От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

C запуском нового сервиса города получают рост налоговых поступлений, новые рабочие места и дополнительную поддержку локального бизнеса. Разбираемся, как это работает на практике.

Как каршеринг пополняет бюджет

Каршеринг в России стремительно растёт. По оценке группы компаний Б1, в 2024 году рынок вырос на 43% и достиг 63 млрд рублей. На конец 2024 года услуга была доступна в 15 городах, а общее количество автомобилей каршеринга достигло около 75 тысяч. В 2025 году география продолжила расширяться — 18-м городом стал Ярославль.

Основная доля рынка приходится на топ-4 игроков: Делимобиль, Ситидрайв и Яндекс Драйв, BelkaCar. 

Есть несколько источников пополнения бюджета регионов:

  • НДС. Заложен в стоимость поездок, оператор отчисляет НДС за все поездки;
  • НДФЛ. Как правило, в городах присутствия у операторов есть свои офисы, 
за их сотрудников НДФЛ отчисляется в бюджет города;
  • Оплата парковок. В городах с платной парковкой каршеринг работает наиболее эффективно, когда власти предоставляют льготные условия на парковочные места, а операторы берут расходы на себя. Пользователям не нужно оплачивать парковку отдельно — это делает сервис особенно удобным для поездок в центр, где стоимость может быть высокой.

Ещё автомобили каршеринга редко стоят на одном месте дольше нескольких часов: они быстро сменяют водителей и перемещаются по городу в течение дня. Это повышает оборачиваемость платных парковок — вместо одного-двух платежей в сутки город получает несколько оплаченных сессий на том же месте.

Как каршеринг стимулирует занятость и рост смежных сервисов в регионах

Каршеринг — это не только аренда машин через приложение, но и десятки реальных профессий. В отличие от онлайн-сервисов, здесь многое завязано на офлайн: машины нужно чинить, мыть, заправлять и обслуживать. Без людей не обойтись. 

Поэтому крупные каршеринговые компании работают по двум направлениям:  внутреннее — для обслуживания собственного автопарка и офисов, и внешнее — когда компании вырастают настолько, что начинают помогать и другим частным водителям и бизнесам.

Внутреннее направление: офисы, СТО и найм по всей стране

Чтобы поддерживать работу автопарка и обеспечивать бесперебойный сервис, операторы каршеринга развивают собственную инфраструктуру и нанимают сотрудников по всей стране.

  • Офисы операторов в городах присутствия: здесь работают региональные менеджеры, HR, финансисты, юристы, разработчики и другие специалисты. Например, в крупнейшем контакт-центре сервиса Делимобиль в Волгограде работает более 700 специалистов службы поддержки.
  • Собственные СТО операторов: сюда нанимают автослесарей, автомехаников, мастеров, кладовщиков — всех, кто причастен к ТО. У операторов есть СТО в разных городах, от столицы до регионов: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Самаре и Новосибирске. Количество СТО постоянно увеличивается, а вместе с этим растёт потребность в сотрудниках.

Внешнее направление: собственные сервисы и партнёрства с локальными компаниями

Развивая компетенции в техническом обслуживании, компании выходят на новый рынок и начинают оказывать услуги частным водителям и другим юридическим лицам.

  • Делимобиль запустил собственный автосервис — Делисервис, который оказывает полный цикл услуг для автомобилей: от диагностики до ремонта. Пока он работает в Москве, но в ближайшее время появятся точки в Казани, Нижнем Новгороде и Сочи. Кроме этого, у оператора есть топливная компания Пролив+, которая занимается доставкой топлива в машины.
  • Ситидрайв открыл СТО для личных автомобилей и юридических лиц. Также у оператора есть своё топливное подразделение Proil, которое обеспечивает рабочими местами людей в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Proil закрывает 80-90% заявок на заправку в течение дня. Помимо этого, подразделение выполняет и другие задачи: доставляет на СТО автомобильные масла, заправляет механизмы и создаёт партнёрские сети АЗС.

Помимо сотрудников своих сервисов, компании активно работают с внешними подрядчиками. Это автомойки, шиномонтажи, техцентры, АЗС и ЭЗС и другие локальные сервисы.

За счёт постоянного потока заказов от каршеринга такие компании получают стабильную загрузку, расширяют штат и могут вкладываться в развитие. Для малых и средних бизнесов это — источник регулярного дохода и возможность расти вместе с рынком.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление