Юлия Цай

Тюмень тормозит самокаты. Зачем городу ограничения, которые делают транспорт бесполезным?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, планируется ограничить скорость движения до 10 км/ч по всему городу, до 20 км/ч — на велодорожках и велополосах

Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и авторов блогов о городской среде, чтобы понять, к чему приведут такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее.

«10 км/ч — это даже не скорость. Механический самокат разгоняется до 14 км/ч, а тут на электросамокате предлагается ехать медленнее. На такой скорости теряется не только смысл поездки, но и устойчивость — человек не может нормально управлять СИМ».

Виталий Гаевский

«Ограничение в 10 км/ч делает самокаты практически бесполезными в транспортном плане, так как с учетом остановок и пауз, средняя скорость упадет практически до пешеходной.

 

При этом ограничение в 20 км на велодорожках не играет особой роли, так как соответствующей инфраструктуры нет в достаточном объеме. Более того, не ясны причины такого ограничения, статистики или каких-либо доказательств что скорость в 10 км более безопасна не приводится. Ночных ограничений для автомобилей или других транспортных средств нет»

Алексей Радченко

«Снижение скорости электросамокатов до 10 км/ч на всей территории города лишает их транспортной функции. При перемещении на небольшие расстояния в центре города электросамокаты вполне неплохо конкурировали с такси.>

 

При снижении скорости до 10 км/ч стоимость поездки на то же расстояние вырастет примерно вдвое. И на такси будет дешевле и быстрее.

 

При снижении скорости число активных пользователей кикшеринга явно снизится. Окупится ли это снижение увеличением средней стоимости поездки — прогнозировать сложно».

Аркадий Каюгин

«Я категорически против ограничения скорости самокатов до 10 км/ч. Это правило абсолютно не обосновано ни с точки зрения логики, ни с точки зрения городской мобильности.

 

10 км/ч — это минимальная скорость, на которой двухколёсный транспорт в принципе может устойчиво ехать. Такая мера резко снижает мобильность — как граждан, так и служб доставки. Самокат перестаёт быть транспортом.

 

Главная причина таких ограничений, как заявили сами городские власти, — отсутствие велоинфраструктуры. То есть логика следующая: «Мы не сделали велополосы — и вместо этого ограничим скорость». Но разве не власти отвечают за инфраструктуру? Ведь именно у них есть бюджет и полномочия планировать и строить.

 

Если сравнивать с автомобилями, это выглядело бы так: мы не построили дороги, поэтому разрешим машинам ездить только со скоростью 10 км/ч. Но ведь задача автопроизводителей — не прокладывать дороги. Так почему кикшеринговые операторы или граждане должны компенсировать отсутствие городского планирования?

 

Важно понимать: электросамокат даёт доступность в радиусе 5 км — это альтернатива личному автомобилю, особенно для коротких поездок. Это снижает нагрузку на общественный транспорт, уменьшает трафик, снижает необходимость покупать машину. Особенно для тех, кто не возит детей и передвигается по району.

 

Снижение разрешённой скорости в 2,5 раза (с 25 до 10 км/ч) — это катастрофа с точки зрения транспортной эффективности».

Александр Шумский

«Если «обезопасить город» только за счёт регулирования прокатных СИМ, то это не решат главную проблему.

 

В городе много других видов индивидуальной мобильности, которые не регулируются также централизовано как кикшеринг: частные электросамокаты (часто мощнее прокатных), моноколёса, электровелосипеды, а также работники служб доставок, которые часто ездят фактически на электро-мопедах и электро-мотоциклах, маскируя их под СИМ.

 

Эти участники движения тоже нарушают правила, могут быть мощнее, быстрее и потенциально опаснее, но программно-аппаратных ограничений для них не предусмотрено.

 

Даже если кикшеринги выполнят все условия, город может не увидеть ожидаемого улучшения, потому что сохраняется много других участниках движения на СИМ.

 

Ограничения, направленные только на кикшеринги, — это шаг в сторону определения оптимального баланса между допустимыми характеристиками СИМ и безопасностью их эксплуатации, однако это может не привести к желаемым результатам».

Дмитрий Кудинов

А как в других странах?

«В мировой практике снижения скорости электросамокатов до 10 км/ч на всей территории города, кажется, не было. Даже в «тихих» зонах ограничения обычно 13-16 км/ч (8-10 миль/час).

 

Однако есть города, где езда по тротуарам на электросамокатах полностью запрещена и карается штрафом. Как правило, это предусматривает наличие развитой велоинфраструктуры, чем Тюмень пока похвастаться не может. Иногда вводят ограничение скорости на первую поездку для вновь зарегистрированных пользователей.

 

В Чикаго, например ограничение для таких поездок составляет как раз 10 км/ч. Это выглядит вполне разумно. Такое ограничение можно ввести, например, на первые поездки, или первые километры для нового пользователя».

Аркадий Каюгин

Скорость не влияет на аварии

Если опираться на исследования транспортных экспертов из МАДИ, скорость 20–25 км/ч не является ключевым фактором ДТП. Аварии происходят из-за:

  • езды вдвоём;
  • проезда через дорогу в неположенном месте;
  • слишком юного возраста водителя.

Но вместо точечного регулирования город выбирает ограничение скорости — и тем лишает Тюмень одного из видов транспорта.

«С точки зрения чиновников, самокаты стали новой проблемой — появились жалобы от пешеходов, увеличилась аварийность. Решений тут два: либо развивать велоинфраструктуру, что требует усилий, времени и политической воли. Либо идти по знакомому пути: ограничивать, запрещать и упрощать. И мы как раз это и наблюдаем.

 

Есть аварии ночью — значит, запретим самокаты ночью. Есть ДТП на перекрёстке — вместо анализа аварийности, редизайна, оценки треугольников видимости и работы в рамках Vision Zero, просто блокируем самокаты. До абсурда: фактически превращаем их в недвижимость.

 

К сожалению, это не разовый сбой, а симптом — система не умеет работать с новыми вызовами и решает проблемы так, как привыкла: через запреты.

 

Из-за новых ограничений самокат перестаёт быть транспортом. Он теряет свои ключевые преимущества, а пользователи просто уйдут. Мы наблюдаем, как город отказывается от новой мобильности».

Аркадий Гершман


Рекомендации

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление