Самокат напрокат: 
как устроены поездки 
и кто следит за безопасностью

Арендные самокаты становятся частью транспортной жизни больших городов. Россияне пользуются кикшерингом, чтобы успеть на работу, добраться до места учёбы или до ближайшей остановки. А навигаторы показывают, как можно сократить путь с помощью самокатов там, где не ездит другой вид транспорта.

Источник: Мобилити. 2025. #1

Рассказываем, как устроен шеринг самокатов, и что делают операторы для защиты водителей и других участников дорожного движения.

Как проходит поездка

Пользователь открывает приложение кикшеринга, находит ближайший самокат, бронирует его и сканирует QR-код для разблокировки. После поездки он завершает аренду в приложении и оставляет самокат в разрешённой зоне парковки. Оплата списывается автоматически.

Рассмотрим подробнее процесс аренды самоката от первичной регистрации до завершения поездки.

1️⃣ Шаг 1. Регистрация в приложении

У каждого оператора есть специальное приложение для аренды самокатов, в котором нужно зарегистрироваться. Иначе начать поездку будет невозможно. Этот шаг пользователь проходит только один раз — после установки приложения.

Для создания аккаунта операторы запрашивают:

  • Контактные данные и банковскую карту
    Так гарантируется оплата поездок и, в случае необходимости, штрафов и материального ущерба.
  • Возраст
    В большинстве сервисов аренда доступна от 18 лет, в некоторых городах cамокаты Whoosh можно арендовать с 16 лет с ограничением скорости.

Как проверяется возраст при регистрации?

По закону обязательной проверки возраста нет: действующие ПДД допускают использование самокатов с 14 лет.

Операторы кикшеринга проверяют возраст по своей инициативе. Так, МТС Юрент использует сервис аутентификации MTC ID. С помощью него в 2024 году кикшеринг выявил и заблокировал более 10 тысяч аккаунтов несовершеннолетних пользователей.

Whoosh определяет возраст пользователя при помощи авторизации через ID банка, где содержится информация
о владельце счета.

Новый способ авторизации в Москве

С 2025 года арендовать электросамокат в Москве смогут только лица старше 18 лет после верификации через аккаунт на портале mos.ru.

  • Если профиля на mos.ru пока нет, нужно зарегистрироваться.
  • При регистрации можно использовать учётную запись на портале «Госуслуги», а также «Сбер» ID, T-ID (T-Банк), ВТБ ID или «Альфа» ID.

Если пользователь не пройдет верификацию через mos.ru, у него будет тестовый период на 5 поездок. После 5 поездок без привязки аккаунта арендовать самокаты не получится.

2️⃣ Шаг 2. Аренда самоката

После регистрации все пользователи проходят один путь в приложении. Рассмотрим его подробнее.

Поиск самоката

По карте в приложении

Пользователь видит ближайшие самокаты, их уровень заряда, номерной знак и стоимость минуты поездки. Во многих сервисах можно заранее забронировать самокат на 10–15 минут, чтобы никто другой не смог его взять. Это удобно, если нужна уверенность, что транспорт будет доступен, например, после выхода из дома.

На месте

Если самокат стоит перед глазами, достаточно открыть приложение на телефоне и начать поездку. Если оно не установлено, придётся сначала скачать приложение и зарегистрироваться.

Разблокировка самоката

Чтобы начать поездку, нужно активировать самокат — отсканировать QR-код на руле в приложении. Это связывает устройство с аккаунтом пользователя и его банковской картой. Если сканирование проходит успешно, самокат подаст световой и звуковой сигналы в подтверждение разблокировки.

Как защищают электросамокаты от угона?

Забрать самокат без активации не получится. Заблокированные колёса и встроенная сигнализация предотвращают несанкционированное перемещение, а оператор контролирует местоположение всех устройств в режиме реального времени.

Проверка технического состояния самоката

Перед поездкой пользователь проверяет самокат: корпус, колёса, тормоза и заряд батареи. Если обнаружена неисправность, через приложение можно сообщить о проблеме и выбрать другой самокат. Операторы отслеживают все жалобы, и скрывают такие устройства с карт, чтобы другие пользователи не смогли их арендовать. После этого проводится ремонт на месте или в техническом центре.

3️⃣ Шаг 3. Поездка по городу 

Чтобы начать движение, нужно сперва оттолкнуться ногой, и уже потом включится электродвигатель. Управлять устройством легко: руль поможет выбрать направление, а ручки газа и тормоза — контролировать скорость.

Современные самокаты имеют широкие колёса и низкий центр тяжести для устойчивости, что особенно важно при поворотах и перемещении по неровной дороге.

Какие правила регулируют кикшеринг?

Пользователи самокатов так же, как и другие участники дорожного движения, должны соблюдать правила, которые контролируются ПДД РФ и Постановлением Правительства, которое вступило в силу с 1 марта 2023 года.

В ПДД в том числе запрещено:

  • Передвигаться со скоростью выше 25 км/ч;
  • Управлять самокатом в состоянии алкогольного 
и наркотического опьянения;
  • Ездить вдвоём на одном самокате;
  • Пересекать пешеходные переходы, не спешившись.

Скоростные ограничения и медленные зоны

В отличие от частных самокатов, которые по умолчанию могут разгоняться выше допустимой скорости, в кикшеринговых самокатах скорость запрограммирована в самом устройстве. На нем невозможно разогнаться выше 25 км/ч, а в медленных зонах скорость автоматически снижается.

Медленные зоны

Это участки, на которых скорость СИМ ограничена. Обычно они располагаются вблизи транспортных пересадочных узлов, парков, скверов, жилых кварталов и на оживлённых улицах.

Например, в Парке Горького — популярного места для прогулок, действует ограничение в 10 км/ч, а в зоне делового центра Москва-Сити, где много офисных заданий и интенсивные пешеходные потоки, — 15 км/ч.

Запретные зоны

Районы города, в которых на самокатах ездить нельзя. Если пользователь попытается заехать в эти зоны, самокат будет постепенно замедляться и остановится.

Такие зоны могут устанавливаться из-за большого количества людей, например, в Москве на Старом Арбате — пешеходной улице, Красной площади или в парке Зарядье. Также в список запретных зон могут попасть участки с повышенной аварийностью.

Инциденты на дороге: нарушения и ДТП

Пользователи кикшеринга находятся под особым контролем. Правила сервисов часто шире и строже, чем текущее ПДД. Это делает поездки на арендованных самокатах более предсказуемыми и безопасными.

Страховка

В отличие от частных самокатов, флот кикшеринга застрахован. При аренде устройства пользователи автоматически получают базовую страховку жизни и здоровья. А за дополнительную плату можно приобрести расширенный пакет, включающий, например, страхование имущества или ущерба третьим лицам.

Ответственность за повреждение устройства

Если пользователь повредит самокат, он несёт ответственность за ущерб. Оператор может потребовать возмещения затрат на ремонт или замену устройства в случае умышленного повреждения или грубой неосторожности. Суммы компенсаций и условия страховки могут отличаться в зависимости от оператора.

Штрафы за нарушения

Сотрудники ГИБДД штрафуют за нарушение ПДД, а операторы кикшеринга могут заблокировать пользователя или выписать штраф занарушение правил оферты.

За 2024 год в Москве операторы Whoosh, Яндекс Go и МТС Юрент выписали более 132 тысяч штрафов. Аккаунты более 127 тысяч пользователей были заблокированы за нарушения.

Обычно суммы варьируются от 500 до 3 000 ₽. Но за серьёзные нарушения, например, езду в нетрезвом состоянии, штрафы могут достигать 150 000 ₽, как у Яндекс Go.

Езда вдвоём

Движение вдвоём на одном самокате значительно увеличивает риск аварий и травм, поэтому операторы запрещают такие поездки.

Как отслеживается езда вдвоём?

Это нарушение обычно фиксируется с помощью фотодоказательств или благодаря системам, автоматически определяющим количество людей на самокате.

В 2024 году Whoosh первым среди кикшеринговых сервисов запустил технологию «Антитандем». Система оценивает более 50 показателей о поездке и выявляет именно те случаи, 
когда на самокате едет больше одного человека.

Яндекс Go к сезону 2025 года планирует запустить свою технологию, которая будет анализировать 120 параметров,
и в случае, если на самокате стоит больше одного человека, скорость будет снижаться до 5 км/ч.

4️⃣ Шаг 4. Завершение поездки   

Парковать самокат можно только в зонах, отмеченных на карте приложения. Если оставить его в неправильном месте, сервис начислит штраф. После нажатия на кнопку «Завершить поездку», самокат отключится, а оплата спишется автоматически.

А если хочется отойти и пока не завершать аренду?

У большинства сервисов есть режим ожидания: можно сделать короткую остановку, например, чтобы зайти в магазин. Самокат нужно припарковать так, чтобы он никому не мешал, но для этого необязательно искать разрешённую зону. При этом аренда продолжается по сниженной ставке.

Время в режиме ожидания ограничено, и если пользователь надолго задерживается, стоимость поездки снова начинает считаться по обычному тарифу.

Операторы уделяют особое внимание безопасности и стремятся улучшать культуру вождения. В отличие от производителей личных самокатов, у них есть возможность использовать умные технологии и централизованно следить за соблюдением правил.


Рекомендации

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление