Меньше аварий, больше поездок: как каршеринг повышает безопасность

Аварий с каршерингом становится меньше. По данным Научного центра БДД МВД, за январь — сентябрь 2024 года число ДТП с автомобилями краткосрочной аренды сократилось на 16 случаев, а число пострадавших снизилось на 7 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

При этом спрос на каршеринг растёт: только в Москве за год количество поездок выросло на 2 миллиона. Разбираемся, что стоит за этими цифрами и какие факторы влияют на безопасность.

Как снижается аварийность

Редакция Мобилити проанализировала ДТП в России за 9 месяцев 2024 года. За это время произошло 361 ДТП с участием арендованных автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Каршеринг демонстрирует устойчивое снижение аварийности.

При этом поездок становится больше. Растёт и длина маршрутов, и общее время в пути. Например, в Делимобиле количество проданных минут в 2024 году увеличилось на 20% и достигло 1,953 млн. У Ситидрайва за год число поездок также выросло на 20% — до 30 миллионов.

Данные по каршерингу по всей России

Количество ДТП на одну поездку

Погибшие на 1000 ДТП

Расчёты основаны на официальных данных: в России зарегистрировано 55,06 млн автомобилей и 75 тыс. машин каршеринга. Средняя аварийность по стране составляет 1751 ДТП на один миллион автомобилей, а в Москве и Санкт-Петербурге — немного ниже.

По данным Москвы, ежедневно на дороги выезжает около 75% зарегистрированных автомобилей. За основу взято предположение, что каждая из этих машин совершает 2 поездки в день (на работу и с работы). По статистике операторов каршеринга и городов, каждый автомобиль в парке совершает 5–6 поездок в день.

Аварийность каршеринга в Москве 
упала на 11%

Статистика Москвы подтверждает: каршеринг становится безопаснее. В автопарке столицы уже 45 000 арендных автомобилей — их популярность растёт, 
а аварийность снижается.

Руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил, что за 2024 год количество ДТП с участием арендованных машин в столице снизилось на 11%. Также уменьшилось число пострадавших: раненых стало меньше на 12%, а погибших — 
на 53%.

При этом спрос на каршеринг только растёт: за год москвичи совершили 53 млн поездок, что на 2 млн больше, чем в 2023-м.

Как сервисы каршеринга усиливают безопасность автомобилей

Чтобы сделать каршеринг безопасным, операторы внедряют специальные механизмы идентификации пользователей, контроля нарушений водителей и мониторинга состояния машин.

Допуск к поездкам

Перед тем как взять автомобиль в краткосрочную аренду, пользователи каршеринговых сервисов должны пройти регистрацию в приложении. 
А перед началом первой поездки — подтвердить свою личность.

  • Проверка документов и стажа
    Не все водители могут зарегистрироваться в каршеринге. 
Для создания аккаунта операторы запрашивают фотографии документов. Водителям с фотографиями плохого качества, частыми ДТП, грубыми нарушениями ПДД и большими задолженностями ФССП доступ к каршерингу закрыт.
  • Селфи-идентификация
    Сервисы запрашивают селфи для подтверждения личности водителя по различным триггерам, чтобы предотвратить передачу аккаунта третьим лицам. Например, во время смены устройства или в случае, если телефон пользователя находится далеко от машины. Интеллектуальные алгоритмы принимают только селфи, сделанное в реальном времени. Загрузить старое изображение не получится: система распознает попытки обхода.

Контроль нарушений и система штрафов

Сервисы строго мониторят манеру вождения пользователей и то, насколько бережно они относятся к арендованным машинам.

  • Мониторинг поездки
    Телематика в каршеринге фиксирует резкие разгоны, торможения и превышения скорости. Система не просто мониторит поездку, а помогает предотвращать нарушения: например, предупреждает водителя о превышении скорости.
  • Рейтинги вождения
    На основании телематических данных и информации 
о нарушениях от ГИБДД сервисы оценивают манеру вождения. Высокий рейтинг даёт скидки и доступ к премиальным авто, низкий — повышает тарифы и вводит ограничения. Это мотивирует пользователей водить машину аккуратно. Например, в Яндекс Драйве снизилось вдвое количество резких ускорений всего за полгода после введения рейтинга.
  • Блокировки за грубые нарушения
    Операторы блокируют пользователей с низким рейтингом 
и частыми нарушениями. Это исключает недобросовестных водителей из системы, снижая аварийность.

Обеспечение безопасности автомобилей

Автомобиль — дорогостоящий актив, поэтому операторы каршеринга тщательно следят за состоянием парков и регулярно обновляют их. Все машины оснащены подушками безопасности, а многие модели — датчиками слепых зон и системой экстренного торможения. Современные технологии в комплексе помогают снижать аварийность даже при росте числа поездок и километража.

Средний срок эксплуатации арендных авто — 4–6 лет. У частных машин, по данным агентства Автостат, он достигает 15,5 лет.

  • Регулярное ТО
    Машины проходят техобслуживание в сервисах операторов 
и партнёрских СТО по регламенту производителей. Это позволяет не только устранять, но и предотвращать поломки.
  • Мгновенные оповещения о поломках
    Операторы каршеринга тщательно разбирают обращения водителей и следят за состоянием автомобилей с помощью телематики в режиме реального времени. Если поступает информация о неисправности машины, сервис принимает оперативные меры.
  • Дополнительные опции для безопасности
    Каршеринговые сервисы заботятся о своих пользователях. 
В приложении можно выбрать дополнительные опции: детское кресло и гамак для перевозки собаки. Это позволяет дополнительно обезопасить пассажиров, а водителю — 
не отвлекаться во время поездки.

Ответственный подход к допуску водителей, мониторинг поездок 
и регулярное техническое обслуживание машин снижают аварийность каршеринга. Благодаря этим мерам арендные автомобили попадают 
в ДТП реже, чем личные.


Рекомендации

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление