Юлия Цай

От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?

В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч

Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и авторов блогов о городской среде, чтобы понять, к чему приведут такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее.

«Если в зоне перекрёстка СИМ тормозится до нуля, его нельзя даже вести рядом — он блокируется. Фактически, теперь людям предлагают перетаскивать 25-килограммовый самокат через дорогу как чемодан.

 

А ещё любое транспортное средство, обладая инерцией, имеет тормозной путь. Если будет плавное замедление, как положено, — меньше 1 м/с², то тормозной путь от одной ступени до другой растянется метров на 5–10 и будет больше зоны ограничения. При резком замедлении высока вероятность опрокидывания вперёд. Это кардинальное ухудшение безопасности движения.

 

Представьте, едет автомобиль, и вдруг его дистанционно замедлили. Мгновенно произойдёт столкновение. То же самое будет происходить на тротуарах, когда попытаются ступенчато замедлять самокаты — пешеход будет сталкиваться с самокатом, опережая его по скорости.

 

Кроме того, скорость перемещения пешехода — 7–8 км/ч. Если скорость движения самоката окажется ниже скорости пешехода, движение станет опасно — пешеход будет наскакивать на самокат. Кроме того, для самоката скорость ниже 7 км/ч неустойчива — при такой низкой скорости он начинает вилять, будет высокая вероятность ударить рядом идущего пешехода.

 

Поэтому я предлагал ввести ввести трёхступенчатую систему: 

 

  • до 25 км/ч — в свободных зонах;
  • 14–15 км/ч — в местах с активным пешеходным движением;
  • 7 км/ч — если движение разрешено только в поводу».

Виталий Гаевский

«Сама по себе идея плавного снижения скорости логична. Но она снова упирается в одну проблему: те, кто не обеспечил безопасность через инфраструктуру, теперь пытаются компенсировать это техническими ограничениями самокатов.

 

Большая часть участников микромобильности — это не прокатные самокаты. Моноколёса и большинство электросамокатов вообще не бывают в аренде, они в частном пользовании. Люди покупают их, потому что это дешевле и удобнее. А значит, вводя ограничения только для кикшеринга, город ничего не решает.

 

Более того, нам не показывают ни статистику, ни аналитику, ни исследования. А когда данные всё-таки появляются, они говорят совсем о другом: в 2024 году на самокатах погибло 54 человека, из них 51 — это сами водители самокатов, в основном в ДТП с автомобилями. Только трое — пешеходы. И всё же это самокатов пытаются ограничить, а не машины, которые стали причиной этих смертей.

 

Когда говорят, что самокатчики ездят по тротуарам — а где им ездить? По проезжей части опаснее. Пока нет инфраструктуры, тротуары остаются единственным способом передвижения.

 

Поэтому это не просто спорное решение. Это пример того, как городские власти подменяют решение проблемы имитацией безопасности. Не построили инфраструктуру — и запрещаем движение».

Александр Шумский

«Проблема в том, что ограничения применяются только к кикшерингу, у которого есть техническая возможность «тормозить по GPS».

 

Остальные участники движения — частные велосипеды, моноколёса, механические самокаты, доставщики и т.п. — не ограничиваются ничем. Они могут ехать как угодно быстро и где угодно.

 

В результате возникает перекос: регулируется только малая часть пользователей, и это не решает проблему целиком. Настоящую безопасность на перекрёстках оптимально обеспечивать не «программными тормозами», а:

 

  • инфраструктурой (удобная геометрия, видимость, покрытия, меры успокоения трафика),
  • нормативами, которые охватывают всех участников движения, а не только прокатный сервис.

 

Сейчас идёт профессиональный диалог о том, как решать эти конфликты, потому что готового решения пока нет. Но важно, что операторы кикшеринга хотя бы пробуют внедрять технологии безопасности, в отличие от общей транспортной системы».

Дмитрий Кудинов

Но вместо точечного регулирования город выбирает запреты — и тем лишает жителей  Тюмени смысла пользоваться средствами индивидуальной мобильности.

«С точки зрения чиновников, самокаты стали новой проблемой — появились жалобы от пешеходов, увеличилась аварийность. Решений тут два: либо развивать велоинфраструктуру, что требует усилий, времени и политической воли. Либо идти по знакомому пути: ограничивать, запрещать и упрощать. И мы как раз это и наблюдаем.

 

Есть аварии ночью — значит, запретим самокаты ночью. Есть ДТП на перекрёстке — вместо анализа аварийности, редизайна, оценки треугольников видимости и работы в рамках Vision Zero, просто блокируем самокаты. До абсурда: фактически превращаем их в недвижимость.

 

К сожалению, это не разовый сбой, а симптом — система не умеет работать с новыми вызовами и решает проблемы так, как привыкла: через запреты.

 

Из-за новых ограничений самокат перестаёт быть транспортом. Он теряет свои ключевые преимущества, а пользователи просто уйдут. Мы наблюдаем, как город отказывается от новой мобильности».

Аркадий Гершман


Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление