инициативу в вопросах безопасности и удобства пользователей. Я вижу большой потенциал в нашей совместной работе. 


Рекомендации

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление