Колонка эксперта

Алексей Смирнов
Основатель компании InnovaTransport
Велоинфраструктура. Быть или не быть?
Сегодня только ленивый не говорит о том, что развитие велоинфраструктуры — вопрос важный, нужный, насущный.
И все эти разговоры пока ведут в никуда, потому что городам страшно взять на себя ответственность, ошибиться и сделать что-то не так.
Новые проекты часто воспринимаются как трата бюджета, особенно если эффект от них не сразу очевиден. Поэтому в новостях мы редко видим сообщения об открытии новой велополосы или велодорожки
(за исключением Москвы). Зато полно жалоб на самокаты и велосипеды, которые снуют по тротуарам и мешают пешеходам.
Согласно результатам опроса «STEP. Транспортные решения» и МТС Юрент, в 2023 году:
- 83% пользователей электросамокатов перестанут ездить по тротуарам, если появятся велополосы
В этой ситуации единственный выход — развивать инфраструктуру,
чтобы «самокатчики» и велосипедисты ездили только по специально отведенным дорожкам.
Почему развитие велоинфраструктуры неизбежно?
Велосипедистов становится больше, как и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Велоинфраструктура все чаще становится центральной темой для обсуждения на законодательном уровне.
Меняется движение на улицах города
Сервисы доставки продолжают работать в любую погоду, и курьеры ездят на велосипедах круглый год.
С 2020 года маркетплейсы отмечают рост спроса на электросамокаты. Эта тенденция продолжается до сих пор — горожане пользуются не только арендованными самокатами, но и покупают свои собственные.
По статистике Минтранса:
- 540 тыс. мобильных устройств было продано в розницу в 2020–2022 гг
- 192 тыс. СИМ находилось в аренде на 2023 год
Появляются новые законы
В 2023 году правительство утвердило дорожную карту развития СИМ
Вот к чему обязывает пункт 16 «Подготовка планов субъектов Российской Федерации
по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы»:
- Разработать долгосрочный план, чтобы разделить потоки пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.
- Интегрировать СИМ в городскую транспортную систему.
- Обновить градостроительные и транспортные документы с учётом развития СИМ и необходимости разделения потоков.
- Создать инфраструктуру для СИМ на рекреационных территориях и возле социальных объектов.
- Учесть маршруты движения СИМ в паспортах безопасности для школ
и детских садов.
Минтранс обновил правила организации дорожного движения. Согласно изменениям в Приказ от 23.04.2024 № 145 регионы должны учитывать средства индивидуальной мобильности (СИМ) и инфраструктуру для них при организации дорожного движения.
Есть ли примеры развития, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?
Конечно! Развитие велоинфраструктуры идет во многих городах нашей страны.
Челябинск
В 2022 году в Челябинске разработали велостратегию, рассчитанную на 10 лет. В состав команды вошли сотрудники ГИБДД, представители районных, городской и областной администраций, специалисты бюро транспортного планирования OTS Lab. По завершении реализации в городе появится сеть веломаршрутов общей протяженностью 250 км, охватывающая все районы города.

Все документы по разработке велостратегии разделены на три тома, все они лежат в открытом доступе на сайте.
- 1 том: Анализ существующего положения
- 2 том: Предложения по развитию велоинфраструктуры
- 3 том: Свод рекомендаций. Размещение сопутствующей инфраструктуры
Источник: Бюро транспортного планирования OTS Lab
Казань
В 2023 году мэр Казани поручил специалистам Института развития города разработать концепцию развития веломаршрутов. Сейчас специалисты разрабатывают схему велокаркаса, на базе которого будут разрабатывать проекты для улиц.

Калининград
В Калининградской области есть несколько велосипедных маршрутов. Один из них пролегает вдоль береговой линии от Зеленоградска до Светлогорска и невероятно популярен среди жителей и туристов.
Кроме этого, власти Калининградской области сейчас активно реализуют вторую очередь велодорожки «От косы до косы» на побережье Балтийского моря от Куршской до Балтийской косы.

Как развивать велоинфраструктуру
Есть два варианта: нанести разметку на асфальт или физически обособить велодорожки. Второй способ безопаснее и это показывает статистика аварийности по Москве.
По статистике «STEP. Транспортные решения» на 28% снижается аварийность на районных
улицах при наличии велоинфраструктуры.
В чем преимущество физического разделения?
- Вы физически разграничиваете потоки: бордюром или кустарником. Велосипедисты и пользователи СИМ не выедут на тротуары или проезжую часть, что снижает число ДТП.
- Вы снижаете социальный конфликт. Пешеходы и водители реже сталкиваются с внезапными маневрами друг друга, а значит, будут меньше злиться и ругаться.
Что делать городам и регионам?
Принять новую реальность. Велосипеды и СИМ уже становятся частью городских транспортных систем и альтернативой общественному транспорту. По данным операторов, люди все чаще ездят на самокатах по дороге домой, на работу или до ближайшей остановки.
По данным из исследования рынка кикшеринга в России, проведенного изданием Трушеринг в 2023 году 85% поездок в Москве совершаются по транспортному сценарию.
Городам нужно готовиться к сезону 2025 года: разрабатывать стратегии, проекты велоинфраструктуры, сотрудничать с операторами микромобильности. Не забывайте и о сроках Дорожной карты — пункт 16 имеет срок исполнения 20 марта 2025 года. Времени немного, но оно еще есть. К этому сроку нужно понять, как и с помощью каких инструментов город улучшит дорожно-транспортную систему города.
Главный совет: не бойтесь развивать велоинфраструктуру. Города, которые уже сделали этот шаг, сделали свои улицы безопаснее, а жителей — счастливее. Ошибки возможны, но их можно исправить. У вас все получится.

Алексей Смирнов
Эксперт в вопросах развития транспортных систем. Основатель компании InnovaTransport