Велоинфраструктура. Быть или не быть?

Сегодня только ленивый не говорит о том, что развитие велоинфраструктуры  — вопрос важный, нужный, насущный.
И все эти разговоры пока ведут в никуда, потому что городам страшно взять на себя ответственность, ошибиться и сделать что-то не так.

Новые проекты часто воспринимаются как трата бюджета, особенно если эффект от них не сразу очевиден. Поэтому в новостях мы редко видим сообщения об открытии новой велополосы или велодорожки
(за исключением Москвы). Зато полно жалоб на самокаты и велосипеды, которые снуют по тротуарам и мешают пешеходам.

Согласно результатам опроса «STEP. Транспортные решения» и МТС Юрент, в 2023 году:

  • 83% пользователей электросамокатов перестанут ездить по тротуарам, если появятся велополосы

В этой ситуации единственный выход — развивать инфраструктуру,
чтобы «самокатчики» и велосипедисты ездили только по специально отведенным дорожкам.

Почему развитие велоинфраструктуры неизбежно?

Велосипедистов становится больше, как и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Велоинфраструктура все чаще становится центральной темой для обсуждения на законодательном уровне.

Меняется движение на улицах города

Сервисы доставки продолжают работать в любую погоду, и курьеры ездят на велосипедах круглый год.

С 2020 года маркетплейсы отмечают рост спроса на электросамокаты. Эта тенденция продолжается до сих пор — горожане пользуются не только арендованными самокатами, но и покупают свои собственные.

По статистике Минтранса:

  • 540 тыс. мобильных устройств было продано в розницу в 2020–2022 гг
  • 192 тыс. СИМ находилось в аренде на 2023 год

 

Появляются новые законы 

В 2023 году правительство утвердило дорожную карту развития СИМ

Вот к чему обязывает пункт 16 «Подготовка планов субъектов Российской Федерации
по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы»:

  1. Разработать долгосрочный план, чтобы разделить потоки пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.
  2. Интегрировать СИМ в городскую транспортную систему.
  3. Обновить градостроительные и транспортные документы с учётом развития СИМ и необходимости разделения потоков.
  4. Создать инфраструктуру для СИМ на рекреационных территориях и возле социальных объектов.
  5. Учесть маршруты движения СИМ в паспортах безопасности для школ
    и детских садов.

Минтранс обновил правила организации дорожного движения. Согласно изменениям в Приказ от 23.04.2024 № 145 регионы должны учитывать средства индивидуальной мобильности (СИМ) 
и инфраструктуру для них при организации дорожного движения.

Есть ли примеры развития, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?

Конечно! Развитие велоинфраструктуры идет во многих городах нашей страны.

Челябинск

В 2022 году в Челябинске разработали велостратегию, рассчитанную на 10 лет. В состав команды вошли сотрудники ГИБДД, представители районных, городской и областной администраций, специалисты бюро транспортного планирования OTS Lab. По завершении реализации в городе появится сеть веломаршрутов общей протяженностью 250 км, охватывающая все районы города.

 

Все документы по разработке велостратегии разделены на три тома, все они лежат 
в открытом доступе на сайте.

  • 1 том: Анализ существующего положения
  • 2 том: Предложения по развитию велоинфраструктуры
  • 3 том: Свод рекомендаций. Размещение сопутствующей инфраструктуры

Источник: Бюро транспортного планирования OTS Lab

Казань

В 2023 году мэр Казани поручил специалистам Института развития города разработать концепцию развития веломаршрутов. Сейчас специалисты разрабатывают схему велокаркаса, на базе которого будут разрабатывать проекты для улиц.

Калининград

В Калининградской области есть несколько велосипедных маршрутов. Один из них пролегает вдоль береговой линии от Зеленоградска до Светлогорска и невероятно популярен среди жителей и туристов.

Кроме этого, власти Калининградской области сейчас активно реализуют вторую очередь велодорожки «От косы до косы» на побережье Балтийского моря от Куршской до Балтийской косы.

Как развивать велоинфраструктуру

Есть два варианта: нанести разметку на асфальт или физически обособить велодорожки. Второй способ безопаснее и это показывает статистика аварийности по Москве.

По статистике «STEP. Транспортные решения» на 28% снижается аварийность на районных
улицах при наличии велоинфраструктуры.

 

В чем преимущество физического разделения? 

  1. Вы физически разграничиваете потоки: бордюром или кустарником. Велосипедисты и пользователи СИМ не выедут на тротуары или проезжую часть, что снижает число ДТП.
  2. Вы снижаете социальный конфликт. Пешеходы и водители реже сталкиваются с внезапными маневрами друг друга, а значит, будут меньше злиться и ругаться.

Что делать городам и регионам?

Принять новую реальность. Велосипеды и СИМ уже становятся частью городских транспортных систем и альтернативой общественному транспорту. По данным операторов, люди все чаще ездят на самокатах по дороге домой, на работу или до ближайшей остановки.

По данным из исследования рынка кикшеринга в России, проведенного изданием Трушеринг в 2023 году 85% поездок в Москве совершаются по транспортному сценарию.

Городам нужно готовиться к сезону 2025 года: разрабатывать стратегии, проекты велоинфраструктуры, сотрудничать с операторами микромобильности. Не забывайте и о сроках Дорожной карты — пункт 
16 имеет срок исполнения 20 марта 2025 года. Времени немного, но оно еще есть. К этому сроку нужно понять, как и с помощью каких инструментов город улучшит дорожно-транспортную систему города.

Главный совет: не бойтесь развивать велоинфраструктуру. Города, которые уже сделали этот шаг, сделали свои улицы безопаснее, а жителей — счастливее. Ошибки возможны, но их можно исправить. У вас все получится.

Алексей Смирнов


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление