Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина.

Как горожане используют кикшеринг в повседневной жизни

По данным операторов мы видим, что самокаты пока не воспринимаются как полноценный транспорт последней мили. Но в спальных районах транспортный сценарий растёт, и мы стараемся его поддерживать. 

Большинство пользователей кикшеринга — это молодёжь. Они ездят на самокатах до дома, работы, учёбы, ближайшей остановки. Конечно, остаётся и развлекательный сценарий — просто прокатиться, повеселиться, дойти до магазина. 

Ещё в 2024 году Уфа стала одним из первых городов России, где городские службы начали использовать электросамокаты для патрулирования парков и скверов. Это оказалось очень удобно — сотрудникам стало проще и быстрее охватить большую территорию. 

Как самокаты помогают решить транспортные задачи

Самокаты постепенно становятся частью транспортной системы. Это сезонный, но вполне рабочий способ закрыть транспортный спрос без затрат для города. И чем больше поездок в транспортном сценарии, тем лучше.

Так, автобус до подъезда не доедет, а самокат — доедет. Именно последний участок пути — от остановки до дома — СИМ закрывают очень эффективно. И людям это удобно. Особенно вечером и ночью, когда кикшеринг часто выбирают студенты, молодёжь и те, кто просто не хочет вызывать дорогое такси. Мы не хотим лишать людей удобства. 

Как в городе борются с нарушителями на самокатах

Сервисы блокируют и штрафуют нарушителей. Штрафы доходят
до 5 000 ₽ — их выписывают за езду по тротуарам, проезжей части, порчу самокатов и передачу устройства несовершеннолетним. Если за рулём оказывается ребёнок, его аккаунт также блокируют.

Особенно тревожны случаи, когда дети выезжают на проезжую часть.
Поэтому мы поддерживаем инициативу кикшерингов ввести авторизацию через Госуслуги: эта функция поможет отсечь несовершеннолетних пользователей.

Как Уфа регулирует работу операторов кикшеринга

В конце прошлого года мы приняли документ, который зафиксировал правила работы кикшеринга. В нём определены опасные зоны, где возможны ДТП, введены мероприятия по снижению скорости, требования по нанесению разметки. Там же прописаны ограничения по возрасту, запрет езды вдвоём и другие требования. 

Мы в постоянном диалоге с операторами, у нас есть рабочий чат. Например, если мы видим неправильную парковку и пишем об этой проблеме, они её оперативно устраняют — по регламенту у них есть на это 5 часов, но чаще это происходит буквально за час. Операторы соблюдают зоны замедления, за свой счёт размещают соцрекламу и наносят разметки на парковках, сами проявляют инициативу в вопросах безопасности и удобства пользователей. Я вижу большой потенциал в нашей совместной работе. 


Рекомендации

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Почему частные самокаты без регулирования опасны

В России снова обсуждают полный запрет аренды самокатов. Сначала запрет предложил депутат Сергей Миронов, теперь — мэр Краснодара Евгений Наумов: «Руками и ногами поддерживаю полный запрет этих СИМов».

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление