От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

C запуском нового сервиса города получают рост налоговых поступлений, новые рабочие места и дополнительную поддержку локального бизнеса. Разбираемся, как это работает на практике.

Как каршеринг пополняет бюджет

Каршеринг в России стремительно растёт. По оценке группы компаний Б1, в 2024 году рынок вырос на 43% и достиг 63 млрд рублей. На конец 2024 года услуга была доступна в 15 городах, а общее количество автомобилей каршеринга достигло около 75 тысяч. В 2025 году география продолжила расширяться — 18-м городом стал Ярославль.

Основная доля рынка приходится на топ-4 игроков: Делимобиль, Ситидрайв и Яндекс Драйв, BelkaCar. 

Есть несколько источников пополнения бюджета регионов:

  • НДС. Заложен в стоимость поездок, оператор отчисляет НДС за все поездки;
  • НДФЛ. Как правило, в городах присутствия у операторов есть свои офисы, 
за их сотрудников НДФЛ отчисляется в бюджет города;
  • Оплата парковок. В городах с платной парковкой каршеринг работает наиболее эффективно, когда власти предоставляют льготные условия на парковочные места, а операторы берут расходы на себя. Пользователям не нужно оплачивать парковку отдельно — это делает сервис особенно удобным для поездок в центр, где стоимость может быть высокой.

Ещё автомобили каршеринга редко стоят на одном месте дольше нескольких часов: они быстро сменяют водителей и перемещаются по городу в течение дня. Это повышает оборачиваемость платных парковок — вместо одного-двух платежей в сутки город получает несколько оплаченных сессий на том же месте.

Как каршеринг стимулирует занятость и рост смежных сервисов в регионах

Каршеринг — это не только аренда машин через приложение, но и десятки реальных профессий. В отличие от онлайн-сервисов, здесь многое завязано на офлайн: машины нужно чинить, мыть, заправлять и обслуживать. Без людей не обойтись. 

Поэтому крупные каршеринговые компании работают по двум направлениям:  внутреннее — для обслуживания собственного автопарка и офисов, и внешнее — когда компании вырастают настолько, что начинают помогать и другим частным водителям и бизнесам.

Внутреннее направление: офисы, СТО и найм по всей стране

Чтобы поддерживать работу автопарка и обеспечивать бесперебойный сервис, операторы каршеринга развивают собственную инфраструктуру и нанимают сотрудников по всей стране.

  • Офисы операторов в городах присутствия: здесь работают региональные менеджеры, HR, финансисты, юристы, разработчики и другие специалисты. Например, в крупнейшем контакт-центре сервиса Делимобиль в Волгограде работает более 700 специалистов службы поддержки.
  • Собственные СТО операторов: сюда нанимают автослесарей, автомехаников, мастеров, кладовщиков — всех, кто причастен к ТО. У операторов есть СТО в разных городах, от столицы до регионов: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Самаре и Новосибирске. Количество СТО постоянно увеличивается, а вместе с этим растёт потребность в сотрудниках.

Внешнее направление: собственные сервисы и партнёрства с локальными компаниями

Развивая компетенции в техническом обслуживании, компании выходят на новый рынок и начинают оказывать услуги частным водителям и другим юридическим лицам.

  • Делимобиль запустил собственный автосервис — Делисервис, который оказывает полный цикл услуг для автомобилей: от диагностики до ремонта. Пока он работает в Москве, но в ближайшее время появятся точки в Казани, Нижнем Новгороде и Сочи. Кроме этого, у оператора есть топливная компания Пролив+, которая занимается доставкой топлива в машины.
  • Ситидрайв открыл СТО для личных автомобилей и юридических лиц. Также у оператора есть своё топливное подразделение Proil, которое обеспечивает рабочими местами людей в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Proil закрывает 80-90% заявок на заправку в течение дня. Помимо этого, подразделение выполняет и другие задачи: доставляет на СТО автомобильные масла, заправляет механизмы и создаёт партнёрские сети АЗС.

Помимо сотрудников своих сервисов, компании активно работают с внешними подрядчиками. Это автомойки, шиномонтажи, техцентры, АЗС и ЭЗС и другие локальные сервисы.

За счёт постоянного потока заказов от каршеринга такие компании получают стабильную загрузку, расширяют штат и могут вкладываться в развитие. Для малых и средних бизнесов это — источник регулярного дохода и возможность расти вместе с рынком.


Рекомендации

Юлия Цай

Что изменилось в кикшеринге за год: страховые случаи за 2024 год

Рынок кикшеринга растёт, а страховые риски — снижаются. Мы запросили статистику у «АльфаСтрахование» и посмотрели, как изменилось поведение пользователей за последние два года

От мобильности к экономике: как каршеринг создаёт рабочие места и пополняет бюджет городов

Каршеринг в России уже давно перестал быть просто альтернативой личному автомобилю. Сегодня это полноценный сегмент транспортной системы и быстрорастущий рынок, который приносит не только удобство жителям, но и реальные деньги в бюджет

Зачем кикшеринги предлагают ввести авторизацию пользователей через Госуслуги? Мнение чиновников и экспертов

Операторы кикшеринга предложили ввести обязательную авторизацию пользователей через портал Госуслуги. По мнению компаний, это поможет ограничить доступ для несовершеннолетних и снизить число нарушений. Мы поговорили с экспертами в области транспорта и представителями власти о том, как это повлияет на ситуацию

Юлия Цай

«Запреты — тупиковый путь»: как в Уфе развивают кикшеринг и зачем городу самокаты

Власти Уфы активно сотрудничают с операторами кикшеринга: вместе решают проблемы, вводят новые правила, блокируют нарушителей и рассказывают жителям о правилах безопасной езды на самокате. Почему город не пошёл по пути запретов и развивает микромобильность, узнали у начальника Управления транспорта и связи Олега Сергеевича Хмарина

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление