Колонка эксперта

Иван Юнин
Генеральный директор Фонда «Транспортные инновации Москвы»
Нужны ли каршерингу алкозамки и ограничители скорости?
После инцидентов с каршерингом регулярно поднимается вопрос о дополнительных ограничениях для арендных автомобилей — например, введение алкозамков и ограничения скорости. Однако такие предложения пока не доходят до реализации.
Генеральный директор Фонда «Транспортные инновации Москвы» Иван Юнин, поделился мнением относительно подобных инициатив.
Новые технологии, направленные на повышение безопасности, — это само по себе очень хорошо. Но любые инициативы требуют детальной проработки.
Алкозамки
Сторонники алкозамков уверены, что это поможет снизить аварийность, но на практике такие меры вызывают ряд вопросов — от их эффективности до экономической целесообразности.
1. Проблемы с гигиеной и контролем
Технология проверки алкоголя в крови требует контакта с оборудованием. Машину каршеринга используют в среднем 6 раз в сутки. В связи с этим возникает необходимость в тщательном контроле за чистотой алкозамков, а также за заменой расходных материалов.
Как обеспечить высокие стандарты гигиены и предотвратить возможность использования устройства неавторизованными лицами? Кроме того, как можно эффективно контролировать этот процесс удалённо, чтобы гарантировать безопасность и надежность системы? Эти вопросы требуют внимательного рассмотрения для обеспечения безопасности пользователей и поддержания высокого уровня сервиса.
2. Что насчёт остальных водителей?
Существуют штрафы за вождение в нетрезвом виде, которые распространяются как на личные автомобили, так и на каршеринг. Более того, в каршеринге, в отличие от личных авто, собирается информация о стиле вождения и нарушениях.
Эти данные позволяют каршеринговым компаниям не только выявлять водителей, которые систематически нарушают правила, но и применять санкционные меры, вплоть до временной блокировки доступа к сервису. Не совсем ясно, почему алкозамки должны стоять только в арендных автомобилях.

Новые технологии, направленные на повышение безопасности, — это само по себе очень хорошо. Но любые инициативы требуют детальной проработки.
Ограничение скорости
Ограничение скорости направлено на повышение безопасности, однако не ясно, как технически это будет реализовано. Ошибка в такой системе может быть чревата последствиями.
1. Точно ли это безопасно?
У водителя есть вся полнота понимания ситуации, которая происходит на дороге. Принудительное внешнее вмешательство в движение может привести к страшным последствиям. Кроме того, не совсем ясно, как поможет принудительное ограничение скорости в экстренных ситуациях и маневрах, в которых необходим разгон.
2. Техническая реализация
Ошибки в системах ограничения скорости могут привести к ДТП, но пока неясно, кто будет за них отвечать — оператор, производитель оборудования или сам водитель.
Экономическая целесообразность
Каршеринг — это бизнес с очень непростой экономикой. При медианной стоимости оборудования и его установки в 110 000 ₽ это обойдется компаниям суммарно в более чем в 8 млрд ₽.
Компании заинтересованы в безопасности не меньше, чем кто-либо другой. И добились в этом больших успехов. Ведь любое происшествие на каршеринге влечёт за собой финансовые и репутационные потери для компании.
На мой взгляд, активное регулирование извне может привести к опасным последствиям для этой новой отрасли. А возможно, станет экономически неподъёмной для операторов.