Велоинфраструктура. Быть или не быть?

Сегодня только ленивый не говорит о том, что развитие велоинфраструктуры  — вопрос важный, нужный, насущный.
И все эти разговоры пока ведут в никуда, потому что городам страшно взять на себя ответственность, ошибиться и сделать что-то не так.

Новые проекты часто воспринимаются как трата бюджета, особенно если эффект от них не сразу очевиден. Поэтому в новостях мы редко видим сообщения об открытии новой велополосы или велодорожки
(за исключением Москвы). Зато полно жалоб на самокаты и велосипеды, которые снуют по тротуарам и мешают пешеходам.

Согласно результатам опроса «STEP. Транспортные решения» и МТС Юрент, в 2023 году:

  • 83% пользователей электросамокатов перестанут ездить по тротуарам, если появятся велополосы

В этой ситуации единственный выход — развивать инфраструктуру,
чтобы «самокатчики» и велосипедисты ездили только по специально отведенным дорожкам.

Почему развитие велоинфраструктуры неизбежно?

Велосипедистов становится больше, как и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Велоинфраструктура все чаще становится центральной темой для обсуждения на законодательном уровне.

Меняется движение на улицах города

Сервисы доставки продолжают работать в любую погоду, и курьеры ездят на велосипедах круглый год.

С 2020 года маркетплейсы отмечают рост спроса на электросамокаты. Эта тенденция продолжается до сих пор — горожане пользуются не только арендованными самокатами, но и покупают свои собственные.

По статистике Минтранса:

  • 540 тыс. мобильных устройств было продано в розницу в 2020–2022 гг
  • 192 тыс. СИМ находилось в аренде на 2023 год

 

Появляются новые законы 

В 2023 году правительство утвердило дорожную карту развития СИМ

Вот к чему обязывает пункт 16 «Подготовка планов субъектов Российской Федерации
по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы»:

  1. Разработать долгосрочный план, чтобы разделить потоки пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.
  2. Интегрировать СИМ в городскую транспортную систему.
  3. Обновить градостроительные и транспортные документы с учётом развития СИМ и необходимости разделения потоков.
  4. Создать инфраструктуру для СИМ на рекреационных территориях и возле социальных объектов.
  5. Учесть маршруты движения СИМ в паспортах безопасности для школ
    и детских садов.

Минтранс обновил правила организации дорожного движения. Согласно изменениям в Приказ от 23.04.2024 № 145 регионы должны учитывать средства индивидуальной мобильности (СИМ) 
и инфраструктуру для них при организации дорожного движения.

Есть ли примеры развития, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?

Конечно! Развитие велоинфраструктуры идет во многих городах нашей страны.

Челябинск

В 2022 году в Челябинске разработали велостратегию, рассчитанную на 10 лет. В состав команды вошли сотрудники ГИБДД, представители районных, городской и областной администраций, специалисты бюро транспортного планирования OTS Lab. По завершении реализации в городе появится сеть веломаршрутов общей протяженностью 250 км, охватывающая все районы города.

 

Все документы по разработке велостратегии разделены на три тома, все они лежат 
в открытом доступе на сайте.

  • 1 том: Анализ существующего положения
  • 2 том: Предложения по развитию велоинфраструктуры
  • 3 том: Свод рекомендаций. Размещение сопутствующей инфраструктуры

Источник: Бюро транспортного планирования OTS Lab

Казань

В 2023 году мэр Казани поручил специалистам Института развития города разработать концепцию развития веломаршрутов. Сейчас специалисты разрабатывают схему велокаркаса, на базе которого будут разрабатывать проекты для улиц.

Калининград

В Калининградской области есть несколько велосипедных маршрутов. Один из них пролегает вдоль береговой линии от Зеленоградска до Светлогорска и невероятно популярен среди жителей и туристов.

Кроме этого, власти Калининградской области сейчас активно реализуют вторую очередь велодорожки «От косы до косы» на побережье Балтийского моря от Куршской до Балтийской косы.

Как развивать велоинфраструктуру

Есть два варианта: нанести разметку на асфальт или физически обособить велодорожки. Второй способ безопаснее и это показывает статистика аварийности по Москве.

По статистике «STEP. Транспортные решения» на 28% снижается аварийность на районных
улицах при наличии велоинфраструктуры.

 

В чем преимущество физического разделения? 

  1. Вы физически разграничиваете потоки: бордюром или кустарником. Велосипедисты и пользователи СИМ не выедут на тротуары или проезжую часть, что снижает число ДТП.
  2. Вы снижаете социальный конфликт. Пешеходы и водители реже сталкиваются с внезапными маневрами друг друга, а значит, будут меньше злиться и ругаться.

Что делать городам и регионам?

Принять новую реальность. Велосипеды и СИМ уже становятся частью городских транспортных систем и альтернативой общественному транспорту. По данным операторов, люди все чаще ездят на самокатах по дороге домой, на работу или до ближайшей остановки.

По данным из исследования рынка кикшеринга в России, проведенного изданием Трушеринг в 2023 году 85% поездок в Москве совершаются по транспортному сценарию.

Городам нужно готовиться к сезону 2025 года: разрабатывать стратегии, проекты велоинфраструктуры, сотрудничать с операторами микромобильности. Не забывайте и о сроках Дорожной карты — пункт 
16 имеет срок исполнения 20 марта 2025 года. Времени немного, но оно еще есть. К этому сроку нужно понять, как и с помощью каких инструментов город улучшит дорожно-транспортную систему города.

Главный совет: не бойтесь развивать велоинфраструктуру. Города, которые уже сделали этот шаг, сделали свои улицы безопаснее, а жителей — счастливее. Ошибки возможны, но их можно исправить. У вас все получится.

Алексей Смирнов


Рекомендации

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Почему частные самокаты без регулирования опасны

В России снова обсуждают полный запрет аренды самокатов. Сначала запрет предложил депутат Сергей Миронов, теперь — мэр Краснодара Евгений Наумов: «Руками и ногами поддерживаю полный запрет этих СИМов».

ГИБДД: Количество ДТП с СИМ сократилось на 20% по всей России

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием СИМ снизилось на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Снижение аварийности зафиксировано впервые.

Как пишут новости про самокаты в 2025 году? Исследование медиаобраза СИМ

В российских СМИ арендные электросамокаты по-прежнему чаще всего фигурируют как источник проблем. В новостях обсуждают аварии, запреты, штрафы и конфликты с пешеходами. Положительные инфоповоды теряются на общем фоне, хотя за последние годы кикшеринг стал одним из самых массовых и зарегулированных видов транспорта в России.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление