От 10 до 0 км/ч. Зачем Тюмень тормозит самокаты на перекрёстках?
В Тюмени обсуждают новые правила для арендных самокатов. Среди прочего, на оживлённых перекрёстках власти предлагают ввести «лестничный» способ ограничения скорости: 10 → 7 → 5 → 0 км/ч
Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и авторов блогов о городской среде, чтобы понять, к чему приведут такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее.
«Если в зоне перекрёстка СИМ тормозится до нуля, его нельзя даже вести рядом — он блокируется. Фактически, теперь людям предлагают перетаскивать 25-килограммовый самокат через дорогу как чемодан.
А ещё любое транспортное средство, обладая инерцией, имеет тормозной путь. Если будет плавное замедление, как положено, — меньше 1 м/с², то тормозной путь от одной ступени до другой растянется метров на 5–10 и будет больше зоны ограничения. При резком замедлении высока вероятность опрокидывания вперёд. Это кардинальное ухудшение безопасности движения.
Представьте, едет автомобиль, и вдруг его дистанционно замедлили. Мгновенно произойдёт столкновение. То же самое будет происходить на тротуарах, когда попытаются ступенчато замедлять самокаты — пешеход будет сталкиваться с самокатом, опережая его по скорости.
Кроме того, скорость перемещения пешехода — 7–8 км/ч. Если скорость движения самоката окажется ниже скорости пешехода, движение станет опасно — пешеход будет наскакивать на самокат. Кроме того, для самоката скорость ниже 7 км/ч неустойчива — при такой низкой скорости он начинает вилять, будет высокая вероятность ударить рядом идущего пешехода.
Поэтому я предлагал ввести ввести трёхступенчатую систему:
- до 25 км/ч — в свободных зонах;
- 14–15 км/ч — в местах с активным пешеходным движением;
- 7 км/ч — если движение разрешено только в поводу».

Виталий Гаевский
Профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, доктор технических наук
«Сама по себе идея плавного снижения скорости логична. Но она снова упирается в одну проблему: те, кто не обеспечил безопасность через инфраструктуру, теперь пытаются компенсировать это техническими ограничениями самокатов.
Большая часть участников микромобильности — это не прокатные самокаты. Моноколёса и большинство электросамокатов вообще не бывают в аренде, они в частном пользовании. Люди покупают их, потому что это дешевле и удобнее. А значит, вводя ограничения только для кикшеринга, город ничего не решает.
Более того, нам не показывают ни статистику, ни аналитику, ни исследования. А когда данные всё-таки появляются, они говорят совсем о другом: в 2024 году на самокатах погибло 54 человека, из них 51 — это сами водители самокатов, в основном в ДТП с автомобилями. Только трое — пешеходы. И всё же это самокатов пытаются ограничить, а не машины, которые стали причиной этих смертей.
Когда говорят, что самокатчики ездят по тротуарам — а где им ездить? По проезжей части опаснее. Пока нет инфраструктуры, тротуары остаются единственным способом передвижения.
Поэтому это не просто спорное решение. Это пример того, как городские власти подменяют решение проблемы имитацией безопасности. Не построили инфраструктуру — и запрещаем движение».

Александр Шумский
Автоюрист, автор канала «Александр Шумский»
«Проблема в том, что ограничения применяются только к кикшерингу, у которого есть техническая возможность «тормозить по GPS».
Остальные участники движения — частные велосипеды, моноколёса, механические самокаты, доставщики и т.п. — не ограничиваются ничем. Они могут ехать как угодно быстро и где угодно.
В результате возникает перекос: регулируется только малая часть пользователей, и это не решает проблему целиком. Настоящую безопасность на перекрёстках оптимально обеспечивать не «программными тормозами», а:
- инфраструктурой (удобная геометрия, видимость, покрытия, меры успокоения трафика),
- нормативами, которые охватывают всех участников движения, а не только прокатный сервис.
Сейчас идёт профессиональный диалог о том, как решать эти конфликты, потому что готового решения пока нет. Но важно, что операторы кикшеринга хотя бы пробуют внедрять технологии безопасности, в отличие от общей транспортной системы».

Дмитрий Кудинов
Дизайнер городской среды, урбанист, руководитель объединения «Урбанистический форум», координатор ассоциации «Пошли-поехали» по инфраструктуре и безопасности
Но вместо точечного регулирования город выбирает запреты — и тем лишает жителей Тюмени смысла пользоваться средствами индивидуальной мобильности.
«С точки зрения чиновников, самокаты стали новой проблемой — появились жалобы от пешеходов, увеличилась аварийность. Решений тут два: либо развивать велоинфраструктуру, что требует усилий, времени и политической воли. Либо идти по знакомому пути: ограничивать, запрещать и упрощать. И мы как раз это и наблюдаем.
Есть аварии ночью — значит, запретим самокаты ночью. Есть ДТП на перекрёстке — вместо анализа аварийности, редизайна, оценки треугольников видимости и работы в рамках Vision Zero, просто блокируем самокаты. До абсурда: фактически превращаем их в недвижимость.
К сожалению, это не разовый сбой, а симптом — система не умеет работать с новыми вызовами и решает проблемы так, как привыкла: через запреты.
Из-за новых ограничений самокат перестаёт быть транспортом. Он теряет свои ключевые преимущества, а пользователи просто уйдут. Мы наблюдаем, как город отказывается от новой мобильности».

Аркадий Гершман
Урбанист, автор «Города для людей»