Юлия Цай

Каршеринг — это прорыв в логистике и новые возможности для людей

Интервью с Михаилом Евраевым, губернатором Ярославской области

28 апреля на Советской площади Ярославля заработал первый в регионе сервис каршеринга — Делимобиль. Более 300 автомобилей трёх классов теперь доступны жителям и туристам. Почему регион инвестирует в развитие краткосрочной аренды автомобилей и какие эффекты власти ожидают от нового сервиса — в интервью «Мобилити» рассказывает губернатор Михаил Евраев.

Расскажите, почему вы решили поддержать запуск каршеринга?

Ярославль стал 15-м крупным городом для Делимобиля, в котором каршеринг войдёт в транспортную систему региона и повысит мобильность пользователей. Для столицы Золотого кольца это прорыв в логистике и транспортной доступности, повышение привлекательности региона и новые возможности для людей.

Запуск нового формата в сфере транспорта стал результатом эффективной работы правительства области с бизнесом. Наше представительство в Москве вышло к потенциальным компаниям-партнёрам с предложением, провело встречу, презентовало возможности региона — и вот мы видим результат: каршеринг заработал.

Какие возможности открывает для региона каршеринг?

Мы уделяем особое внимание развитию внутреннего туризма, расширению деловых контактов между регионами. В этом аспекте особенно важно, что жители региона и гости могут, пользуясь каршерингом, совершать поездки не только по Ярославлю и области, но и в другие города, включая Москву, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и другие города присутствия сервиса.

Города, в которых есть делимобили, связаны маршрутами по тарифу «Межгород». Это удобно для активных и деловых людей: можно завершать аренду в другом городе без дополнительных комиссий и без возврата машины в город старта, как это обычно устроено в классических сервисах аренды.

Для подключения к сервису нужны только права, паспорт, банковская карта и мобильное приложение. Регистрация быстрая и удалённая, действуют разные тарифы. Машину можно взять на несколько минут, а можно и на длительный период.

Важно, что сервис не только даёт свободу передвижения, но и снижает нагрузку на дороги: один такой автомобиль заменяет до 5–6 личных машин.

Есть ли у вас обратная связь от жителей региона?

Наше правило — в своей работе всегда опираться на мнение жителей, чтобы учесть замечания и предложения, возникшие при реализации проекта. В своих комментариях в соцсетях жители региона позитивно оценили запуск каршеринга. Это ещё раз подтверждает, что мы выбрали правильный вектор развития транспортного сообщения, внедряя современные способы автопередвижения.

С какими задачами и сложностями вы столкнулись при подготовке к запуску?

Запуск первого сервиса — пример слаженной совместной работы министерства транспорта Ярославской области, областного Центра организации дорожного движения, мэрии Ярославля, всех структур правительства области и компании Делимобиль.

Главной задачей было оперативно выстроить полноценную экосистему сервиса — от размещения автопарка до настройки цифровой инфраструктуры. Особую сложность представляла транспортная логистика: предстояло не только доставить автомобили в город, но и стратегически правильно распределить их по районам для максимального удобства пользователей.

Сейчас ведутся переговоры о расширении зоны аренды машин каршеринга в регионе. Планируется, что следующим городом станет Рыбинск. Каршеринг открывает новые возможности, поэтому наша задача — сделать так, чтобы весь регион входил в зону действия данного сервиса.

Планируется ли интеграция каршеринга в общую транспортную систему региона?

Уже сейчас при запуске каршеринга в Ярославле мы наблюдаем высокие показатели по перемещениям граждан между важными транспортными узлами — аэропортом, вокзалами и точками притяжения. В рамках создания платного парковочного пространства Ярославской области мы планируем делать серьёзную скидку для агрегаторов каршеринга. Такое решение позволит гражданам не платить за размещение машин на платных городских парковках и улучшит связанность районов и транспортную доступность.

Планируете ли задействовать каршеринг в развитии туризма?

Как уже сказал, начали работу с Ярославля, но продолжим поступательно идти к тому, чтобы сервис был доступен на всей территории региона.

Ярославская область заняла девятую строчку по индексу туристической привлекательности российских регионов — она традиционно является одним из популярных мест внутреннего туризма. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем шаг за шагом двигаться в развитии туризма.

Результаты нашей работы видны в реальных делах: ремонт дорог, открытие новых гостиниц и увеличение номерного фонда, расширение событийного календаря, совершенствование туристической навигации и транспортной логистики.

Каршеринг меняет отношение к страхованию

Развитие каршеринга в регионах стимулирует не только транспортную доступность, но и новые поведенческие практики — от страхования 
до безопасного вождения. Какие изменения происходят в регионах 
с запуском сервиса, рассказал Сергей Демидов, вице-президент компании «Ренессанс страхование».

«Появление каршеринга в новых городах поддерживает развитие страховой культуры страхования в российских регионах. Новые пользователи каршеринга получают опыт использования каско. Часто они сталкиваются с возможностью оформления различных вариантов страхового полиса (базового или каких-то расширенных вариантов программы). Это помогает им лучше понять важность и возможности, которые дает страхование. 

Кроме того, каршеринг помогает формированию культуры безопасного движения среди пользователей, поскольку система оценки контролирует грубые нарушения ПДД, например, значительные превышения скорости. 

Каршеринговые сервисы часто работают в тесном сотрудничестве со страховыми компаниями, что позволяет формировать взаимовыгодные условия и продвигать культуру страхования среди пользователей».

Сергей Демидов


Рекомендации

Когда самокаты уходят на зимовку?

С начала октября кикшеринг постепенно уходит «в спячку». Первыми сезон закрыли в Омске — 7 октября, следом в Мурманске — 10 октября, Туле — 17 октября и Якутске — 18 октября.

При этом единой даты завершения сезона нет. Кикшеринг сегодня работает более чем в 185 городах России, и в каждом — своя погода.

«У меня установлены приложения всех каршерингов». Замминистр транспорта Челябинской области Александр Егоров

Челябинск развивает транспортную систему, внедряет современные технологии и формирует культуру совместного пользования автомобилями. В 2025 году в городе начали работу крупнейшие операторы «Делимобиль» и «Яндекс Драйв», а годом ранее региональный сервис Car7.

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление