Как россиян учат соблюдать правила на самокате

В последние годы операторы кикшеринга активно развивают культуру вождения электросамокатов. Чем больше людей знают правила, тем меньше нарушений, поэтому компании используют все возможности — от рекламы на улицах до целевых обучающих программ.

Рассказываем, как кикшеринги учат управлять самокатами по правилам и что делать администрации, чтобы провести обучение или организовать рекламную кампанию в своем городе.

Целевая аудитория кикшеринговых сервисов

Зачем операторы проводят свои мероприятия

С 1 марта 2023 года электросамокаты получили статус средства индивидуальной мобильности (СИМ), а их водители перестали считаться пешеходами. Вместе со статусом появились и новые ПДД.

Теперь закон запрещает:

  • Передвигаться со скоростью выше 25 км/ч;
  • Нарушать правила парковки;
  • Пересекать пешеходные переходы, не спешиваясь;
  • Ездить на самокате вдвоём;
  • Управлять самокатом в состоянии алкогольного 
и наркотического опьянения.

Получается, у водителей электросамокатов есть свои ПДД, как и у автомобилистов, но нет отдельных школ вождения, где люди могли бы узнать об этих правилах.

Поэтому в городах, где самокаты стали частью транспортной системы, власти и кикшеринговые операторы вместе создают культуру вождения нового транспорта.

Обучение в цифрах: 2024 год

Как учат ездить на самокатах

Кикшеринги используют разные форматы обучения, чтобы охватить как можно больше пользователей и повысить культуру вождения в городах своего присутствия: онлайн-уроки, социальную рекламу и офлайн-занятия по безопасности для горожан.

Онлайн-обучение

За 2024 год 3,5 млн раз были пройдены онлайн-обучения на платформах операторов.

Чтобы арендовать самокат, пользователю нужно установить приложение оператора — у каждого сервиса оно своё.
В этих приложениях есть инструкции, которые наглядно объясняют, как начать поездку и безопасно передвигаться. Обычно серия правил показывается перед первым использованием сервиса.

Некоторые операторы разрабатывают полноформатные курсы в приложении. В такое обучение включены все правила дорожного движения для самокатов и нюансы, которые делают вождение безопасным. Обучение доступно в приложении и на сайтах сервисов, поэтому курс можно пройти с телефона и с компьютера. Такие материалы есть у операторов «МТС Юрент» и Whoosh.

Как поощряется онлайн-обучение

В конце обучения операторы предлагают пользователям тест на проверку новых знаний. За хороший результат Whoosh 
и МТС Юрент дарят cкидку на поездку.

Очные мероприятия для всех желающих

За 2024 год

  • Более 2 млн человек прошли очное обучение
  • Более 100 мероприятий провели операторы кикшеринга
  • Более 40 городов-участников

Один из главных форматов обучения — очные мероприятия, где участников знакомят с ПДД для самокатов и учат применять их на практике. Сначала — теория, затем отработка навыков в реальных условиях.

Например, в 2024 году в Москве на популярных открытых площадках всё лето проводились «Школы вождения электросамокатов 2024», где операторы Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go обучали совершеннолетних пользователей безопасной езде. Проект поддержал Департамент транспорта Москвы, а расписание занятий публиковалось на сайте Единого Транспортного Портала.

Также в 2024 году МТС Юрент вместе с проектом Московское долголетие провели мероприятие «Школа безопасного вождения» для пожилых людей. На нём под руководством инструктора водить самокаты научились около 50 человек.

Как провести обучение по безопасному вождению в вашем городе 

Для снижения аварийности и повышения культуры вождения важно регулярно напоминать жителям города о ПДД. Очные мероприятия помогают в этом, особенно если проводить их в парках, на центральных улицах и в других оживлённых местах.

Но без поддержки властей такие инициативы сложно реализовать, поэтому кикшеринги работают вместе с городской администрацией и ГАИ. Администрация города предоставляет площадку, ГАИ — инспектора, а оператор —инструкторов и учебные самокаты.

Чтобы провести школу безопасного вождения в своём городе, обратитесь к операторам кикшеринга в своём городе.
В сообщении укажите желаемую дату, время и место для проведения мероприятия.


Контакты для связи


Работа со школьниками и студентами

За 2024 год занятия проходили более чем в 30 учебных заведениях России.

Операторы активно работают в онлайн и офлайн с молодыми пользователями кикшеринга: учениками школ и студентами вузов.

Хотя школьники — не целевая аудитория, им помогают освоить правила дорожного движения как будущим водителям. Особенно учитывая, что у некоторых могут появиться личные самокаты.

Материалы для преподавателей

В 2024 году кикшеринг Whoosh разработал серию материалов «Культурное движение» для преподавателей школ, колледжей и вузов, которые можно использовать для обучения учеников и студентов. Материалы находятся в свободном доступе: изучить их может каждый желающий. Проект поддержал Департамент городского транспорта Минтранса РФ.

Урок в формате лекции рассчитан на 20-25 минут. Материалы раскрывают основные правила дорожного движения
для электросамокатов. Например, возрастные особенности вождения самокатов и скоростные ограничения.

Также на сайте есть обучающий 18-минутный видеоролик. В нем рассказывается, из чего состоит самокат, как и где на нём ездить, на что обращать внимание в поездках, какие правила касаются езды на самокатах, и какие штрафы можно получить за их нарушение.

В 2024 году Яндекс Go вместе с Департаментом образования Москвы начал реализовывать программу по безопасному вождению СИМ. По ней за текущий учебный год более 100 тысяч школьников обучат вождению самокатов.

В занятия включены теория и практика, для которой оператор предоставляет учебный самокат. Ученики помещаются в ситуации, аналогичные реальным. Так у школьников заранее формируются навыки вождения электросамокатов.

Социальная реклама

Операторы кикшеринга активно запускают социальную рекламу, потому что правила безопасного вождения важно знать не только пользователям сервисов, но и другим участникам дорожного движения — пешеходам и владельцам личных СИМ.

Как городу получить материалы для рекламной кампании?

Мы всегда готовы помочь городу с информированием жителей. У нас есть макеты социальной рекламы для билбордов, экранов и транспорта — текстовые и визуальные, в том числе без брендинга для некоммерческого размещения. Если город предоставит площадки, мы с удовольствием передадим материалы — нужно лишь направить запрос в адрес сервиса о предоставлении макетов с указанием форматов и технических параметров площадок для размещения

Денис Балакирев

Какие наиболее крупные кампании запускались в последние годы

Ассоциация операторов микромобильности

В 2023 году Ассоциация операторов микромобильности запустила информационно-просветительский проект «Простые правила». На остановках и билбордах размещались плакаты с правилами дорожного движения для самокатов.

Например: «Через пешеходный переход — только пешком», «Один самокат — один человек», «Припаркованный самокат не должен мешать окружающим» и другие.

МТС Юрент

Чтобы рассказывать жителям городов о правилах движения на самокатах, сервис выбирает яркие форматы. Рекламные кампании оператора часто обсуждаются в интернете и запоминаются пользователям.

В прошлом году на уличных плакатах МТС Юрент появился слон, который в стихах напоминал о правилах вождения. Его напечатали на обложке журнала «Тёщин язык». А в Санкт-Петербурге разместили панно 
в сотрудничестве с местным художником.

В региональных кампаниях МТС Юрент подчёркивает местные особенности. Так, в Казани разместили плакаты на татарском языке, 
а в Калининграде повесили рекламу с цитатами Иммануила Канта.

Также оператор снимает короткие видеоролики. Например, шутливый ролик про сына маминой подруги о важности соблюдения ПДД 
с актёрами театра «Заячий стон» или ролик о спешивании 
на пешеходных переходах.

Whoosh [Вуш]

У кампаний оператора спокойный и дружелюбный тон, а визуальная часть подчёркивает важность соблюдения правил.

Например, в прошлом году о правилах «Спешивайся на переходе» 
и «Не бери самокат ребенку» напоминали мультяшные персонажи. 
А арт-объекты в Санкт-Петербурге представили миры разных пользователей кикшеринга, для которых действуют одинаковые 
правила вождения.

Ответственное вождение

Кикшеринги внедряют всё больше форматов обучения, снижая число инцидентов и формируя культуру ответственного вождения. Сотрудничество с властями помогает операторам охватить больше людей и сделать дороги безопаснее для всех участников движения.


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление