Как работает мониторинг поездок в каршеринге

Каждая поездка в каршеринге анализируется в режиме реального времени. Полученными данными в обезличенном формате компании делятся с городом. Разбираемся, какие технологии мониторинга используют операторы, почему это важно и чем полезно 
для инфраструктуры города.

Какие данные о поездках анализирует каршеринг

  • геолокация,
  • маршрут поездки,
  • скорость вождения,
  • уровень топлива,
  • статус: свободен/забронирован/арендован и т.д.,
  • профиль пользователя,
  • состояние всех параметров машины.

Как мониторинг поездок помогает городу

Города используют данные каршеринга, чтобы улучшать транспортную систему и повышать безопасность на дорогах: оптимизировать трафик, планировать парковки и развивать инфраструктуру.

Тепловые карты

Анализ маршрутов показывает, где каршеринг наиболее востребован. Это позволяет эффективнее распределять автомобили, организовывать парковки и развивать транспортные узлы. Например, в некоторых аэропортах, торговых центрах и бизнес-центрах есть отдельные парковки для каршеринга.

Мониторинг маятниковой миграции

Данные о поездках поясняют, как люди перемещаются между жилыми и деловыми районами. Это помогает корректировать маршруты общественного транспорта, определять места 
для новых развязок и планировать развитие районов 
с учётом потребностей горожан.

Как это упрощает жизнь пользователям?

Сотрудничество операторов и городских властей помогает 
не только развивать инфраструктуру и управлять трафиком, 
но и делает сервис удобнее для пользователей.

Например, в Москве каршеринг интегрировали в приложение «Московский транспорт» — теперь на одной карте можно увидеть и забронировать автомобили всех крупных операторов.

Технологии мониторинга

Данные для анализа операторы получают с помощью телематики, встроенной в каждый автомобиль сервиса. Это аппаратный блок 
с особым программным обеспечением, собирающий информацию 
о машине в реальном времени. Так операторы узнают, где, когда 
и как движется водитель.

Кроме основных параметров, телематика анализирует более 200 показателей состояния автомобиля. Например:

  • включение ближнего света,
  • использование ручного тормоза,
  • резкие торможения и ускорения,
  • данные тахометра — обороты двигателя и режим его работы.

Телематика помогает повышать культуру вождения, следить 
за состоянием автомобиля и оперативно реагировать в случае инцидентов.

Рейтинг вождения

Система оценивает стиль вождения: аккуратные водители получают высокий балл, а за резкие манёвры и агрессивную езду рейтинг снижается. Это влияет на условия аренды — чем выше рейтинг, тем выгоднее тарифы и доступ к эксклюзивным моделям. Если балл низкий, стоимость аренды увеличивается, 
а за серьёзные нарушения аккаунт могут заблокировать.

Упрощение обслуживания

На основании данных об эксплуатации автомобиля и отзывов пользователей оператор назначает мойку, заправку, зарядку АКБ, плановое ТО или ремонт.

Разбор инцидентов

Если случается ДТП, оператор может восстановить маршрут, местоположение и состояние машины, чтобы быстрее объективно разобраться в ситуации.

Как каршеринг решает проблемы с GPS и связью

Каршеринговые машины передают данные по сотовой сети, но качество связи зависит от покрытия оператора. Чтобы избежать разрывов, сервисы используют Multi SIM-карты — они работают сразу 
с несколькими операторами и автоматически подключаются к тому, 
у кого сигнал лучше в данный момент.

Но даже с хорошей сотовой связью в некоторых районах определение геопозиции по GPS может давать сбой — например, в центральных районах с плотной застройкой, в туннелях или между высотками.
Чтобы знать, где находится машина, сервисы используют данные сотовых вышек.

Как определяется местоположение 
по сигналам сотовых вышек?

  1. Смартфон постоянно подключается к ближайшим вышкам мобильной связи, положение которых всегда известно.
  2. Алгоритмы анализируют сигналы от нескольких вышек и определяют координаты машины
с точностью до 50 метров — этого достаточно, чтобы понять, где стоит авто.

А GSM-терминалы обеспечивают обмен данными с сервером, 
даже если GPS временно не работает.

Новые технологии

В Делимобиле и Ситидрайве в последние несколько лет используют новые технологии для определения местоположения машины.

  • Поиск по фото
    Можно найти машину по снимку, который оставил предыдущий водитель. Это помогает на многоуровневых парковках, где сложно ориентироваться: на фото виден этаж и цвет зоны.
  • Указание местоположения вручную
    Если GPS не определяет место завершения поездки, водитель может самостоятельно указать координаты
    или отметить точку на карте.
  • Бронь по госномеру
    Если машина рядом с пользователем свободна, её можно забронировать прямо на месте, без поиска в приложении.
  • Звуковые и световые сигналы
    Через приложение можно подать звуковой сигнал или помигать фарами. Это помогает быстрее найти забронированный автомобиль.

Польза сегодня и будущее технологии

Системы мониторинга помогают операторам управлять автопарком, а городам — понимать, как передвигаются машины, где нужны новые дороги и маршруты общественного транспорта. Кроме того, телематика делает каршеринг безопаснее. Уже сейчас операторы могут отправлять водителю уведомления о превышении скорости, резких манёврах и запрещённом месте для парковки.

А с прошлого лета «Делимобиль» первым начал тестировать систему ограничения скорости совместно с Дептрансом Москвы и НАМИ. В будущем в машины каршеринга могут установить модули, которые будут плавно снижать скорость в определённых зонах — по аналогии с ограничителями на самокатах.

 

Что это значит для города?

Каршеринг может стать тестовой площадкой для транспортных изменений. Он позволяет внедрять нововведения, контролировать их эффективность и, при успешных результатах, масштабировать на другие виды транспорта.

Это даёт возможность безопасно тестировать новые технологии, комбинировать решения и постепенно достигать того уровня безопасности, к которому стремятся городские власти.

Каршеринг — это не только удобный транспорт, но и мощный источник данных для развития города. Мониторинг поездок помогает операторам следить за безопасностью, а властям — улучшать инфраструктуру, оптимизировать дороги и разгружать улицы.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление