Юлия Цай

Запрет использовать электросамокаты ночью. Зачем Тюмень лишает жителей транспорта?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди предложений — запрет на ночные поездки с 22:00 до 07:00

Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и авторов блогов о городской среде, чтобы понять, к чему приведут такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее.

По новому регламенту, использовать прокатные СИМ ночью будет нельзя. До до 31 августа запрет с 22:00 до 06:00, а с сентября — до 07:00.

МВД не публикует статистику аварий по СИМ в ночное время. Но данные по велосипедам показывают: более 80% ДТП происходят днём.

«Ночью почти нет пешеходов. Это как раз самое безопасное время для СИМ. В темноте люди не толпятся на тротуарах, движения меньше, а значит — меньше рисков».

Виталий Гаевский

«Ограничения по ночному использованию самокатов делают недоступными транспортные корреспонденции в период, когда другие варианты перемещений резко ограничены: общественный транспорт не ходит или ходит редко, перемещения пешком небезопасны, а стоимость поездки на такси может быть высокой.

 

В связи с отсутствием данных по числу нарушений или ДТП в ночные часы, мера кажется не объективной и ухудшающей права людей на мобильность. Это так же может сказать на изменении (маргинализации) в целом ночной жизни и поведения людей вечером в городе, например, через снижение числа жителей на улице».

Алексей Радченко

«В некоторых городах арендные самокаты и велосипеды — это единственный доступный способ передвижения ночью, замещающий общественный транспорт, потому что общественный транспорт уже не работает, а каршеринг есть не везде и доступен не всем».

Дмитрий Кудинов

«В 22 часа и позже многие женщины, особенно молодые, всё ещё находятся вне дома — и это нормально. Как им передвигаться по городу? Автобусы уже почти не ходят, такси небезопасно — нередко водители ведут себя агрессивно или позволяют себе лишнее. Пешком — далеко и тем более рискованно.

 

Самокат двигается быстро и маневренность у него высокая. На нём можно издалека заметить опасность — человека или группу — и объехать их безопасным маршрутом. Даже если кто-то и заметит — догнать не сможет.

 

Очевидно, что такой запрет ставит женщин — как более уязвимую к насилию часть жителей города — в опасное положение и увеличивает риски для их жизни, здоровья и благополучия. И эти риски гораздо выше, чем те, которые может создать женщина на самокате.

 

Если в городе нет женского такси или оно малодоступно, важно оставить для женщин возможность пользоваться арендными самокатами в любое время суток — в том числе ночью».

Марина Авраменко

Согласно последнему опросу Dott, 33% женщин-пользователей арендуют Dott, чтобы доехать до дома ночью без страха (Dott — это крупный оператор шеринга электросамокатов и электровелосипедов, действующий в десятках городов мира с 2018 года)

«Мне кажется эта идея вредной. Хотя такие ограничения придумали не в Тюмени и не в России. В том же Чикаго электросамокаты блокируются с 22:00 до 5:00. Для исключения езды в состоянии алкогольного опьянения ночные ограничения вводятся в Скандинавских странах. Но не только же из бара можно ехать поздно вечером! От нововведений выиграют только таксисты».

Аркадий Каюгин

Но вместо точечного регулирования город выбирает запреты — и тем лишает Тюмень одного из видов транспорта, который мог помочь добраться домой.

«С точки зрения чиновников, самокаты стали новой проблемой — появились жалобы от пешеходов, увеличилась аварийность. Решений тут два: либо развивать велоинфраструктуру, что требует усилий, времени и политической воли. Либо идти по знакомому пути: ограничивать, запрещать и упрощать. И мы как раз это и наблюдаем.

 

Есть аварии ночью — значит, запретим самокаты ночью. Есть ДТП на перекрёстке — вместо анализа аварийности, редизайна, оценки треугольников видимости и работы в рамках Vision Zero, просто блокируем самокаты. До абсурда: фактически превращаем их в недвижимость.

 

К сожалению, это не разовый сбой, а симптом — система не умеет работать с новыми вызовами и решает проблемы так, как привыкла: через запреты.

 

Из-за новых ограничений самокат перестаёт быть транспортом. Он теряет свои ключевые преимущества, а пользователи просто уйдут. Мы наблюдаем, как город отказывается от новой мобильности».

Аркадий Каюгин


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление