Правительство Москвы: как город помогает развивать кикшеринг и что ждёт СИМ в будущем

В 2024 году в Департаменте транспорта Москвы появился Отдел новой мобильности. Его команда занимается регулированием и координацией работы с шеринговыми сервисами, которые сдают в краткосрочную аренду самокаты и автомобили. Самые крупные операторы кикшеринга, с которыми плотно работает Отдел, — Whoosh («ВУШ»), «МТС Юрент»
и «Яндекс Go»

В последние годы флот самокатов в Москве сильно вырос: с 2022 по 2023 их количество увеличилось почти в 1,5 раза — с 40 тысяч до 60 тысяч устройств. В 2024 году пользователи совершили свыше 70 млн поездок — это на 9% больше, чем годом ранее.

Мы поговорили с руководителем Отдела новой мобильности Полиной Стасюк и узнали, как она и коллеги справляются с регулированием рынка и каким видят будущее самокатов. Рассказываем о самом важном.

Тенденции кикшеринга в Москве

Примерно 85% поездок проходят по транспортному сценарию. Люди используют самокаты, чтобы добраться до ближайшей станции метро, МЦК, МЦД. CИМ становятся важным звеном, дополняющим систему городского транспорта

Полина Стасюк

60 тыс. ед. сейчас составляет парк самокатов

Для дальнейшего расширения необходимы новые велодорожки, парковки и усиленный контроль за эксплуатацией СИМ. Важным приоритетом стало формирование культуры вождения для всех возрастов

Кратно выросла частота поездок

Раньше самокаты воспринимались как способ досуга, теперь пользователи берут их напрокат каждое утро, чтобы доехать 
на работу.

72% пользователей

— женатые мужчины, работающие в офисе, чаще всего в сфере IT. Средний возраст — примерно 37 лет.

Cамокаты становятся более доступными и безопасными

Операторы сервисов аренды накопили опыт работы с масштабным парком: от оптимизации численности персонала до развития инфраструктуры. Москва активно поддерживает это развитие — сейчас протяжённость велодорожек в городе превышает 500 километров.

Сервисы аренды электросамокатов работают как устоявшийся механизм

— пользователям легко найти самокат и припарковать его в нужном месте.

Ситуационный центр

Для поддержания порядка на городских велопарковках Дептранс Москвы открыл на базе ЦОДД Ситуационный центр СИМ. Его специалисты отслеживают загруженность выделенных зон по камерам. Когда устройств на парковке слишком много, операторов просят их переставить — до того, как СИМ начнут мешать пешеходам.

Для этого сотрудники Ситуационного центра в режиме реального времени следят за городской картой, которая показывает ёмкость парковок и количество самокатов на них. В случае частых жалоб горожан центр перемещает парковку или демонтирует её.  Велопатрули регулярно объезжают город, фиксируют проблемы в инфраструктуре и нарушения на камеру, а также составляют отчеты.

На окраинных станциях метро Москвы, где высокая плотность населения, каждое утро скапливаются сотни самокатов. Ситуационный центр информирует операторов сервисов аренды, чтобы они организовали разгрузку.

Если сервисы не успевают, к работе подключаются эвакуаторы. В большинстве случаев операторы справляются сами, ведь поддержание порядка в городе важно и для имиджа бренда, и для удобства пользователей.

Полина Стасюк

Оптимизация парковки

Отдел новой мобильности активно следит, чтобы самокатов не было слишком много в одном месте, например, у метро. Для этого Полина 
с коллегами анализируют районы, выбирают зоны, где можно парковаться, не мешая людям и городской технике. Далее — организуют новые парковки.

Операторы кикшеринга направляют своих консультантов, чтобы помочь пользователям найти верное место для парковки и напомнить правила безопасного вождения. Также они объясняют, что за завершение аренды в неположенном месте выписывается штраф. В случае перегруза сотрудники сами убирают парковочные зоны.

Последние два года мы занимаемся не только физическими велопарковками, но и наносим разметку в местах с повышенной концентрацией СИМ.

Чтобы не мешать жителям домов и обеспечить доступность самокатов, мы стараемся размещать парковки с внешней стороны зданий и на удалении от окон. Если тротуар узкий, ищем альтернативные зоны, например, уже существующие карманы для парковки

 

Полина Стасюк

Идентификация самокатов

Отдел новой мобильности начал в тестовом режиме оснащать самокаты операторов номерными знаками, чтобы облегчить систему контроля за нарушениями. Ожидается, что в будущем знаки станут обязательными и для личных СИМ.

Мы проверили разные размеры номеров, чтобы они считывались камерами и были устойчивы к повреждениям.

Теперь камеры учатся распознавать нарушения, а операторы обновляют номера, общаются с пользователями и, при необходимости, штрафуют нарушителей

Полина Стасюк

Меры безопасности

Важная часть работы — просвещение населения: размещение плакатов, проведение опросов и информирование о ПДД. Кроме того, каждую неделю проходят рейды: специальные экипажи на ключевых точках города останавливают людей, которые не спешиваются на пешеходных переходах. Также город активно развивает «медленные зоны» при поддержке операторов.

Москва была одним из первых городов в мире, который ввел медленные зоны. Это участки на оживлённых улицах и в парках, где скорость самокатов автоматически ограничивается 
до 5-15 км/ч. Сейчас в Москве уже больше 350 медленных зон.

Сотрудники Отдела новой мобильности выделяют на карте участки, а операторы устанавливают на них ограничения скорости.
Мы развиваем самокаты как транспорт, но парки — это места для пешеходных прогулок с детьми и питомцами, не для транспорта

Полина Стасюк

Что делать, если в город пришли самокаты? 

Развитие микромобильности возможно только при активном взаимодействии города и операторов кикшеринга. Сервисы аренды готовы поделиться опытом: именно от них Отдел новой мобильности первые годы получал данные об инфраструктуре — в каких районах есть перегрузы, а где не хватает велодорожек.

Полина Стасюк предложила несколько инструментов, которые могут помочь власти наладить взаимодействие с кикшеринговыми сервисами:

  • Проводить соцопросы;
  • Смотреть на статистику ДТП;
  • Изучать отзывы в социальных сетях и СМИ;
  • Установить квоты, например, на расширение парка при условии выполнения городских требований;
  • Выделить специальные патрули, которые будут на регулярной основе объезжать маршруты и выявлять нарушения;
  • Установить зонирование. Город определяет медленные зоны или парковочные места, а сервисы сами вводят ограничения
    и рисуют разметку

Всегда надо искать причины, а не просто говорить: «Самокаты плохие, аварийные, закрываем». Например, самокаты могут быть аварийны
по ряду причин. Если устранить эти причины,  мы получим безопасный и удобный транспорт.

Полина Стасюк


Рекомендации

Запретить и зарегулировать [электросамокаты и каршеринг]. История ходит по кругу

История ходит по кругу — именно эта фраза крутится в голове, когда я смотрю на то, что сейчас происходит с электросамокатами в России. Не в первый раз общество в страхе перед очередным технологическим сдвигом начинает вибрировать.

Как электромобили приживаются в России

Когда-то электромобили в России были редкостью. Сегодня власти активно поддерживают распространение электромобилей, а каршеринг стал одной из первых площадок, где можно попробовать «зелёный» транспорт. Электрокары появились в сервисах в 2017 году, сегодня их более 200.

Разбираемся, какие меры поддержки вводит государство, как идёт локализация и сборка машин, насколько выросли продажи и почему инфраструктура всё ещё сдерживает рынок.

B2B-каршеринг: как операторы взаимодействуют с бизнесом, и кому это выгодно

В 2024–2025 годах популярность бизнес-каршеринга росла в пределах от 18% до 300% у разных операторов. Среди крупных клиентов — КАМАЗ, X5 Retail Group, Сбербанк, Инвитро, Лемана ПРО (ex-Леруа Мерлен), Лента, Детский мир.

Рассказываем, почему компании всё чаще предпочитают аренду машин, а не такси или собственный автопарк, и чем это полезно не только для бизнеса, но и для городской среды.

Поездок больше, средний чек меньше. Как меняется рынок кикшеринга?

По данным сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-Банка, во втором квартале 2025 года пользователи потратили на поездки в сервисах кикшеринга на 5% меньше, чем за тот же период прошлого года. 

Рассказываем, что на самом деле стоит за падением среднего чека и как меняется поведение людей на самокатах.

Юлия Цай

Средняя скорость автобусов в миллионниках России — 20–26 км/ч

По данным исследования журнала Мобилити на основе данных сервиса 2ГИС, наземный городской транспорт в крупнейших городах России двигается со средней скоростью всего 20–26 км/ч. Такая скорость складывается с учетом остановок и дорожно-транспортной обстановки.

От диковинки до популярного вида транспорта: 10 лет каршеринга в России

10 лет прошло с момента, как каршеринг был официально включён в систему городского транспорта России. За это время появилось около 40 операторов, из которых примерно десяток продолжает работать до сих пор. Сервисы дошли до почти 30 городов, а число самих машин выросло со 100 до 75 тысяч. 

Вспоминаем основные моменты истории российского каршеринга. Читайте полную версию в PDF.

Юлия Цай

Что думают о кикшеринге пользователи: исследование Sidorin Lab

Электросамокаты любят за эмоции, удобство и выгоду. Центр аналитики Sidorin Lab проанализировал упоминания электросамокатов в соцсетях и мессенджерах (Telegram, ВКонтакте и др.) и выделил, что именно формирует отношение к сервисам кикшеринга.

Велоинфраструктура Парижа. Как найти место для дорожек там, где его нет?

И почему городу нужны улицы для людей, а не для автомобилей.

Как кикшеринги провели лето в 2025 году

В тёплую и сухую погоду самокаты особенно заметны в городе. На них ездят на работу и встречаются с друзьями, катаются по набережным и возвращаются домой поздним вечером, когда автобусы и метро уже не ходят.

За это лето пользователи совершили миллион поездок, а география сервисов ​​охватила десятки регионов от Москвы до Владивостока. Рассказываем, как прошло лето на самокатах, — в цифрах.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление