Самокат напрокат: 
как устроены поездки 
и кто следит за безопасностью

Арендные самокаты становятся частью транспортной жизни больших городов. Россияне пользуются кикшерингом, чтобы успеть на работу, добраться до места учёбы или до ближайшей остановки. А навигаторы показывают, как можно сократить путь с помощью самокатов там, где не ездит другой вид транспорта.

Источник: Мобилити. 2025. #1

Рассказываем, как устроен шеринг самокатов, и что делают операторы для защиты водителей и других участников дорожного движения.

Как проходит поездка

Пользователь открывает приложение кикшеринга, находит ближайший самокат, бронирует его и сканирует QR-код для разблокировки. После поездки он завершает аренду в приложении и оставляет самокат в разрешённой зоне парковки. Оплата списывается автоматически.

Рассмотрим подробнее процесс аренды самоката от первичной регистрации до завершения поездки.

1️⃣ Шаг 1. Регистрация в приложении

У каждого оператора есть специальное приложение для аренды самокатов, в котором нужно зарегистрироваться. Иначе начать поездку будет невозможно. Этот шаг пользователь проходит только один раз — после установки приложения.

Для создания аккаунта операторы запрашивают:

  • Контактные данные и банковскую карту
    Так гарантируется оплата поездок и, в случае необходимости, штрафов и материального ущерба.
  • Возраст
    В большинстве сервисов аренда доступна от 18 лет, в некоторых городах cамокаты Whoosh можно арендовать с 16 лет с ограничением скорости.

Как проверяется возраст при регистрации?

По закону обязательной проверки возраста нет: действующие ПДД допускают использование самокатов с 14 лет.

Операторы кикшеринга проверяют возраст по своей инициативе. Так, МТС Юрент использует сервис аутентификации MTC ID. С помощью него в 2024 году кикшеринг выявил и заблокировал более 10 тысяч аккаунтов несовершеннолетних пользователей.

Whoosh определяет возраст пользователя при помощи авторизации через ID банка, где содержится информация
о владельце счета.

Новый способ авторизации в Москве

С 2025 года арендовать электросамокат в Москве смогут только лица старше 18 лет после верификации через аккаунт на портале mos.ru.

  • Если профиля на mos.ru пока нет, нужно зарегистрироваться.
  • При регистрации можно использовать учётную запись на портале «Госуслуги», а также «Сбер» ID, T-ID (T-Банк), ВТБ ID или «Альфа» ID.

Если пользователь не пройдет верификацию через mos.ru, у него будет тестовый период на 5 поездок. После 5 поездок без привязки аккаунта арендовать самокаты не получится.

2️⃣ Шаг 2. Аренда самоката

После регистрации все пользователи проходят один путь в приложении. Рассмотрим его подробнее.

Поиск самоката

По карте в приложении

Пользователь видит ближайшие самокаты, их уровень заряда, номерной знак и стоимость минуты поездки. Во многих сервисах можно заранее забронировать самокат на 10–15 минут, чтобы никто другой не смог его взять. Это удобно, если нужна уверенность, что транспорт будет доступен, например, после выхода из дома.

На месте

Если самокат стоит перед глазами, достаточно открыть приложение на телефоне и начать поездку. Если оно не установлено, придётся сначала скачать приложение и зарегистрироваться.

Разблокировка самоката

Чтобы начать поездку, нужно активировать самокат — отсканировать QR-код на руле в приложении. Это связывает устройство с аккаунтом пользователя и его банковской картой. Если сканирование проходит успешно, самокат подаст световой и звуковой сигналы в подтверждение разблокировки.

Как защищают электросамокаты от угона?

Забрать самокат без активации не получится. Заблокированные колёса и встроенная сигнализация предотвращают несанкционированное перемещение, а оператор контролирует местоположение всех устройств в режиме реального времени.

Проверка технического состояния самоката

Перед поездкой пользователь проверяет самокат: корпус, колёса, тормоза и заряд батареи. Если обнаружена неисправность, через приложение можно сообщить о проблеме и выбрать другой самокат. Операторы отслеживают все жалобы, и скрывают такие устройства с карт, чтобы другие пользователи не смогли их арендовать. После этого проводится ремонт на месте или в техническом центре.

3️⃣ Шаг 3. Поездка по городу 

Чтобы начать движение, нужно сперва оттолкнуться ногой, и уже потом включится электродвигатель. Управлять устройством легко: руль поможет выбрать направление, а ручки газа и тормоза — контролировать скорость.

Современные самокаты имеют широкие колёса и низкий центр тяжести для устойчивости, что особенно важно при поворотах и перемещении по неровной дороге.

Какие правила регулируют кикшеринг?

Пользователи самокатов так же, как и другие участники дорожного движения, должны соблюдать правила, которые контролируются ПДД РФ и Постановлением Правительства, которое вступило в силу с 1 марта 2023 года.

В ПДД в том числе запрещено:

  • Передвигаться со скоростью выше 25 км/ч;
  • Управлять самокатом в состоянии алкогольного 
и наркотического опьянения;
  • Ездить вдвоём на одном самокате;
  • Пересекать пешеходные переходы, не спешившись.

Скоростные ограничения и медленные зоны

В отличие от частных самокатов, которые по умолчанию могут разгоняться выше допустимой скорости, в кикшеринговых самокатах скорость запрограммирована в самом устройстве. На нем невозможно разогнаться выше 25 км/ч, а в медленных зонах скорость автоматически снижается.

Медленные зоны

Это участки, на которых скорость СИМ ограничена. Обычно они располагаются вблизи транспортных пересадочных узлов, парков, скверов, жилых кварталов и на оживлённых улицах.

Например, в Парке Горького — популярного места для прогулок, действует ограничение в 10 км/ч, а в зоне делового центра Москва-Сити, где много офисных заданий и интенсивные пешеходные потоки, — 15 км/ч.

Запретные зоны

Районы города, в которых на самокатах ездить нельзя. Если пользователь попытается заехать в эти зоны, самокат будет постепенно замедляться и остановится.

Такие зоны могут устанавливаться из-за большого количества людей, например, в Москве на Старом Арбате — пешеходной улице, Красной площади или в парке Зарядье. Также в список запретных зон могут попасть участки с повышенной аварийностью.

Инциденты на дороге: нарушения и ДТП

Пользователи кикшеринга находятся под особым контролем. Правила сервисов часто шире и строже, чем текущее ПДД. Это делает поездки на арендованных самокатах более предсказуемыми и безопасными.

Страховка

В отличие от частных самокатов, флот кикшеринга застрахован. При аренде устройства пользователи автоматически получают базовую страховку жизни и здоровья. А за дополнительную плату можно приобрести расширенный пакет, включающий, например, страхование имущества или ущерба третьим лицам.

Ответственность за повреждение устройства

Если пользователь повредит самокат, он несёт ответственность за ущерб. Оператор может потребовать возмещения затрат на ремонт или замену устройства в случае умышленного повреждения или грубой неосторожности. Суммы компенсаций и условия страховки могут отличаться в зависимости от оператора.

Штрафы за нарушения

Сотрудники ГИБДД штрафуют за нарушение ПДД, а операторы кикшеринга могут заблокировать пользователя или выписать штраф занарушение правил оферты.

За 2024 год в Москве операторы Whoosh, Яндекс Go и МТС Юрент выписали более 132 тысяч штрафов. Аккаунты более 127 тысяч пользователей были заблокированы за нарушения.

Обычно суммы варьируются от 500 до 3 000 ₽. Но за серьёзные нарушения, например, езду в нетрезвом состоянии, штрафы могут достигать 150 000 ₽, как у Яндекс Go.

Езда вдвоём

Движение вдвоём на одном самокате значительно увеличивает риск аварий и травм, поэтому операторы запрещают такие поездки.

Как отслеживается езда вдвоём?

Это нарушение обычно фиксируется с помощью фотодоказательств или благодаря системам, автоматически определяющим количество людей на самокате.

В 2024 году Whoosh первым среди кикшеринговых сервисов запустил технологию «Антитандем». Система оценивает более 50 показателей о поездке и выявляет именно те случаи, 
когда на самокате едет больше одного человека.

Яндекс Go к сезону 2025 года планирует запустить свою технологию, которая будет анализировать 120 параметров,
и в случае, если на самокате стоит больше одного человека, скорость будет снижаться до 5 км/ч.

4️⃣ Шаг 4. Завершение поездки   

Парковать самокат можно только в зонах, отмеченных на карте приложения. Если оставить его в неправильном месте, сервис начислит штраф. После нажатия на кнопку «Завершить поездку», самокат отключится, а оплата спишется автоматически.

А если хочется отойти и пока не завершать аренду?

У большинства сервисов есть режим ожидания: можно сделать короткую остановку, например, чтобы зайти в магазин. Самокат нужно припарковать так, чтобы он никому не мешал, но для этого необязательно искать разрешённую зону. При этом аренда продолжается по сниженной ставке.

Время в режиме ожидания ограничено, и если пользователь надолго задерживается, стоимость поездки снова начинает считаться по обычному тарифу.

Операторы уделяют особое внимание безопасности и стремятся улучшать культуру вождения. В отличие от производителей личных самокатов, у них есть возможность использовать умные технологии и централизованно следить за соблюдением правил.


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление