Кикшеринг в международной практике: самое главное из исследования Dott

Dott — это крупный оператор шеринга электросамокатов и электровелосипедов, действующий в десятках городов мира 
с 2018 года.

География и масштабы позволяют компании собирать большой массив данных для самостоятельных исследований:

  • больше 51 тыс. ед. электросамокатов 
и электровелосипедов насчитывает Парк компании
  • 9 стран 40 городов присутствия: Бельгия, Франция, Израиль, Италия, Нидерланды, Польша, Испания, Швеция и Великобритания

Миссия Dott — сделать города более экологичными. Поэтому оператор ежегодно исследует, какое воздействие на экологию оказывают поездки на самокатах и велосипедах, а также изучает, как меняются транспортные сценарии людей при доступности кикшеринга.

На основе данных 
о своих самокатах компания проанализировала:

  • модальные поездки — поездки с использованием разных видов транспорта;
  • безопасность кикшеринга;
  • влияние новой микромобильности на города и людей

Рассказываем самое главное из исследования зарубежного оператора и отмечаем, какие практики нашли применение на отечественном рынке.

 

Модальный сдвиг

По наблюдениям Dott, в городах с развитым и доступным кикшерингом жители охотно переходят на общественный транспорт, что позволяет разгрузить наиболее напряжённые транспортные магистрали.

Модальный сдвиг — это перевод пассажиропотока с личного на общественный транспорт. 

Ключевым условием для такого сдвига является инфраструктура: важно создать разветвлённую сеть стоянок для самокатов,
а также обеспечить их доступность и удобное расположение.

По мнению компании, кикшеринг — это катализатор модального сдвига. Он повышает эффективность общественного транспорта и помогает людям отказаться от личных автомобилей.

Исследование Dott показывает, что поездки на шеринговых СИМ больше не случайны: пользователи заранее планируют маршруты с расчётом на кикшеринг и используют его для деловых поездок.
33% ассажиров используют Dott, чтобы добраться на общественном транспорте в недоступные районы
Благодаря кикшерингу горожане:
  • могут добираться до тех остановок транспорта, куда им неудобно идти пешком;
  • предпочтут не искать парковочное место для своей машины в пункте назначения, а добраться на общественном транспорте;
  • могут без автомобиля проехать в районы с плохой транспортной доступностью.

Повседневное использование

Опрос 6930 пассажиров в 11 городах Европы в 2023 году показал:

  • 63% поездок на арендованных самокатах совершаются по пути на работу
  • 60% пассажиров используют Dott не реже одного раза в неделю

Совмещение с общественным транспортом

Поскольку на арендованных самокатах и велосипедах люди могут быстрее и комфортнее добраться до отдалённых остановок, поездки на кикшеринге органично соединяются с поездками на автобусах, метро, трамваях и пригородных поездах.

  • 43% поездок поездок на Dott сочетаются с поездками на общественном транспорте
  • 1,8 млн дополнительных поездок на общественном транспорте в 2023 году сочетались с поездками на Dott

Доступность отдалённых районов:

Опрос 6930 пассажиров в 11 городах Европы в 2023 году показал:

  • 33% пользователей выбирают кикшеринг для поездок в отдалённые районы, недоступные для общественного транспорта

По наблюдениям Dott, кикшеринг удобнее использовать вместе с общественным транспортом, если приложения для планирования маршрутов предлагают такой вариант. Самокаты быстрее становятся частью повседневных поездок, когда люди видят их на картах как один из вариантов передвижения.

А как у нас?

Навигаторы «2ГИС», «Яндекс Карты» и «Московский транспорт»
при прокладывании маршрута показывают ближайшие самокаты 
и велосипеды для аренды, маршруты и расчёт времени в пути для них.

Приложения предлагают самый удобный путь с учётом лестниц, калиток, наземных и подземных переходов. В «Яндекс Картах» также отмечены электросамокаты «Яндекс Go» и станции проката «Велобайк» и «Велогород», а при нажатии на их метки приложение сообщает, сколько велосипедов свободно.

Экологичность

Самокаты и велосипеды производят меньше вредных выбросов, чем автомобили или мопеды. 1,5 км езды на самокате приводят к выбросам около 200 грамм СО2 в атмосферу, что примерно в два раза меньше, чем углеродный след обычного автомобиля. Поэтому оператор ежегодно исследует, как кикшеринг влияет на повседневную жизнь людей в разных странах.

Столько выбросов в атмосферу удалось избежать в 2023 году благодаря тому, что пользователи Dott предпочли самокат или велосипед вместо «грязного» транспорта.

Миллионы километров на СИМ вместо «загрязняющих»
поездок

* Поездки на личных автомобилях, такси, попутках, мопедах или мотоциклах — видах личного транспорта, загрязняющих экологию 
** В 2022 году и ранее Dott не анализировал эти параметры.

Безопасность для пользователей

Что сделали для снижения уровня травматизма?

  • Проводили очные обучающие мероприятия, на которых представители компании объясняли, как управлять СИМ безопасно.
  • Сотрудничают с университетами для проведения образовательных программ среди студентов.
  • Напоминают в приложении о необходимости соблюдения трезвости и правил безопасного вождения.

А как у нас?

  • Перед поездками пользователи проходят обязательное обучение, в городах проводятся Школы вождения, онлайн-обучение в свободном доступе.
  • Регулярно проводят кампании по безопасному вождению самокатов в университетах.
  • Напоминают о ПДД, размещают соцрекламу. Вводят собственные технологии: например, Whoosh проводит тесты на реакцию перед поездкой, а его система «Антитандем» не позволяет ездить 
на самокате вдвоём.

Еще один аспект, связанный с безопасностью пользователей, — это возможность безопасно добраться до пункта назначения в позднее время, когда общественный транспорт уже не ходит или ходит пустой.

Безопасность для окружающих

Чтобы сделать кикшеринг более безопасным для окружающих, компания Dott активно работает над улучшением системы парковки своих СИМ
и внедрением технологий для предотвращения езды по тротуарам.

В 2023 году компания в пилотном режиме протестировала новые технологические решения для дальнейшего повышения уровня безопасности.

Dott

  • Captur Al: Автоматическое сканирование фотографий парковки с помощью искусственного интеллекта => Повышение соблюдения правил парковки в Мадриде на 20%.
  • Чат-поддержка в реальном времени для обучения парковке => 97% СИМ припаркованы правильно в 2023 году.
  • Анализ более 1000 поездок с помощью компьютерного зрения:  95% времени поездки проходят по велодорожкам. 65% случаев езды по тротуару обусловлены внешними факторами (доступ 
к инфраструктуре).

А как у нас?

  • Проверяют соблюдение правил парковки с помощью системы мониторинга состояния и контроля местоположения самокатов. Штрафуют за нарушения.
  • Сотрудничают с городскими властями: передают данные о поездках, размечают парковку для самокатов в согласованных местах.
  • Ассоциация операторов микромобильности запустила в России федеральный чат-бот в Телеграме «Самокаты: общественный контроль» для сообщений о нарушениях.

Рекомендации

Как работает динамическое ценообразование в каршеринге — и зачем оно нужно

Во всех крупных каршерингах сегодня действует динамическое ценообразование. Это значит, что стоимость аренды не фиксированная и меняется в зависимости от множества факторов. Поездка по одному и тому же маршруту может стоить по-разному — в зависимости от персонального рейтинга пользователя, времени, места, условий и спроса. Разбираемся, зачем нужна такая система и как она работает

В Сочи обустроили парковочные карманы для СИМ и поставили первый в России знак самокатной парковки

В Сочи стартовал пилотный проект по размещению самокатов в «парковочных карманах» для автомобилей. Городские власти вместе с кикшеринговыми сервисами Whoosh и МТС Юрент начали обустраивать такие зоны рядом с пешеходными переходами

Юлия Цай

«Рациональное регулирование»: как работает кикшеринг в Сириусе

Федеральная территория «Сириус» стала одной из первых в России, где тестируют «умные» камеры, следят за данными перемещений и используют СИМ в полиции. Как работают эти меры, мы узнали у Алексея Коломыцкого, начальника отдела мониторинга и контроля департамента внутренней политики и организационной деятельности администрации ФТ «Сириус»

Как школы вождения самокатов повышают безопасность в 2025 году

Самокатов в городах становится больше — ими пользуются не только подростки, но и взрослые для ежедневных поездок по своим делам. Чтобы повысить культуру вождения и сделать поездки безопаснее, операторы проводят свои образовательные мероприятия — от лекций до практики на площадках. Рассказываем, как устроено обучение в 2025 году и зачем оно нужно городам

Зачем каршерингу разные машины — и как это помогает городу

Один водитель берёт авто в аренду, чтобы быстро доехать до метро, другой хочет с комфортом добраться до ресторана, третьему нужно перевезти холодильник, а четвёртый просто катается на машине мечты — например, Porsche. Рассказываем, какие автомобили пользуются спросом, для кого нужны разные категории машин в каршерингах, и что эти данные могут рассказать о жизни городов

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 3 по 12 июня

Яндекс Go запустил Хаб с маршрутами для всех видов транспорта, МТС Юрент обновляет номера самокатов в регионах, а Whoosh вырос в Южной Америке на 163%. В городах проходят школы безопасной езды, BelkaCar помогает волонтёрам, а в Петербурге готовят гибкую систему парковок. ДТП с СИМ в Москве снизились на 65% — во многом благодаря контролю операторов

Трушеринг

Перейти на сайт

Статистика: число ДТП с участием электросамокатов в Москве снизилось более чем на 65%

По данным Главного управления МВД, с начала сезона в столице было зарегистрировано 159 аварий с участием СИМ, что на 65,4% меньше, чем в 2024 году

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление