Юлия Цай

Запрет использовать электросамокаты ночью. Зачем Тюмень лишает жителей транспорта?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди предложений — запрет на ночные поездки с 22:00 до 07:00

Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и авторов блогов о городской среде, чтобы понять, к чему приведут такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее.

По новому регламенту, использовать прокатные СИМ ночью будет нельзя. До до 31 августа запрет с 22:00 до 06:00, а с сентября — до 07:00.

МВД не публикует статистику аварий по СИМ в ночное время. Но данные по велосипедам показывают: более 80% ДТП происходят днём.

«Ночью почти нет пешеходов. Это как раз самое безопасное время для СИМ. В темноте люди не толпятся на тротуарах, движения меньше, а значит — меньше рисков».

Виталий Гаевский

«Ограничения по ночному использованию самокатов делают недоступными транспортные корреспонденции в период, когда другие варианты перемещений резко ограничены: общественный транспорт не ходит или ходит редко, перемещения пешком небезопасны, а стоимость поездки на такси может быть высокой.

 

В связи с отсутствием данных по числу нарушений или ДТП в ночные часы, мера кажется не объективной и ухудшающей права людей на мобильность. Это так же может сказать на изменении (маргинализации) в целом ночной жизни и поведения людей вечером в городе, например, через снижение числа жителей на улице».

Алексей Радченко

«В некоторых городах арендные самокаты и велосипеды — это единственный доступный способ передвижения ночью, замещающий общественный транспорт, потому что общественный транспорт уже не работает, а каршеринг есть не везде и доступен не всем».

Дмитрий Кудинов

«В 22 часа и позже многие женщины, особенно молодые, всё ещё находятся вне дома — и это нормально. Как им передвигаться по городу? Автобусы уже почти не ходят, такси небезопасно — нередко водители ведут себя агрессивно или позволяют себе лишнее. Пешком — далеко и тем более рискованно.

 

Самокат двигается быстро и маневренность у него высокая. На нём можно издалека заметить опасность — человека или группу — и объехать их безопасным маршрутом. Даже если кто-то и заметит — догнать не сможет.

 

Очевидно, что такой запрет ставит женщин — как более уязвимую к насилию часть жителей города — в опасное положение и увеличивает риски для их жизни, здоровья и благополучия. И эти риски гораздо выше, чем те, которые может создать женщина на самокате.

 

Если в городе нет женского такси или оно малодоступно, важно оставить для женщин возможность пользоваться арендными самокатами в любое время суток — в том числе ночью».

Марина Авраменко

Согласно последнему опросу Dott, 33% женщин-пользователей арендуют Dott, чтобы доехать до дома ночью без страха (Dott — это крупный оператор шеринга электросамокатов и электровелосипедов, действующий в десятках городов мира с 2018 года)

«Мне кажется эта идея вредной. Хотя такие ограничения придумали не в Тюмени и не в России. В том же Чикаго электросамокаты блокируются с 22:00 до 5:00. Для исключения езды в состоянии алкогольного опьянения ночные ограничения вводятся в Скандинавских странах. Но не только же из бара можно ехать поздно вечером! От нововведений выиграют только таксисты».

Аркадий Каюгин

Но вместо точечного регулирования город выбирает запреты — и тем лишает Тюмень одного из видов транспорта, который мог помочь добраться домой.

«С точки зрения чиновников, самокаты стали новой проблемой — появились жалобы от пешеходов, увеличилась аварийность. Решений тут два: либо развивать велоинфраструктуру, что требует усилий, времени и политической воли. Либо идти по знакомому пути: ограничивать, запрещать и упрощать. И мы как раз это и наблюдаем.

 

Есть аварии ночью — значит, запретим самокаты ночью. Есть ДТП на перекрёстке — вместо анализа аварийности, редизайна, оценки треугольников видимости и работы в рамках Vision Zero, просто блокируем самокаты. До абсурда: фактически превращаем их в недвижимость.

 

К сожалению, это не разовый сбой, а симптом — система не умеет работать с новыми вызовами и решает проблемы так, как привыкла: через запреты.

 

Из-за новых ограничений самокат перестаёт быть транспортом. Он теряет свои ключевые преимущества, а пользователи просто уйдут. Мы наблюдаем, как город отказывается от новой мобильности».

Аркадий Каюгин


Рекомендации

Юлия Цай

От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч

Юлия Цай

Тюмень тормозит самокаты. Зачем городу ограничения, которые делают транспорт бесполезным?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, планируется ограничить скорость движения до 10 км/ч по всему городу, до 20 км/ч — на велодорожках и велополосах

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 15 по 22 апреля

МТС Юрент показал свои каргобайки, Whoosh усиливает интеграцию с метро, а Ситидрайв расширяет сотрудничество с автопроизводителями и выходит в прибыль. Кикшеринги ограничили скорость до 20 км/ч, Яндекс предложил единые правила для самокатов, а в Москве начали синхронизировать светофоры с навигатором

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление