Как регулируются поездки на самокатах: действующие ПДД

Весной 2023 года электросамокаты впервые получили правовой статус — теперь они и другие подобные транспортные средства относятся 
к отдельной категории средств индивидуальной мобильности (СИМ). 
С 1 марта 2023 года пользователи электросамокатов должны соблюдать установленные правила дорожного движения.

Объясняем простыми словами

Сервисы кикшерингов применяют все основные правила автоматически — и штрафуют нарушителей. А вот за владельцами личных СИМ следят только сотрудники ГИБДД и участковые инспекторы, если нарушение происходит в пешеходных зонах. Рассказываем, как пользователи могут перемещаться по городу и какие существуют ограничения.

Запреты

Превышение допустимой скорости движения

Штраф по КоАП: 500 ₽ (ч.2 ст. 12.19 КоАП)

Максимальная разрешённая скорость езды на самокате — 25 км/ч.
В жилых зонах, где чаще гуляют дети, движение не должно быть быстрее 20 км/ч. Водителям личных СИМ нужно сбрасывать скорость самостоятельно.

 

Нарушение правил парковки

Штраф по КоАП: 500 ₽ (ч.1 ст. 12.19 КоАП)

После завершения аренды СИМ необходимо оставить в точке виртуальной парковки, иногда обозначенной дополнительной разметкой или знаком. Частный самокат надо парковать так, чтобы он не стоял 
на проходе и не мешал другим участникам дорожного движения.

Неспешивание на пешеходном переходе

Штраф по КоАП: 800 ₽ (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

Пешеходы или водители могут не успеть отреагировать на человека, который передвигается на СИМ. Идя пешком, человек остаётся в зоне видимости всех участников движения — только так можно избежать столкновения.

Езда вдвоём

Штраф по КоАП: 800 ₽ (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

СИМ рассчитан только на одного пользователя. Из-за перевеса можно легко упасть даже на небольшом повороте — такие травмы будут серьёзнее, чем если в аварию попадёт один человек.

Инцидент по вине пользователя, повлекший причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц

Штраф по КоАП: от 1 000 до 1 500 ₽ (ч.2 ст. 12.30 КоАП)

Водитель привлекается к административной и материальной ответственности, если по неосторожности причинил вред здоровью другого человека лёгкой или средней тяжести, а также нанёс урон чужому имуществу.

Езда в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения

Штраф по КоАП: от 1 000 до 1 500 ₽ (ч.3 ст. 12.29 КоАП)

Алкоголь или наркотические вещества снижают концентрацию — пользователь рискует получить травмы сам и навредить другим участникам движения. Если нарушение правил привело к ДТП


Пользователи самокатов кикшеринга несут дополнительную ответственность. Каждый сервис устанавливает свои внутренние правила, которые дополняют ПДД и более детально следят за комфортом
и безопасностью горожан.


Где ездить взрослым и детям

В зависимости от возраста, пользователи СИМ и их возможности передвижения разделяются на три категории:

  • Лица младше 7 лет
    Могут перемещаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне движения пешеходов —но только в сопровождении взрослых;
  • Лица от 7 до 14 лет
    Им открыты тротуары, пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки. Нельзя ездить по обочине или правому краю дороги;
  • Лица старше 14 лет
    На них распространяются те же правила, что и на взрослых пользователей. Должны ехать по велополосе или по тротуару. Если нет пешеходной зоны, можно перемещаться по обочине. Когда отсутствует и она — по правому краю проезжей части.

Большинство операторов разрешают арендовать электросамокаты только лицам старше 18 лет. За исключением Whoosh [ВУШ] — с ноября 2023 года в отдельных городах сервис доступен с 16-17 лет.

Как правильно передвигаться по правому краю дороги?

  • СИМ должен быть оборудован фарой белого цвета, звонком, тормозами и светоотражателями — белым спереди, оранжевым или красным сбоку, а также красным сзади. Все самокаты кикшеринга строго соответствуют этому правилу;
  • Запрещено выезжать на проезжую часть со скоростью потока выше 60 км/ч;
  • Запрещено поворачивать налево или разворачиваться на трамвайных путях
    или участках с несколькими полосами движения в одну сторону.

Знаки, которые разделяют потоки пешеходов и СИМ

Чат-бот в Телеграме для фиксации нарушений 

В апреле 2024 года Ассоциация операторов микромобильности запустила федеральный чат-бот @Samokat_ru_bot, в который можно сообщать о нарушениях с участием прокатных электросамокатов.
При подтверждении нарушения водителя штрафуют или блокируют. Сервис работает на территории 87 городов России, а также в Минске.


Новые правила делают городскую среду проще, понятнее и удобнее 
для всех участников дорожного движения. Кикшеринги и СИМ становятся официальной частью транспортной системы, а электросамокаты укрепляют свой статус как удобного и современного средства передвижения. Правила обеспечивают пользователям комфорт, горожанам — безопасность, бизнесу — развитие, а государству — упорядоченный и перспективный сектор.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление