Как работает мониторинг поездок в каршеринге

Каждая поездка в каршеринге анализируется в режиме реального времени. Полученными данными в обезличенном формате компании делятся с городом. Разбираемся, какие технологии мониторинга используют операторы, почему это важно и чем полезно 
для инфраструктуры города.

Какие данные о поездках анализирует каршеринг

  • геолокация,
  • маршрут поездки,
  • скорость вождения,
  • уровень топлива,
  • статус: свободен/забронирован/арендован и т.д.,
  • профиль пользователя,
  • состояние всех параметров машины.

Как мониторинг поездок помогает городу

Города используют данные каршеринга, чтобы улучшать транспортную систему и повышать безопасность на дорогах: оптимизировать трафик, планировать парковки и развивать инфраструктуру.

Тепловые карты

Анализ маршрутов показывает, где каршеринг наиболее востребован. Это позволяет эффективнее распределять автомобили, организовывать парковки и развивать транспортные узлы. Например, в некоторых аэропортах, торговых центрах и бизнес-центрах есть отдельные парковки для каршеринга.

Мониторинг маятниковой миграции

Данные о поездках поясняют, как люди перемещаются между жилыми и деловыми районами. Это помогает корректировать маршруты общественного транспорта, определять места 
для новых развязок и планировать развитие районов 
с учётом потребностей горожан.

Как это упрощает жизнь пользователям?

Сотрудничество операторов и городских властей помогает 
не только развивать инфраструктуру и управлять трафиком, 
но и делает сервис удобнее для пользователей.

Например, в Москве каршеринг интегрировали в приложение «Московский транспорт» — теперь на одной карте можно увидеть и забронировать автомобили всех крупных операторов.

Технологии мониторинга

Данные для анализа операторы получают с помощью телематики, встроенной в каждый автомобиль сервиса. Это аппаратный блок 
с особым программным обеспечением, собирающий информацию 
о машине в реальном времени. Так операторы узнают, где, когда 
и как движется водитель.

Кроме основных параметров, телематика анализирует более 200 показателей состояния автомобиля. Например:

  • включение ближнего света,
  • использование ручного тормоза,
  • резкие торможения и ускорения,
  • данные тахометра — обороты двигателя и режим его работы.

Телематика помогает повышать культуру вождения, следить 
за состоянием автомобиля и оперативно реагировать в случае инцидентов.

Рейтинг вождения

Система оценивает стиль вождения: аккуратные водители получают высокий балл, а за резкие манёвры и агрессивную езду рейтинг снижается. Это влияет на условия аренды — чем выше рейтинг, тем выгоднее тарифы и доступ к эксклюзивным моделям. Если балл низкий, стоимость аренды увеличивается, 
а за серьёзные нарушения аккаунт могут заблокировать.

Упрощение обслуживания

На основании данных об эксплуатации автомобиля и отзывов пользователей оператор назначает мойку, заправку, зарядку АКБ, плановое ТО или ремонт.

Разбор инцидентов

Если случается ДТП, оператор может восстановить маршрут, местоположение и состояние машины, чтобы быстрее объективно разобраться в ситуации.

Как каршеринг решает проблемы с GPS и связью

Каршеринговые машины передают данные по сотовой сети, но качество связи зависит от покрытия оператора. Чтобы избежать разрывов, сервисы используют Multi SIM-карты — они работают сразу 
с несколькими операторами и автоматически подключаются к тому, 
у кого сигнал лучше в данный момент.

Но даже с хорошей сотовой связью в некоторых районах определение геопозиции по GPS может давать сбой — например, в центральных районах с плотной застройкой, в туннелях или между высотками.
Чтобы знать, где находится машина, сервисы используют данные сотовых вышек.

Как определяется местоположение 
по сигналам сотовых вышек?

  1. Смартфон постоянно подключается к ближайшим вышкам мобильной связи, положение которых всегда известно.
  2. Алгоритмы анализируют сигналы от нескольких вышек и определяют координаты машины
с точностью до 50 метров — этого достаточно, чтобы понять, где стоит авто.

А GSM-терминалы обеспечивают обмен данными с сервером, 
даже если GPS временно не работает.

Новые технологии

В Делимобиле и Ситидрайве в последние несколько лет используют новые технологии для определения местоположения машины.

  • Поиск по фото
    Можно найти машину по снимку, который оставил предыдущий водитель. Это помогает на многоуровневых парковках, где сложно ориентироваться: на фото виден этаж и цвет зоны.
  • Указание местоположения вручную
    Если GPS не определяет место завершения поездки, водитель может самостоятельно указать координаты
    или отметить точку на карте.
  • Бронь по госномеру
    Если машина рядом с пользователем свободна, её можно забронировать прямо на месте, без поиска в приложении.
  • Звуковые и световые сигналы
    Через приложение можно подать звуковой сигнал или помигать фарами. Это помогает быстрее найти забронированный автомобиль.

Польза сегодня и будущее технологии

Системы мониторинга помогают операторам управлять автопарком, а городам — понимать, как передвигаются машины, где нужны новые дороги и маршруты общественного транспорта. Кроме того, телематика делает каршеринг безопаснее. Уже сейчас операторы могут отправлять водителю уведомления о превышении скорости, резких манёврах и запрещённом месте для парковки.

А с прошлого лета «Делимобиль» первым начал тестировать систему ограничения скорости совместно с Дептрансом Москвы и НАМИ. В будущем в машины каршеринга могут установить модули, которые будут плавно снижать скорость в определённых зонах — по аналогии с ограничителями на самокатах.

 

Что это значит для города?

Каршеринг может стать тестовой площадкой для транспортных изменений. Он позволяет внедрять нововведения, контролировать их эффективность и, при успешных результатах, масштабировать на другие виды транспорта.

Это даёт возможность безопасно тестировать новые технологии, комбинировать решения и постепенно достигать того уровня безопасности, к которому стремятся городские власти.

Каршеринг — это не только удобный транспорт, но и мощный источник данных для развития города. Мониторинг поездок помогает операторам следить за безопасностью, а властям — улучшать инфраструктуру, оптимизировать дороги и разгружать улицы.


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление