Как регулируются поездки на самокатах: действующие ПДД

Весной 2023 года электросамокаты впервые получили правовой статус — теперь они и другие подобные транспортные средства относятся 
к отдельной категории средств индивидуальной мобильности (СИМ). 
С 1 марта 2023 года пользователи электросамокатов должны соблюдать установленные правила дорожного движения.

Объясняем простыми словами

Сервисы кикшерингов применяют все основные правила автоматически — и штрафуют нарушителей. А вот за владельцами личных СИМ следят только сотрудники ГИБДД и участковые инспекторы, если нарушение происходит в пешеходных зонах. Рассказываем, как пользователи могут перемещаться по городу и какие существуют ограничения.

Запреты

Превышение допустимой скорости движения

Штраф по КоАП: 500 ₽ (ч.2 ст. 12.19 КоАП)

Максимальная разрешённая скорость езды на самокате — 25 км/ч.
В жилых зонах, где чаще гуляют дети, движение не должно быть быстрее 20 км/ч. Водителям личных СИМ нужно сбрасывать скорость самостоятельно.

 

Нарушение правил парковки

Штраф по КоАП: 500 ₽ (ч.1 ст. 12.19 КоАП)

После завершения аренды СИМ необходимо оставить в точке виртуальной парковки, иногда обозначенной дополнительной разметкой или знаком. Частный самокат надо парковать так, чтобы он не стоял 
на проходе и не мешал другим участникам дорожного движения.

Неспешивание на пешеходном переходе

Штраф по КоАП: 800 ₽ (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

Пешеходы или водители могут не успеть отреагировать на человека, который передвигается на СИМ. Идя пешком, человек остаётся в зоне видимости всех участников движения — только так можно избежать столкновения.

Езда вдвоём

Штраф по КоАП: 800 ₽ (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

СИМ рассчитан только на одного пользователя. Из-за перевеса можно легко упасть даже на небольшом повороте — такие травмы будут серьёзнее, чем если в аварию попадёт один человек.

Инцидент по вине пользователя, повлекший причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц

Штраф по КоАП: от 1 000 до 1 500 ₽ (ч.2 ст. 12.30 КоАП)

Водитель привлекается к административной и материальной ответственности, если по неосторожности причинил вред здоровью другого человека лёгкой или средней тяжести, а также нанёс урон чужому имуществу.

Езда в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения

Штраф по КоАП: от 1 000 до 1 500 ₽ (ч.3 ст. 12.29 КоАП)

Алкоголь или наркотические вещества снижают концентрацию — пользователь рискует получить травмы сам и навредить другим участникам движения. Если нарушение правил привело к ДТП


Пользователи самокатов кикшеринга несут дополнительную ответственность. Каждый сервис устанавливает свои внутренние правила, которые дополняют ПДД и более детально следят за комфортом
и безопасностью горожан.


Где ездить взрослым и детям

В зависимости от возраста, пользователи СИМ и их возможности передвижения разделяются на три категории:

  • Лица младше 7 лет
    Могут перемещаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне движения пешеходов —но только в сопровождении взрослых;
  • Лица от 7 до 14 лет
    Им открыты тротуары, пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки. Нельзя ездить по обочине или правому краю дороги;
  • Лица старше 14 лет
    На них распространяются те же правила, что и на взрослых пользователей. Должны ехать по велополосе или по тротуару. Если нет пешеходной зоны, можно перемещаться по обочине. Когда отсутствует и она — по правому краю проезжей части.

Большинство операторов разрешают арендовать электросамокаты только лицам старше 18 лет. За исключением Whoosh [ВУШ] — с ноября 2023 года в отдельных городах сервис доступен с 16-17 лет.

Как правильно передвигаться по правому краю дороги?

  • СИМ должен быть оборудован фарой белого цвета, звонком, тормозами и светоотражателями — белым спереди, оранжевым или красным сбоку, а также красным сзади. Все самокаты кикшеринга строго соответствуют этому правилу;
  • Запрещено выезжать на проезжую часть со скоростью потока выше 60 км/ч;
  • Запрещено поворачивать налево или разворачиваться на трамвайных путях
    или участках с несколькими полосами движения в одну сторону.

Знаки, которые разделяют потоки пешеходов и СИМ

Чат-бот в Телеграме для фиксации нарушений 

В апреле 2024 года Ассоциация операторов микромобильности запустила федеральный чат-бот @Samokat_ru_bot, в который можно сообщать о нарушениях с участием прокатных электросамокатов.
При подтверждении нарушения водителя штрафуют или блокируют. Сервис работает на территории 87 городов России, а также в Минске.


Новые правила делают городскую среду проще, понятнее и удобнее 
для всех участников дорожного движения. Кикшеринги и СИМ становятся официальной частью транспортной системы, а электросамокаты укрепляют свой статус как удобного и современного средства передвижения. Правила обеспечивают пользователям комфорт, горожанам — безопасность, бизнесу — развитие, а государству — упорядоченный и перспективный сектор.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление