Как 1% нарушителей создаёт 99% проблем

На днях ждала знакомую в центре Москвы около парковки электросамокатов. Вечер, час пик. Знакомая опаздывала. А вот мчащиеся по своим делам самокатчики шли сплошным потоком

Парковка располагалась сразу за пешеходным переходом.  Я стала наблюдать. Первый пользователь — не спешивается, бросает самокат поперёк тротуара. Второй — не спешивается, но паркует самокат ровно. Третий — спешивается, паркуется ровно. Четвёртый, пятый, шестой… 12 пользователей, пара из которых не спешились и ещё двое припарковались так, что самокаты мешают пройти пешеходам.

Про 1% нарушителей

Моё наблюдение не претендует на статистику — выборка слишком мала, но показательна: большинство пользователей знают правила и готовы их соблюдать. Данные операторов подтверждают: только 1% пользователей нарушают порядок. И именно этот один процент из миллионов поездок мы видим в видеороликах и новостях про «опасные самокаты», которые активно вирусятся в соцсетях и мессенджерах.

99% порядочных пользователей самокатов остаются в тени — на дорогах мы замечаем только тех, кто преградил нам дорогу и припарковался не на том месте.

Почему мы запоминаем плохое лучше, чем хорошее

Человеческий мозг склонен запоминать негативные события, чтобы лучше предвидеть опасности — это важно для выживания и принятия решений. В психологии есть две теории, которые объясняют этот феномен: «эффект негативного предубеждения» и «моральная паника».

Эффект негативного предубеждения 

В 2016 году в канадском университете Макгилла провели эксперимент. Учёные изучали новостные предпочтения людей под предлогом исследования движения глаз. В результате выяснили, что все участники в первую очередь обращали внимание на заметки про коррупцию, преступления, несчастные случаи и скандалы.

При этом испытыуемые критиковали СМИ за фокус на негативе и признавались, что хотят читать больше позитивных новостей. Так появился термин «негативное предубеждение», который описывает наше подсознательное желание слышать, запоминать и передавать плохие новости. А если плохие новости лучше распространяются, то зачем СМИ освещать другие?

Моральная паника и СМИ

В 1971 году социолог Стенли Коэн ввел термин «моральная паника» в своей работе «Народные дьяволы и моральная паника». Он объяснял, как СМИ могут раздувать социальные проблемы, вызывая массовую тревогу и панику вокруг незначительных тем.

Часто причина такой паники оказывается преувеличенной, а иногда и вовсе используется для отвлечения внимания или манипуляции общественным мнением.

Проще обсуждать, как мешают самокаты, чем задаться вопросом: где обещанные велодорожки и развитая пешеходная инфраструктура?

При урегулировании страховых случаев c пользователями самокатов (97% из них не имеет отношения к пешеходам) мы видим из полученных заявлений, что причинами самого распространенного инцидента (падения с самоката) пользователи называют следующие:

Часто: вынужденный (неудачный) манёвр во избежание столкновения с пешеходами
из-за отсутствия выделенных дорожек.

Реже: неровность дорожного покрытия (наличие ям и трещин на нем).

Весьма редко: неисправность самокатов.

Продукты «АльфаСтрахование» защищают пешеходов, автомобили и самих пользователей самокатов. У лидеров рынка такая защита включена в 100% поездок, независимо от приобретения пользователем самоката расширенной страховки.

И по нашему мнению, рост и дальнейшее развитие качества инфраструктуры в городах приведет к снижению частоты страховых случаев.

 

Например, в конце 2023 года ГИБДД в своём отчёте отметила, что за 9 месяцев зарегистрировано 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с тем же периодом прошлого года количество аварий стало сразу на 215,9% больше.  Эта статистика быстро разошлась в СМИ и вызвала массу негативных эмоций.

Динамика аварийности 
с участием СИМ 
за 9 месяцев
каждого года

Однако новости не учитывали контекст. Статистика 2022 и 2023 гг. сильно отличается из-за нескольких факторов:

  1. В 2023 год (208 млн) в 2 раза выросло количество поездок на арендованных самокатах по всей России, по сравнению с 2022 годом (103,5 млн).
  2. В 2023 году изменился правовой статус самоката. До 2022 года у самокатов не было официального статуса, поэтому для них
    не собирали отдельную статистику ДТП.
  3. Изменились правила учёта ДТП, сейчас в статистике ДТП с СИМ учитывают самокаты, электроскутеры и мотоциклы, хотя у них разная мощность. 30,2% всех ДТП с СИМ выпадает на устройства с мощностью мотора от 0,25 до 4 кВт,
    а не на самокаты (0,25 кВт).

В итоге стереотип о том, что водители самокатов больше всего угрожают жизни пешеходов сильно преувеличен. Если присмотреться к статистике внимательно и убрать случаи ДТП с электроскутерами и мотоциклами, в 2023 году лишь один погибший в аварии с самокатом был пешеходом.

Для сравнения: восемь из десяти (77,8%, или 66 091) ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД водителями, совершены водителями легковых автомобилей. В таких ДТП погибли 6 828 (77,3%) человек и 87 870 (79,6%) получили ранения. Все эти показатели в десятки раз превышают статистику по СИМ.

Аварийность 
по вине водителей легковых машин за 9 месяцев 
каждого года

На фоне этих данных самокаты кикшеринга демонстрируют куда меньшую аварийность, а культура вождения среди пользователей СИМ продолжает расти. Так, в 2024 году Ассоциация операторов микромобильности озвучила статистику ДТП с арендными самокатами. По данным исследования, только одна из 90 тысяч поездок заканчивается инцидентом.

Положительную динамику подтверждает отчет Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Несмотря на то, что за девять месяцев 2024 года в России произошло 3,89 тыс. ДТП с участием СИМ — на 47,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, темпы прироста аварийности значительно снизились. В 2022 году аварийность выросла вдвое, в 2023 году — более чем в три раза.

Вывод: Опасность средств микромобильности — муха, из которой сделали слона. По сравнению с другими видами транспорта количество ДТП с самокатами значительно меньше, а главной проблемой остаётся 1% нарушителей. Именно с ними и нужно бороться, а не пытаться загрести всех пользователей под одну гребёнку с горящим словом «опасность».

Ксения Эрдман


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление