Юлия Цай

Каршеринг — это прорыв в логистике и новые возможности для людей

Интервью с Михаилом Евраевым, губернатором Ярославской области

28 апреля на Советской площади Ярославля заработал первый в регионе сервис каршеринга — Делимобиль. Более 300 автомобилей трёх классов теперь доступны жителям и туристам. Почему регион инвестирует в развитие краткосрочной аренды автомобилей и какие эффекты власти ожидают от нового сервиса — в интервью «Мобилити» рассказывает губернатор Михаил Евраев.

Расскажите, почему вы решили поддержать запуск каршеринга?

Ярославль стал 15-м крупным городом для Делимобиля, в котором каршеринг войдёт в транспортную систему региона и повысит мобильность пользователей. Для столицы Золотого кольца это прорыв в логистике и транспортной доступности, повышение привлекательности региона и новые возможности для людей.

Запуск нового формата в сфере транспорта стал результатом эффективной работы правительства области с бизнесом. Наше представительство в Москве вышло к потенциальным компаниям-партнёрам с предложением, провело встречу, презентовало возможности региона — и вот мы видим результат: каршеринг заработал.

Какие возможности открывает для региона каршеринг?

Мы уделяем особое внимание развитию внутреннего туризма, расширению деловых контактов между регионами. В этом аспекте особенно важно, что жители региона и гости могут, пользуясь каршерингом, совершать поездки не только по Ярославлю и области, но и в другие города, включая Москву, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и другие города присутствия сервиса.

Города, в которых есть делимобили, связаны маршрутами по тарифу «Межгород». Это удобно для активных и деловых людей: можно завершать аренду в другом городе без дополнительных комиссий и без возврата машины в город старта, как это обычно устроено в классических сервисах аренды.

Для подключения к сервису нужны только права, паспорт, банковская карта и мобильное приложение. Регистрация быстрая и удалённая, действуют разные тарифы. Машину можно взять на несколько минут, а можно и на длительный период.

Важно, что сервис не только даёт свободу передвижения, но и снижает нагрузку на дороги: один такой автомобиль заменяет до 5–6 личных машин.

Есть ли у вас обратная связь от жителей региона?

Наше правило — в своей работе всегда опираться на мнение жителей, чтобы учесть замечания и предложения, возникшие при реализации проекта. В своих комментариях в соцсетях жители региона позитивно оценили запуск каршеринга. Это ещё раз подтверждает, что мы выбрали правильный вектор развития транспортного сообщения, внедряя современные способы автопередвижения.

С какими задачами и сложностями вы столкнулись при подготовке к запуску?

Запуск первого сервиса — пример слаженной совместной работы министерства транспорта Ярославской области, областного Центра организации дорожного движения, мэрии Ярославля, всех структур правительства области и компании Делимобиль.

Главной задачей было оперативно выстроить полноценную экосистему сервиса — от размещения автопарка до настройки цифровой инфраструктуры. Особую сложность представляла транспортная логистика: предстояло не только доставить автомобили в город, но и стратегически правильно распределить их по районам для максимального удобства пользователей.

Сейчас ведутся переговоры о расширении зоны аренды машин каршеринга в регионе. Планируется, что следующим городом станет Рыбинск. Каршеринг открывает новые возможности, поэтому наша задача — сделать так, чтобы весь регион входил в зону действия данного сервиса.

Планируется ли интеграция каршеринга в общую транспортную систему региона?

Уже сейчас при запуске каршеринга в Ярославле мы наблюдаем высокие показатели по перемещениям граждан между важными транспортными узлами — аэропортом, вокзалами и точками притяжения. В рамках создания платного парковочного пространства Ярославской области мы планируем делать серьёзную скидку для агрегаторов каршеринга. Такое решение позволит гражданам не платить за размещение машин на платных городских парковках и улучшит связанность районов и транспортную доступность.

Планируете ли задействовать каршеринг в развитии туризма?

Как уже сказал, начали работу с Ярославля, но продолжим поступательно идти к тому, чтобы сервис был доступен на всей территории региона.

Ярославская область заняла девятую строчку по индексу туристической привлекательности российских регионов — она традиционно является одним из популярных мест внутреннего туризма. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем шаг за шагом двигаться в развитии туризма.

Результаты нашей работы видны в реальных делах: ремонт дорог, открытие новых гостиниц и увеличение номерного фонда, расширение событийного календаря, совершенствование туристической навигации и транспортной логистики.

Каршеринг меняет отношение к страхованию

Развитие каршеринга в регионах стимулирует не только транспортную доступность, но и новые поведенческие практики — от страхования 
до безопасного вождения. Какие изменения происходят в регионах 
с запуском сервиса, рассказал Сергей Демидов, вице-президент компании «Ренессанс страхование».

«Появление каршеринга в новых городах поддерживает развитие страховой культуры страхования в российских регионах. Новые пользователи каршеринга получают опыт использования каско. Часто они сталкиваются с возможностью оформления различных вариантов страхового полиса (базового или каких-то расширенных вариантов программы). Это помогает им лучше понять важность и возможности, которые дает страхование. 

Кроме того, каршеринг помогает формированию культуры безопасного движения среди пользователей, поскольку система оценки контролирует грубые нарушения ПДД, например, значительные превышения скорости. 

Каршеринговые сервисы часто работают в тесном сотрудничестве со страховыми компаниями, что позволяет формировать взаимовыгодные условия и продвигать культуру страхования среди пользователей».

Сергей Демидов


Рекомендации

Как продаются машины после каршеринга? Анализируем данные автоаукциона

Вокруг каршеринга ходит стереотип о том, что пользователи относятся к машинам небрежно. Но на вторичном рынке машины из каршеринга покупают охотно, и это не похоже на спрос на «убитый» транспорт. Мы изучили данные B2B-аукциона Fleet2Click, чтобы понять, что они говорят о состоянии автомобилей из каршеринга.

«Правовой вакуум в сфере частных СИМ стоит жизни многим людям». Анна Гурарий о регулировании микромобильности в России

Екатеринбург считается одним из самых молодежных городов России. Четверть населения — это граждане от 14 до 35 лет. Это напрямую отражается на городской жизни: совершеннолетние молодые люди быстрее всего привыкают к новым услугам — от доставки еды до способов передвижения по городу. В результате растёт спрос на гибкий персональный транспорт, и активно развиваются сервисы аренды самокатов.

Правовое регулирование СИМ и новая мобильность: главные идеи доклада Алёны Досаевой

Итоги секции «Правовой режим новых видов средств городской мобильности» (27 ноября 2025)

Отчёт о социальном влиянии кикшеринга в России 


В рамках отчета мы провели комплексный анализ рынка краткосрочной аренды электросамокатов в России. Были изучены данные Ассоциации операторов микромобильности и ведущих операторов кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, а также результаты зарубежных исследований в области микромобильности и транспортного поведения.

На основании этих источников мы оценили влияние сервисов кикшеринга на развитие городской транспортной системы, а также определили, какую роль они играют в формировании новой модели повседневной мобильности.

Кто и как ездит на самокатах? Исследование пользователей СИМ | 2025

Электросамокаты прочно вошли в городскую среду и стали одним из символов современной мобильности.

В этом исследовании мы изучили:

  • кто и как ими пользуется,
  • почему одни выбирают самокат как транспорт, а другие — нет,
  • и как сделать микромобильный транспорт более удобным 
и доступным.

Зачем владеть, если можно арендовать? Как подписка на каршеринг меняет рынок и привычки водителей

В России всё больше людей пользуются каршерингом — операторы ежегодно сообщают о росте числа поездок и пользователей. Так, по данным «Коммерсанта», в январе—августе 2025 года каршеринг заработал на 16% больше год к году, почти 47 млрд руб.

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление