Меньше аварий, больше поездок: как каршеринг повышает безопасность

Аварий с каршерингом становится меньше. По данным Научного центра БДД МВД, за январь — сентябрь 2024 года число ДТП с автомобилями краткосрочной аренды сократилось на 16 случаев, а число пострадавших снизилось на 7 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

При этом спрос на каршеринг растёт: только в Москве за год количество поездок выросло на 2 миллиона. Разбираемся, что стоит за этими цифрами и какие факторы влияют на безопасность.

Как снижается аварийность

Редакция Мобилити проанализировала ДТП в России за 9 месяцев 2024 года. За это время произошло 361 ДТП с участием арендованных автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Каршеринг демонстрирует устойчивое снижение аварийности.

При этом поездок становится больше. Растёт и длина маршрутов, и общее время в пути. Например, в Делимобиле количество проданных минут в 2024 году увеличилось на 20% и достигло 1,953 млн. У Ситидрайва за год число поездок также выросло на 20% — до 30 миллионов.

Данные по каршерингу по всей России

Количество ДТП на одну поездку

Погибшие на 1000 ДТП

Расчёты основаны на официальных данных: в России зарегистрировано 55,06 млн автомобилей и 75 тыс. машин каршеринга. Средняя аварийность по стране составляет 1751 ДТП на один миллион автомобилей, а в Москве и Санкт-Петербурге — немного ниже.

По данным Москвы, ежедневно на дороги выезжает около 75% зарегистрированных автомобилей. За основу взято предположение, что каждая из этих машин совершает 2 поездки в день (на работу и с работы). По статистике операторов каршеринга и городов, каждый автомобиль в парке совершает 5–6 поездок в день.

Аварийность каршеринга в Москве 
упала на 11%

Статистика Москвы подтверждает: каршеринг становится безопаснее. В автопарке столицы уже 45 000 арендных автомобилей — их популярность растёт, 
а аварийность снижается.

Руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил, что за 2024 год количество ДТП с участием арендованных машин в столице снизилось на 11%. Также уменьшилось число пострадавших: раненых стало меньше на 12%, а погибших — 
на 53%.

При этом спрос на каршеринг только растёт: за год москвичи совершили 53 млн поездок, что на 2 млн больше, чем в 2023-м.

Как сервисы каршеринга усиливают безопасность автомобилей

Чтобы сделать каршеринг безопасным, операторы внедряют специальные механизмы идентификации пользователей, контроля нарушений водителей и мониторинга состояния машин.

Допуск к поездкам

Перед тем как взять автомобиль в краткосрочную аренду, пользователи каршеринговых сервисов должны пройти регистрацию в приложении. 
А перед началом первой поездки — подтвердить свою личность.

  • Проверка документов и стажа
    Не все водители могут зарегистрироваться в каршеринге. 
Для создания аккаунта операторы запрашивают фотографии документов. Водителям с фотографиями плохого качества, частыми ДТП, грубыми нарушениями ПДД и большими задолженностями ФССП доступ к каршерингу закрыт.
  • Селфи-идентификация
    Сервисы запрашивают селфи для подтверждения личности водителя по различным триггерам, чтобы предотвратить передачу аккаунта третьим лицам. Например, во время смены устройства или в случае, если телефон пользователя находится далеко от машины. Интеллектуальные алгоритмы принимают только селфи, сделанное в реальном времени. Загрузить старое изображение не получится: система распознает попытки обхода.

Контроль нарушений и система штрафов

Сервисы строго мониторят манеру вождения пользователей и то, насколько бережно они относятся к арендованным машинам.

  • Мониторинг поездки
    Телематика в каршеринге фиксирует резкие разгоны, торможения и превышения скорости. Система не просто мониторит поездку, а помогает предотвращать нарушения: например, предупреждает водителя о превышении скорости.
  • Рейтинги вождения
    На основании телематических данных и информации 
о нарушениях от ГИБДД сервисы оценивают манеру вождения. Высокий рейтинг даёт скидки и доступ к премиальным авто, низкий — повышает тарифы и вводит ограничения. Это мотивирует пользователей водить машину аккуратно. Например, в Яндекс Драйве снизилось вдвое количество резких ускорений всего за полгода после введения рейтинга.
  • Блокировки за грубые нарушения
    Операторы блокируют пользователей с низким рейтингом 
и частыми нарушениями. Это исключает недобросовестных водителей из системы, снижая аварийность.

Обеспечение безопасности автомобилей

Автомобиль — дорогостоящий актив, поэтому операторы каршеринга тщательно следят за состоянием парков и регулярно обновляют их. Все машины оснащены подушками безопасности, а многие модели — датчиками слепых зон и системой экстренного торможения. Современные технологии в комплексе помогают снижать аварийность даже при росте числа поездок и километража.

Средний срок эксплуатации арендных авто — 4–6 лет. У частных машин, по данным агентства Автостат, он достигает 15,5 лет.

  • Регулярное ТО
    Машины проходят техобслуживание в сервисах операторов 
и партнёрских СТО по регламенту производителей. Это позволяет не только устранять, но и предотвращать поломки.
  • Мгновенные оповещения о поломках
    Операторы каршеринга тщательно разбирают обращения водителей и следят за состоянием автомобилей с помощью телематики в режиме реального времени. Если поступает информация о неисправности машины, сервис принимает оперативные меры.
  • Дополнительные опции для безопасности
    Каршеринговые сервисы заботятся о своих пользователях. 
В приложении можно выбрать дополнительные опции: детское кресло и гамак для перевозки собаки. Это позволяет дополнительно обезопасить пассажиров, а водителю — 
не отвлекаться во время поездки.

Ответственный подход к допуску водителей, мониторинг поездок 
и регулярное техническое обслуживание машин снижают аварийность каршеринга. Благодаря этим мерам арендные автомобили попадают 
в ДТП реже, чем личные.


Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление