Каршеринг в Москве: тренды, инновации и сотрудничество с городом
«Достаточно включить слово “каршеринг” в любую статью, и она сразу станет популярной» — говорит Полина Стасюк.
Полина руководит Отделом новой мобильности Дептранса Москвы. Город активно сотрудничает с операторами каршеринга, парк которого сильно вырос за последние пару лет. Самые крупные операторы каршеринга, с которыми плотно работает Отдел, — BelkaCar, «Делимобиль», «Ситидрайв» и «Яндекс Драйв».
Мы обсудили с Полиной, как меняется каршеринг в Москве
и поговорили о безопасности сервисов. В статье рассказываем самые важные тезисы интервью.
Тенденции каршеринга в Москве
«Долгое время каршеринг считали небезопасным, хотя цифры сейчас показывают обратное. Спрос на сервисные машины растёт, аварийность заметно снижается».
- до 46 тыс. за последние 1,5-2 года вырос парк машин (включая автомобили без оклейки и льгот на парковочное разрешение)
Основной тренд — это замена марок и моделей машин. В парке появляются автомобили отечественного производства. Например, машины завода «Москвич».
- Растет парк электромобилей. Много лет было порядка 10 единиц, а сейчас — больше 100
- Более 1,5 млн человек — активные пользователи. Это на 50% больше, чем в прошлом году — тогда их был всего 1 млн
Количество и средняя продолжительность поездок в первой половине 2024 года по данным операторов

Как отслеживается динамика использования автомобилей аренды
«Раз в неделю мы делаем общую сводку, где смотрим, сколько было поездок за неделю, за год, сколько машин добавилось, сколько выбыло, какие это были машины. В этом нам активно помогают операторы каршеринговых сервисов».

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы
Основные показатели, которые предоставляют операторы:
- Рост парка
Сколько автомобилей прибавилось за год, средний возраст машин, доля электромобилей. - Данные телематики о поездках
Общее количество поездок, число поездок в сутки и в пиковые часы, средняя продолжительность и расстояние поездок. Если необходимо, анализируем тепловые карты, чтобы понять основные точки притяжения. - Портрет пользователя
Как меняется аудитория каршеринга: пол, возраст, сценарий поездок. - Социологическое исследование раз в год
Спрашиваем пользователей, что в сервисах нравится, что — нет, какие машины им интересны, куда они чаще всего ездят и какие виды транспорта каршеринг им заменяет.
Что делает каршеринг безопасным для города
«Аварийность снижается стабильно каждый месяц. В этом году в Москве на 24% сократилось число аварий с автомобилями каршеринга, несмотря на рост числа и продолжительности поездок».

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы
Безопасность повышается за счёт совокупности решений, которые принимаются как со стороны власти, так и каршеринговыми сервисами:
- Проверка водительского удостоверения
Во время регистрации операторы убеждаются, что документ не просрочен, у водителя не было лишения прав или множества штрафов. Также оценивается водительский стаж. - Возрастные ограничения
Сервисы устанавливают минимальный возрастной порог, чтобы ограничить доступ к аренде для юных водителей.

- Селфи-идентификация перед поездкой
Система проверяет, что за рулём cидит зарегистрированный водитель. Функция также срабатывает при смене устройства, или если по геолокации телефон пользователя находится далеко от автомобиля. - Рейтинг вождения и риск-профиль
Оцениваются манера вождения, скорость, резкие разгоны и торможения. При множественных и серьезных нарушениях правил сервис блокирует водителя.Сервисы поощряют водителей с высоким рейтингом. Так, пользователи BelkaCar с рейтингом от 81 до 100 баллов получают бонусы в виде кешбэка и скидок на поездки. Статус «Супер-молодец» в Яндекс. Драйве доступен, пока сохраняется рейтинг от 96 — за него начисляется кешбэк 10% баллами Плюса. В Делимобиле скидка «Рейтинг вождения» позволяет экономить до 15% за аккуратное вождение. - Высокие штрафы
Пользователи несут материальную ответственность за ущерб автомобиля: царапины, вмятины и другие повреждения. Сумма штрафа варьируется от 5000 до 250 000 ₽ в зависимости от масштаба нарушений и политики компании.Самые крупные штрафы до 250 000 ₽ связаны с передачей руля третьим лицам и вождением в нетрезвом состоянии — сервисы относятся к этим нарушениям особенно строго. - Тест на трезвость
В ночное время на улицах с большим количеством ресторанов сервисы проверяют, что водитель способен управлять автомобилем. Перед началом аренды пользователь должен успешно пройти тест на внимание и реакцию в приложении каршеринга. - Требования по передаче треков
Чтобы отслеживать правонарушения со стороны шеринговых сервисов, в Москве ввели единые требования по передаче треков поездок в общую систему. - ПДД
Для каршеринга, как и для всех автомобилей, действуют правила дорожного движения. Штрафы за нарушение ПДД обычно выписываются оператору как владельцу авто, а он перевыставляет его пользователю. - Рейды ГАИ
Сотрудники проверяют не только водительское удостоверение и его актуальность — как у всех — но и сверяют аккаунт пользователя на соответствие данным водителя в удостоверении. - Высокая ответственность
Изменение отношения к каршерингу также сыграло свою роль: люди стали серьезнее подходить к сервису после введения рейтинга водителя.Аналитики Яндекс.Драйва в 2022 году отметили, что с момента запуска Профиля вождения за период с июня по январь (по сравнению с предыдущим полугодием) число резких ускорений уменьшилось на 49%, резких поворотов — почти на 29%, резких торможений — на 28%, а агрессивно перестраиваться стало на 31% меньше водителей сервиса.Средний пользователь сегодня — автолюбитель, осознающий, что каршеринг — это ответственность порой даже большая, чем личный автомобиль. - Умные технологии
Безопасно водить стало легче: в машинах каршеринга появились парктроники, система помощи при парковке и перестроении. Ещё в Москве планируют реализацию пилотного проекта по установке ограничителей скорости, чтобы машины не могли разгоняться выше разрешённого предела.
Откуда уверенность в качестве машин каршеринга
Машины — это достаточно дорогое оборудование. У операторов нет задачи купить, привезти машины, которые сейчас стоят порядка двух миллионов и отдать их кому-то, кто сломает их через три дня.

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы
Операторы пристально следят за состоянием машины и сдают их в отличном состоянии по нескольким причинам:
- Качество сервиса
Никто не хочет брать машину, в которой курили, проливали напитки или повредили салон. Негативный опыт может оттолкнуть пользователей, и они не захотят обратиться к сервису повторно. - Стоимость ремонта
Ремонт и восстановление машины обходятся дорого. Регулярная профилактика выгоднее. - Безопасность и долговечность
Операторам важно поддерживать автомобили в хорошем состоянии, чтобы обеспечить безопасность пользователей и устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.Операторы строят бизнес на долгий срок и предпочитают сотрудничать с городом, чтобы развивать инфраструктуру и избегать рисков для бизнеса. Компании, которые вложили ресурсы в развитие сервиса и аудитории, заинтересованы сохранить свою репутацию.
Зачем городу развивать каршеринг, если в этом нет финансовой выгоды
Москва стремится развивать инфраструктуру для жизни, которая позволит жителям комфортно добираться из одной точки в другую с помощью разных видов транспорта.

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы
По статистике Дептранса Москвы:

Каршеринг — это хороший пример сотрудничества бизнеса и города, от которого выигрывают жители столицы. Сервисы аренды снижают нагрузку на дороги и парковочные зоны, поскольку один каршеринговый автомобиль используется пять-шесть раз в сутки. Это способствует улучшению экологии и снижению загруженности дорог, а также сдерживает рост числа личных авто.
Как Отдел новой мобильности регулирует каршеринг
Для операторов каршеринга в городе действуют точечные постановления, а также субсидии и льготы:
- Льготы на парковку
В обмен на льготы операторы обязаны соблюдать требования: парк машин не старше 5 лет, определённые размеры автомобилей, экологический класс не ниже «Евро-5» и оранжевые наклейки для узнаваемости. - Субсидии на электромобили
Повышенный коэффициент субсидий получают электромобили, произведённые в Москве.
Зачем разрешать пользоваться городскими парковками
Города и население растут быстро, а личный транспорт в каждой семье требует огромного числа парковочных мест и создает пробки.

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы
Город заинтересован в развитии каршеринга, но это развитие нужно стимулировать. У водителей должна быть мотивация выбирать каршеринг вместо личного автомобиля. А у операторов — мотивация развивать бизнес. Для обеих категорий важна парковка, а для города — это самое простое, что можно сделать.

Каршерингу не нужны специальные парковочные зоны — они используют парковки для обычных автомобилей. Каршеринг должен быть доступным, поэтому машины можно оставлять в любых удобных местах, через которые лежит маршрут пользователя. Например, около станции метро или торгового центра.
В крупных городах с развитой парковочной инфраструктурой такая схема работает успешно. В небольших городах, где нет платных парковок, важно наладить диалог между местными властями и бизнесом, чтобы определить ключевые потребности для развития.
Можно выделить специальные зоны, особенно у бизнес-центров и торговых комплексов, чтобы поддерживать спрос на автомобили. Стоит сразу договориться с соседними округами, потому что поездки между городами могут стать востребованным направлением.
«Очень важно вести диалог между городом и операторами. Операторы лучше понимают свою бизнес-модель и знают, чем могут помочь городу.
В свою очередь, город может предложить им поддержку. В двустороннем диалоге всегда можно найти точки соприкосновения».

Полина Стасюк
Руководитель Отдела новой мобильности Дептранса Москвы