Как выбрать между велополосой и велодорожкой? Главные принципы планирования в Цюрихе

В марте 2024 года в Цюрихе вышли новые стандарты велосипедной инфраструктуры. С учётом рекомендаций и расчётов город будет строить новые велосипедные дорожки и адаптировать старые.

Мы изучили документ вместе с экспертами по транспортному развитию, Виталием Гаевским, Ильей Абросимовым, Алексеем Смирновым
и Василием Вишневским. В статье расскажем о самом главном — принципах планирования велоинфраструктуры и практических примерах их реализации в Цюрихе и проведём параллели с Россией.

Новые стандарты в Цюрихе

По данным внутренних исследований, у двух из трёх жителей Цюриха есть велосипед. При организации велоинфраструктуры власти сталкиваются с несколькими проблемами, которые знакомы и России. Плотная застройка и сеть автомобильных дорог, узкие улицы и сложные перекрёстки, перепады высот — всё это делает перераспределение пространства в пользу микромобильности сложным и затратным.

Чтобы построить комфортную и безопасную среду с учётом всех особенностей, власти подошли к разработке стандартов комплексно: проанализировали всю транспортную сеть, включая автомагистрали
и пешеходные тротуары.

А есть ли подобные стандарты в России?

В 2018 году в документе «Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации».

В требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации» были включены пять основных принципов:

  1. Безопасность
  2. Последовательность
  3. Прямолинейность и равномерность движения
  4. Привлекательность
  5. Комфорт

Однако рекомендации необязательны для исполнения, и стратегически к построению велоинфраструктуры подходят редко. Окончательное решение принимают проектировщики улицы или квартала. Если принципы по разработке и реализации не прописаны 
в техническом задании — а такого почти никогда не бывает, они ориентируются на свой опыт.

Илья Абросимов

В 2022 году с участием Ассоциации операторов микромобильности был разработан документ «Велоруководство: как адаптировать город для велосипедов и самокатов». Как говорят сами авторы, пособие «…не является техническим и носит рекомендательный характер». В первую очередь, оно предназначено для сотрудников госструктур, муниципалитетов и специалистов, которые развивают велоинфраструктуру в России.

«Велоруководстве» собрали полезные инструменты и советы для создания велосипедных дорожек и парковок в городах и посёлках. Помимо этого, есть рекомендации по сотрудничеству между ведомствами и компаниями, которые развивают микромобильность.

Также в документе обосновываются преимущества развития велоинфраструктуры для городов.

9 принципов планирования инфраструктуры в Цюрихе

Несмотря на то, что у большинства жителей Цюриха есть средства индивидуальной мобильности, пользуются ими не все. Одна из причин — недостаточно безопасная среда.

По данным исследований, за последние годы количество аварий с участием велосипедистов постепенно увеличивалось. Например, в период с 2012 по 2018 год число поездок на велосипеде выросло примерно на 50%, но при этом количество аварий возросло более чем на 70%. Это связано с увеличением использования велосипедов, включая популярность электрических моделей, что повлияло на рост аварийности.

Количество аварий в Цюрихе в период с 2004 по 2018 год

Поэтому в основу новых стандартов вошли девять принципов планирования, 
в центре которых — безопасность.

  1. Улицы — это пространства для жизни
    Вместе с транспортными узлами они формируют облик города. Велосипедисты вносят значительный вклад в оживление городской среды. Люди с удовольствием пользуются хорошей велоинфраструктурой, что способствует взаимному уважению 
и соблюдению безопасности как на субъективном, так и на объективном уровне.
  2. Велосипедисты — ориентир для проектирования
    При планировании велоинфраструктуры в центре внимания находятся потребности велосипедистов. Инфраструктура должна быть удобной и доступной для всех групп пользователей, а поездка на велосипеде — простой и безопасной для каждого.
  3. Учитывать социальные потребности
    Люди любят общаться, обмениваться мнениями и контактировать с окружающими. Поэтому в инфраструктуре важно учитывать, что велосипедисты могут ехать рядом, легко пересекаться и обгонять друг друга.
  4. Простота и удобство
    Интуитивно понятная велоинфраструктура помогает велосипедистам находить нужные маршруты и не теряться на дороге. Особенно это важно на перекрёстках, где участникам дорожного движения нужно быстро принимать несколько решений.
  5. Безопасность инфраструктуры — ключевой фактор
    Уровень безопасности для велосипедистов выше при низких скоростях и небольшом трафике. Поэтому при планировании важно правильно организовать движение и подобрать подходящие размеры дорожек.
  6. Непрерывность сети велодорожек
    Сеть должна быть непрерывной, безопасной и хорошо видимой. При планировании разных частей велоинфраструктуры важно оценивать общую картину и связь между ее деталями. Например, учитывать все направления на перекрёстках, чтобы обеспечить плавное движение.
  7. Непрерывный поток движения
    На велосипеде удобно ездить, когда есть возможность плавно и непрерывно двигаться на средней скорости. Улицы и дороги должны быть спроектированы и организованы таким образом, чтобы обеспечить непрерывный поток велосипедистов. Важно, чтобы поездки на велосипеде воспринимались как спокойный и расслабляющий вид отдыха.
  8. «Ошибкоустойчивая» инфраструктура
    Она должна минимизировать последствия ошибок велосипедистов и непредвиденных ситуаций. В ней нет опасных участков, размеры должны быть комфортными, а регулирование скорости — продуманным для всех участников движения.
  9. Инфраструктура должна учитывать будущее.
    При проектировании нужно учитывать не только вопросы безопасности и удобства, но и перспективы застройки и развития транспортной системы города. Для проверки новых решений можно запускать пилотные проекты, которые в дальнейшем будут развиваться.

Основная сеть­

Обеспечивает прямое сообщение для повседневного передвижения между важными объектами города и его окрестностями. Она охватывает ключевые улицы, дороги и маршруты общественного транспорта, связывающие центральные районы, вокзалы, аэропорт и другие значимые точки города. Характерные черты — высокая частота движения и минимальное время в пути.

Базовая сеть­

Включает в себя более локализованные маршруты внутри конкретных районов города или пригородов. Здесь частота движения ниже, а время в пути больше, чем в основной сети. Тем не менее, эти маршруты обеспечивают доступность городской инфраструктуры и удобные пересадки на основную сеть.

Маршруты с приоритетом велотранспорта­

Дополняют основную и базовую сети. Эти пути отличаются низкой интенсивностью движения. Здесь необходимо создать высокий уровень безопасности для велосипедистов и сократить количество препятствий для их движения: долгих перекрестков, ненужных остановок, узких мест и высоких бордюров.

Схематический чертеж новой велосипедной сети

Изолированная велодорожка, обычная велодорожка и велополоса: как выбирают в Цюрихе?

При строительстве велоинфраструктуры власти часто стоят перед вопросом: «Что выбрать?». У каждого вида дорог есть свои особенности. Например, велополосу проще и дешевле организовать на существующих дорогах, но их уровень безопасности ниже, а велодорожка безопаснее, но дороже. Помимо экономического фактора, выбор усложняют и другие.

Всего существует три вида дорог для велосипедистов: изолированная велодорожка, велодорожка и велополоса.

Велополоса

Часть проезжей части, которая выделена для велосипедистов. Она обозначается разметкой и знаками, но физически
не отделена от движения автомобилей.

Обычная велодорожка

Специально выделенная для велосипедистов часть дороги или тротуара. Она может быть обозначена разметкой, знаками или специальным покрытием. Обычно располагается рядом с проезжей частью, но иногда совмещена
в пешеходной зоной.

Изолированная велодорожка

Отдельная дорожка для велосипедистов, которая физически отделена от проезжей части и тротуаров. Может располагаться на значительном расстоянии от автомобильного потока и отделяться барьерами, зелеными насаждениями или другими конструкциями.


В новых стандартах велоинфраструктуры Цюриха продумали систему, которая упрощает выбор между разными видами велодорожек и велополосой.

В первую очередь учитывается, внутри какой транспортной сети будут проходить пути велосипедистов. Всего таких сетей тоже три.

Внутри каждой из этих сетей, в зависимости от среднесуточного трафика автомобилей и других транспортных средств, их максимальной скорости и значения велосети в транспортной системе, выбирается одна из трёх видов дорог для велосипедистов.

Виды дорог в зависимости от транспортной нагрузки и скорости

  • Изолированные велодорожки строятся там, где наблюдается большой высокоскоростной поток транспорта.
  • Обычные велодорожки используются при среднем трафике сети и средней скорости на ней.
  • Велополосы выбирают при средних и низких потоках транспорта на средней и низкой скорости.

 

Как выбирают дороги в России?

Использование трёх видов дорог для велосипедов — это международные принципы организации движения, поэтому в России есть все три варианта. На примере Москвы, изолированные дорожки — это маршрут ВЕЛО1, обычные велодорожки — Зеленое кольцо на Ломоносовском проспекте, а велополоса — на Бульварном кольце.

В своде правил градостроительного проектирования есть пункт «Планировочные параметры велокоммуникаций»,
в котором рекомендуется выбирать вид велосипедных дорог исходя из интенсивности движения велосипедов и других видов транспорта, а также планировочных возможностей на проектируемой территории. Но конкретно установленных критериев выбора того или иного вида нет.

При планировании инфраструктуры учитывают и пространство, и экономику. Всё же ведро краски для разметки стоит дешевле, чем строительство обособленной велодорожки.

Алексей Смирнов

Экономический фактор ожидаемо оказывается главным в вопросе строительства велоинфраструктуры.

Любые дополнительные структуры — велоинфраструктуры или СИМ — это затраты.

Виталий Гаевский

В «Велоруководстве» эксперты рекомендуют при планировании велоинфраструктуры создать пространственный граф улично-дорожной сети. Пространственный граф — это своеобразная карта, где дороги, улицы и перекрёстки изображены в виде сети точек и линий. Точки обозначают места пересечений (например, перекрёстки или остановки), а линии — дороги или велодорожки, соединяющие их.

С помощью такого графа можно лучше понять, как связаны разные части города, и выявить, где есть разрывы или неудобства для велосипедистов. В руководстве советуют провести классификацию улиц и дорог по назначению.

Классификация улиц и дорог Челябинска

Также на этапе подготовки к планированию рекомендуется собрать данные об интенсивности транспортного потока, видах транспортных средств и их распределении на сложных узлах.

Интенсивность движения транспорта в утренний час пик в Москве

Помимо этого, в рамках планирования авторы «Велоруководства» советуют:

  • Выделить на карте основные транспортные центры (железнодорожные и автобусные вокзалы, транспортнопересадочные узлы), а также основные массивы жилой застройки, зоны концентрации рабочих мест, активностей и точек притяжения.
  • Соединить все точки прямыми (воздушными) линиями. И после определять функциональные типы веломаршрутов.

Города России с развитой велоинфраструктурой

Несмотря на то, что в России стандарты для строительства велоинфраструктуры носят рекомендательный характер и редко применяются на практике, у нас есть успешные примеры — от Калининграда до Южно-Сахалинска.

Альметьевск — велосипедная столица России

С 2016 до 2023 года в Альметьевске построили 115 км велодорожек. Велоинфраструктурой города занимается «Татнефть».

На сегодняшний день, Альметьевск оборудован лучше всех.

Виталий Гаевский

Для планирования велоинфраструктуры в город пригласили датскую компанию Copenhagenize Design Company. В Альметьевске оказались благоприятные условия для велодорожек — большинство улиц строились в 50-е годы ХХ века, поэтому они отличаются широкой планировкой и в них легко встроить новые форматы движения.

Важно отметить, что 115 км велодорожек в Альметьевске — это не номинальная цифра. Это дорожки с хорошим покрытием, по которым можно ездить даже зимой — в это время года их очищают от снега и льда.

Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске построили 38 км велодорожек. Вместе с ними на улицах города появились велопарковки, подставки для велосипедов и велопереезды — специальная дорожная разметка, которая выделяет отдельную полосу на пешеходном переходе для велосипедистов. Также в комплекс мероприятий входит понижение тротуаров, чтобы они были удобными для маломобильных горожан и родителей с колясками.

В Южно-Сахалинске был принят императив: велосипедная инфраструктура — это основа трансформации городов, направленная на формирование комфортности и безопасности перемещения в городе. Велоинфраструктура должна находиться на всех улицах и внедряться там, где изначально не предусматривалась проектировщиками.

Василий Вишневский

Велостратегии

Само строительство удачной велоинфраструктуры — результат грамотного планирования. Поэтому велостратегии и велоконцепции тоже являются важным элементом в создании комфортной среды для использования СИМ.

Задачу непрерывности велоинфраструктуры может решать велостратегия/велоконцепция. Например, в Челябинске разработали план развития велосипедного движения на 10 лет.

Алексей Смирнов

Также эксперты сообщили, что недавно в Санкт-Петербурге организовывался тендер на создание Велоконцепции города до 2030 года, но информации о ходе тендера и его результатах пока нет.


Опыт Цюриха наглядно показывает, что эффективное развитие велоинфраструктуры возможно даже в условиях плотной городской застройки и ограниченного бюджета. Если города готовы учитывать потребности всех участников движения и работать над созданием удобной, безопасной инфраструктуры, как это сделано в Цюрихе, то велосипеды смогут стать важной частью транспортной системы.

Примеры успешных проектов планирования и строительства велоинфраструктуры в России демонстрируют, что, несмотря на сложности, создание велосипедных сетей с учетом международных стандартов возможно.

Главное — привлечение специалистов, внимание к безопасности и готовность городских властей адаптировать улицы для всех участников дорожного движения, делая городскую среду более дружелюбной и доступной.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление