Меньше аварий, больше поездок: как каршеринг повышает безопасность

Аварий с каршерингом становится меньше. По данным Научного центра БДД МВД, за январь — сентябрь 2024 года число ДТП с автомобилями краткосрочной аренды сократилось на 16 случаев, а число пострадавших снизилось на 7 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

При этом спрос на каршеринг растёт: только в Москве за год количество поездок выросло на 2 миллиона. Разбираемся, что стоит за этими цифрами и какие факторы влияют на безопасность.

Как снижается аварийность

Редакция Мобилити проанализировала ДТП в России за 9 месяцев 2024 года. За это время произошло 361 ДТП с участием арендованных автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Каршеринг демонстрирует устойчивое снижение аварийности.

При этом поездок становится больше. Растёт и длина маршрутов, и общее время в пути. Например, в Делимобиле количество проданных минут в 2024 году увеличилось на 20% и достигло 1,953 млн. У Ситидрайва за год число поездок также выросло на 20% — до 30 миллионов.

Данные по каршерингу по всей России

Количество ДТП на одну поездку

Погибшие на 1000 ДТП

Расчёты основаны на официальных данных: в России зарегистрировано 55,06 млн автомобилей и 75 тыс. машин каршеринга. Средняя аварийность по стране составляет 1751 ДТП на один миллион автомобилей, а в Москве и Санкт-Петербурге — немного ниже.

По данным Москвы, ежедневно на дороги выезжает около 75% зарегистрированных автомобилей. За основу взято предположение, что каждая из этих машин совершает 2 поездки в день (на работу и с работы). По статистике операторов каршеринга и городов, каждый автомобиль в парке совершает 5–6 поездок в день.

Аварийность каршеринга в Москве 
упала на 11%

Статистика Москвы подтверждает: каршеринг становится безопаснее. В автопарке столицы уже 45 000 арендных автомобилей — их популярность растёт, 
а аварийность снижается.

Руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил, что за 2024 год количество ДТП с участием арендованных машин в столице снизилось на 11%. Также уменьшилось число пострадавших: раненых стало меньше на 12%, а погибших — 
на 53%.

При этом спрос на каршеринг только растёт: за год москвичи совершили 53 млн поездок, что на 2 млн больше, чем в 2023-м.

Как сервисы каршеринга усиливают безопасность автомобилей

Чтобы сделать каршеринг безопасным, операторы внедряют специальные механизмы идентификации пользователей, контроля нарушений водителей и мониторинга состояния машин.

Допуск к поездкам

Перед тем как взять автомобиль в краткосрочную аренду, пользователи каршеринговых сервисов должны пройти регистрацию в приложении. 
А перед началом первой поездки — подтвердить свою личность.

  • Проверка документов и стажа
    Не все водители могут зарегистрироваться в каршеринге. 
Для создания аккаунта операторы запрашивают фотографии документов. Водителям с фотографиями плохого качества, частыми ДТП, грубыми нарушениями ПДД и большими задолженностями ФССП доступ к каршерингу закрыт.
  • Селфи-идентификация
    Сервисы запрашивают селфи для подтверждения личности водителя по различным триггерам, чтобы предотвратить передачу аккаунта третьим лицам. Например, во время смены устройства или в случае, если телефон пользователя находится далеко от машины. Интеллектуальные алгоритмы принимают только селфи, сделанное в реальном времени. Загрузить старое изображение не получится: система распознает попытки обхода.

Контроль нарушений и система штрафов

Сервисы строго мониторят манеру вождения пользователей и то, насколько бережно они относятся к арендованным машинам.

  • Мониторинг поездки
    Телематика в каршеринге фиксирует резкие разгоны, торможения и превышения скорости. Система не просто мониторит поездку, а помогает предотвращать нарушения: например, предупреждает водителя о превышении скорости.
  • Рейтинги вождения
    На основании телематических данных и информации 
о нарушениях от ГИБДД сервисы оценивают манеру вождения. Высокий рейтинг даёт скидки и доступ к премиальным авто, низкий — повышает тарифы и вводит ограничения. Это мотивирует пользователей водить машину аккуратно. Например, в Яндекс Драйве снизилось вдвое количество резких ускорений всего за полгода после введения рейтинга.
  • Блокировки за грубые нарушения
    Операторы блокируют пользователей с низким рейтингом 
и частыми нарушениями. Это исключает недобросовестных водителей из системы, снижая аварийность.

Обеспечение безопасности автомобилей

Автомобиль — дорогостоящий актив, поэтому операторы каршеринга тщательно следят за состоянием парков и регулярно обновляют их. Все машины оснащены подушками безопасности, а многие модели — датчиками слепых зон и системой экстренного торможения. Современные технологии в комплексе помогают снижать аварийность даже при росте числа поездок и километража.

Средний срок эксплуатации арендных авто — 4–6 лет. У частных машин, по данным агентства Автостат, он достигает 15,5 лет.

  • Регулярное ТО
    Машины проходят техобслуживание в сервисах операторов 
и партнёрских СТО по регламенту производителей. Это позволяет не только устранять, но и предотвращать поломки.
  • Мгновенные оповещения о поломках
    Операторы каршеринга тщательно разбирают обращения водителей и следят за состоянием автомобилей с помощью телематики в режиме реального времени. Если поступает информация о неисправности машины, сервис принимает оперативные меры.
  • Дополнительные опции для безопасности
    Каршеринговые сервисы заботятся о своих пользователях. 
В приложении можно выбрать дополнительные опции: детское кресло и гамак для перевозки собаки. Это позволяет дополнительно обезопасить пассажиров, а водителю — 
не отвлекаться во время поездки.

Ответственный подход к допуску водителей, мониторинг поездок 
и регулярное техническое обслуживание машин снижают аварийность каршеринга. Благодаря этим мерам арендные автомобили попадают 
в ДТП реже, чем личные.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление