Как 1% нарушителей создаёт 99% проблем

На днях ждала знакомую в центре Москвы около парковки электросамокатов. Вечер, час пик. Знакомая опаздывала. А вот мчащиеся по своим делам самокатчики шли сплошным потоком

Парковка располагалась сразу за пешеходным переходом.  Я стала наблюдать. Первый пользователь — не спешивается, бросает самокат поперёк тротуара. Второй — не спешивается, но паркует самокат ровно. Третий — спешивается, паркуется ровно. Четвёртый, пятый, шестой… 12 пользователей, пара из которых не спешились и ещё двое припарковались так, что самокаты мешают пройти пешеходам.

Про 1% нарушителей

Моё наблюдение не претендует на статистику — выборка слишком мала, но показательна: большинство пользователей знают правила и готовы их соблюдать. Данные операторов подтверждают: только 1% пользователей нарушают порядок. И именно этот один процент из миллионов поездок мы видим в видеороликах и новостях про «опасные самокаты», которые активно вирусятся в соцсетях и мессенджерах.

99% порядочных пользователей самокатов остаются в тени — на дорогах мы замечаем только тех, кто преградил нам дорогу и припарковался не на том месте.

Почему мы запоминаем плохое лучше, чем хорошее

Человеческий мозг склонен запоминать негативные события, чтобы лучше предвидеть опасности — это важно для выживания и принятия решений. В психологии есть две теории, которые объясняют этот феномен: «эффект негативного предубеждения» и «моральная паника».

Эффект негативного предубеждения 

В 2016 году в канадском университете Макгилла провели эксперимент. Учёные изучали новостные предпочтения людей под предлогом исследования движения глаз. В результате выяснили, что все участники в первую очередь обращали внимание на заметки про коррупцию, преступления, несчастные случаи и скандалы.

При этом испытыуемые критиковали СМИ за фокус на негативе и признавались, что хотят читать больше позитивных новостей. Так появился термин «негативное предубеждение», который описывает наше подсознательное желание слышать, запоминать и передавать плохие новости. А если плохие новости лучше распространяются, то зачем СМИ освещать другие?

Моральная паника и СМИ

В 1971 году социолог Стенли Коэн ввел термин «моральная паника» в своей работе «Народные дьяволы и моральная паника». Он объяснял, как СМИ могут раздувать социальные проблемы, вызывая массовую тревогу и панику вокруг незначительных тем.

Часто причина такой паники оказывается преувеличенной, а иногда и вовсе используется для отвлечения внимания или манипуляции общественным мнением.

Проще обсуждать, как мешают самокаты, чем задаться вопросом: где обещанные велодорожки и развитая пешеходная инфраструктура?

При урегулировании страховых случаев c пользователями самокатов (97% из них не имеет отношения к пешеходам) мы видим из полученных заявлений, что причинами самого распространенного инцидента (падения с самоката) пользователи называют следующие:

Часто: вынужденный (неудачный) манёвр во избежание столкновения с пешеходами
из-за отсутствия выделенных дорожек.

Реже: неровность дорожного покрытия (наличие ям и трещин на нем).

Весьма редко: неисправность самокатов.

Продукты «АльфаСтрахование» защищают пешеходов, автомобили и самих пользователей самокатов. У лидеров рынка такая защита включена в 100% поездок, независимо от приобретения пользователем самоката расширенной страховки.

И по нашему мнению, рост и дальнейшее развитие качества инфраструктуры в городах приведет к снижению частоты страховых случаев.

 

Например, в конце 2023 года ГИБДД в своём отчёте отметила, что за 9 месяцев зарегистрировано 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с тем же периодом прошлого года количество аварий стало сразу на 215,9% больше.  Эта статистика быстро разошлась в СМИ и вызвала массу негативных эмоций.

Динамика аварийности 
с участием СИМ 
за 9 месяцев
каждого года

Однако новости не учитывали контекст. Статистика 2022 и 2023 гг. сильно отличается из-за нескольких факторов:

  1. В 2023 год (208 млн) в 2 раза выросло количество поездок на арендованных самокатах по всей России, по сравнению с 2022 годом (103,5 млн).
  2. В 2023 году изменился правовой статус самоката. До 2022 года у самокатов не было официального статуса, поэтому для них
    не собирали отдельную статистику ДТП.
  3. Изменились правила учёта ДТП, сейчас в статистике ДТП с СИМ учитывают самокаты, электроскутеры и мотоциклы, хотя у них разная мощность. 30,2% всех ДТП с СИМ выпадает на устройства с мощностью мотора от 0,25 до 4 кВт,
    а не на самокаты (0,25 кВт).

В итоге стереотип о том, что водители самокатов больше всего угрожают жизни пешеходов сильно преувеличен. Если присмотреться к статистике внимательно и убрать случаи ДТП с электроскутерами и мотоциклами, в 2023 году лишь один погибший в аварии с самокатом был пешеходом.

Для сравнения: восемь из десяти (77,8%, или 66 091) ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД водителями, совершены водителями легковых автомобилей. В таких ДТП погибли 6 828 (77,3%) человек и 87 870 (79,6%) получили ранения. Все эти показатели в десятки раз превышают статистику по СИМ.

Аварийность 
по вине водителей легковых машин за 9 месяцев 
каждого года

На фоне этих данных самокаты кикшеринга демонстрируют куда меньшую аварийность, а культура вождения среди пользователей СИМ продолжает расти. Так, в 2024 году Ассоциация операторов микромобильности озвучила статистику ДТП с арендными самокатами. По данным исследования, только одна из 90 тысяч поездок заканчивается инцидентом.

Положительную динамику подтверждает отчет Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Несмотря на то, что за девять месяцев 2024 года в России произошло 3,89 тыс. ДТП с участием СИМ — на 47,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, темпы прироста аварийности значительно снизились. В 2022 году аварийность выросла вдвое, в 2023 году — более чем в три раза.

Вывод: Опасность средств микромобильности — муха, из которой сделали слона. По сравнению с другими видами транспорта количество ДТП с самокатами значительно меньше, а главной проблемой остаётся 1% нарушителей. Именно с ними и нужно бороться, а не пытаться загрести всех пользователей под одну гребёнку с горящим словом «опасность».

Ксения Эрдман


Рекомендации

Трушеринг

Перейти на сайт

Кикшеринг в России 2024. Исследование. 31,2 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон.

Исследование рынка шеринга электросамокатов в России в 2024 году от издания «Трушеринг»

Трушеринг

Перейти на сайт

Операторы кикшеринга снизили максимальную скорость самокатов до 20 км/ч

Кикшеринги МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go ограничили скорость арендных самокатов и велосипедов до 20 км/ч во всех городах присутствия. По статистике сервисов, большинство пользователей едет по тротуару со средней скоростью 17-20 км/ч — новые правила не скажутся на продолжительности поездки.

Пока новая мера работает в режиме пилотного проекта. IoT-модуль, установленный в каждом самокате, технически не даёт устройству разогнаться выше установленного лимита.

Операторы снижают скорость, чтобы оценить, как это повлияет на комфорт всех участников движения на тротуарах. При этом отмечается, что май — самый активный весенний месяц по количеству поездок и притоку в сервисы новичков.

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 8 по 15 апреля

Каршеринг выходит в регионы: Ситидрайв запустил долгосрочную аренду в четырёх городах, Делимобиль начал работу в Челябинске. Яндекс Драйв расширил зону завершения поездок в пяти мегаполисах. В Подмосковье сделали парковку для мотоциклов бесплатной, а BelkaCar готовится к pre-IPO.

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 26 марта по 9 апреля

В Европе набирает обороты велопрокат: Лондон и Стокгольм снижают тарифы и налоги, стимулируя рост микромобильности, а Voi и Bolt расширяют флот. В Лондоне участились кражи батарей, но телематика помогает отслеживать преступников. Южная Европа лидирует по росту стационарного проката: в 2024 году флот велосипедов в ЕС увеличился до 254 тысяч, а число поездок достигло 227 млн.

Платные парковки 
и каршеринг: как города уменьшают пробки на дорогах

Города борются с пробками и перегруженностью дорог, ограничивая число личных автомобилей. Один из самых эффективных инструментов — платные парковки: они мотивируют водителей пересаживаться 
на общественный транспорт и делать выбор в пользу каршеринга.

Средний легковой автомобиль перевозит 1,3–1,7 человека, а одна каршеринговая машина заменяет до шести личных автомобилей, сокращая нагрузку на дороги и освобождая городское пространство — 
в том числе потому, что не простаивает на парковке, а находится 
в постоянном использовании.

Но для работы этой системы важна продуманная инфраструктура — прежде всего, удобные парковочные зоны. Как платные парковки помогают развитию каршеринга и почему это выгодно всем? Разбираемся в материале.

Сезон кикшеринга 2025: новые стандарты безопасности

Перед началом каждого сезона операторы тестируют новые технологии, обновляют парк и вместе с городскими властями разрабатывают меры для повышения безопасности в следующем сезоне.

Рассказываем, чем операторы занимались зимой и какие изменения ждут пользователей в 2025 году — от верификации через Mos ID 
до новых дорожных карт в регионах.

Китайские машины 
в каршеринге: технологии 
и комфорт

За последние три года китайские автопроизводители заняли больше половины российского авторынка и вышли в лидеры на рынке каршеринга. Вместе с этим растёт и доверие пользователей: 
китайские машины выбирают всё чаще — и в личном пользовании, 
и в сервисах аренды.

Разбираемся, как операторы адаптировались к новым реалиям 
и выстроили новую модель взаимодействия с китайскими брендами.

Сезон кикшеринга 2025: 
новые модели и умные системы

Кикшеринг в России — это бизнес с ярко выраженной сезонностью. Пока на улицах нельзя ездить на самокатах из-за погоды, операторы продолжают работать: обновляют парк, тестируют новые модели 
и разрабатывают новые технологии, чтобы сделать сервисы 
ещё безопаснее.

Рассказываем, что делают операторы зимой и какие обновления ждут пользователей в 2025 году.

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление